Государственный
музей-заповедник «Ростовский кремль» основан 28 октября (9 ноября) 1883 года
как Музей церковных древностей. Он расположен на территории архитектурного
ансамбля бывшего архиерейского дома (Ростовского кремля), который сформировался
в основном во второй половине XVII века в результате строительной деятельности
митрополита Ростовского и Ярославского Ионы III Сысоевича.
Инициаторами создания
музея были ростовские купцы, краеведы А.А. Титов и И.А. Шляков, другие
представители местной общественности. Деятельное участие в его организации
приняли архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев), ярославский
губернатор В.Д. Левшин, Московское археологическое общество.
Создание музея в одном из
древнейших русских городов, богатом историко-культурными памятниками, было
воспринято российской общественностью как событие общенационального значения.
Музей пользовался вниманием и поддержкой со стороны представителей
императорской фамилии, его почётными членами были наследник цесаревич
(впоследствии император) Николай Александрович, великие князья Владимир и
Сергей Александровичи.
Формированию и приращению
коллекций музея способствовали, помимо его основателей, епископ Угличский
Амфилохий, епископ Вологодский Израиль, ярославский губернатор А.Я. Фриде,
предводитель дворянства Ростовского уезда Д.А. Булатов, купцы И.А. Вахрамеев и
А.Л. Кекин, директор Императорской публичной библиотеки Ф.А. Бычков и другие
жертвователи. В 1880-х годах музейные экспозиции, размещённые в Белой,
Отдаточной, Ионинской палатах и Княжьих теремах (все памятники отреставрированы
на средства купцов Е. и В. Королёвых и др. жертвователей), посещали жители
самых разных мест Российской империи и иностранные граждане. Среди посетителей
музея тех лет — император Николай II, историки Д.И. Иловайский и И.В.
Помяловский, художники В.В. Верещагин и В.И. Суриков, композитор М.Л.
Балакирев, писатель А.М. Горький, певец Ф.И. Шаляпин, посол Франции Морис
Бомпар…
После Октябрьской
революции 1917 года Ростовский музей преобразуется сначала в Государственный
музей древностей (1918 г.), а затем в краеведческий (1934 г.). В сложной,
противоречивой обстановке 1920-х – 1930-х годов, когда происходили массовые
ликвидации и разорение храмов и монастырей, сотрудники музея во главе с
директором Д.А. Ушаковым проявили себя подлинными хранителями национального
культурного наследия, спасая от неминуемой гибели произведения иконописи и
декоративно-прикладного искусства. С организацией в 1959 году
Ярославо-Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ростовский
музей становится его филиалом, а в 1969 году обретает статус самостоятельного
музея-заповедника. В 1970-е – 1980-е годы значительно возрастает посещаемость
музея, чему способствовали развитие массового туризма и открытие популярного
туристского маршрута «Золотое кольцо».
Повышенный интерес
посетителей из разных стран мира вызывают памятники кремля, восстановленные
после урагана 1953 года (ведущий архитектор В.С. Баните), вновь открытые
экспозиции древнерусского искусства и Ростовской финифти. В настоящее время для
осмотра предлагаются храмы кремля с настенными росписями 1670-х – 1680-х годов,
комплекс административных, жилых и хозяйственных зданий, стены и башни,
экспозиции древнерусского искусства XII–XVII веков, русской живописи XVIII –
начала XX века, ростовской финифти, открытые фонды гончарной керамики, русского
и зарубежного фарфора, фаянса, стекла и кости. В фондах музея хранятся
произведения русского, советского и зарубежного искусства (живопись,
скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство), коллекции нумизматики,
археологии, оружия, рукописей и редкой книги. Для знакомства с ними в музее
периодически устраиваются фондовые выставки. Произведения из собрания музея
экспонировались на выставках в городах России, а также в Германии, Франции,
Ватикане, Финляндии, Японии.
Теперь о самом кремле. Его
ансамбль, занимающий 2 гектара, складывается из церквей и хозяйственных зданий,
обнесённых одиннадцатибашенной стеной, возведённой в 1670–1675 годах.
Специалисты утверждают, что стены эти строились не для обороны от врага, а как
декорация. Иными словами, забор вокруг резиденции митрополита возвели в
древнерусском «кремлёвском» стиле, с декоративными бойницами и зубцами.
Попасть внутрь можно через
ворота, украшенные надвратной церковью Иоанна Богослова (1683 г.), или через
пятиглавую церковь Воскресенья (1670 г.), украшающую ворота на северной стене.
Ансамбль Ростовского
кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию
архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли
архиерейским или митрополичьим двором. В настоящее время ансамбль делится на
три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский
двор, примыкающую к нему с севера соборную площадь и с юга — Митрополичий сад.
Главной доминантой
ансамбля является Успенский собор — старейшее здание города. Храм построен на
месте своих белокаменных предшественников XII–XIII веков в 1508–1512 годах.
Величественный объём собора, крытый по килевидным закомарам, венчает мощное
пятиглавие. Внутреннюю шестистолпную конструкцию здания на фасадах выявляют
пилястры довольно большого выноса. Многочисленные декоративные элементы:
аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филёнки и т.п. придают облику
храма особую пластическую выразительность.
Большая часть дошедших до
нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном в период
правления митрополита Ионы (1652–1690), который оказал значительное влияние на
формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около
1682 г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские
мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола:
«Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже, в 1688 года мастером
Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя
«Сысой», в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола
возвели дополнительный башнеобразный объём, примкнувший к северному фасаду
прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной
площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на
звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.
Строительство центральной
части кремлёвского ансамбля началось с формирования парадного двора, который
постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых
здесь в 50–60-е годы XVII века строится двухэтажный корпус Судного приказа.
Часть корпуса в XVII веке занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего
двора — Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром
общего управления епархией.
Около 1670 года вплотную с
Судным приказом возводится надвратная церковь Воскресения с фланкирующими её
северный фасад двумя крепостными башнями. Этим комплексом был великолепно
оформлен главный вход в митрополичий двор — Святые ворота. Облик церкви
Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишённого
украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным
кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также большим живописным
киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у
стоящего напротив Успенского собора. Однако сделано это с исключительной
сдержанностью.
По другую сторону от
центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведённый
при митрополите Ионе примерно в 50 – начале 70-х годов XVII века. Он с самого
начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его
богатейшей казны. Часть помещений занимал Казённый приказ, ведавший всеми
финансовыми делами епархии. До конца XVII века корпус оставался двухэтажным.
Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII века здание получило новый декор
в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины
XVII века, да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х
годов, напоминают о древнем облике сооружения.
В одном ряду с
митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70–80-е гг.
XVII в.), или, как его ещё называют, «Красная палата». Здание отличается
живописной компоновкой объёмов, каждый из которых завершён особой крутой
кровлей. Ещё большую живописность Государским хоромам придаёт великолепное
крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после
капитальной реставрации, проведённой в 1960-х годах.
Около 1675 года за
митрополичьими хоромами строится комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа
(позже — Спаса на сенях). В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и
другие хозяйственные службы, а в верхней — собственно церковь Спаса, большая
столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 году отдаточные
палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним
храмом митрополита Ионы. Её стройный объём, увенчанный золочёной главой на
барабане несколько усложнённой формы, господствует над окружающей застройкой.
Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно
зодчеством XVI века. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные
детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид.
Причём все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части
храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения.
Столовая, или Белая
палата, имеет традиционную для XVI–XVII века одностолпную конструкцию. Интерьер
хорошо освещают довольно широкие оконные проёмы, украшенные так называемым
«висячим каменьем». Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.
На протяжении 70–80-х
годов XVII века постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные
стены и башни митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами
крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего
боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным
палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с
самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она
призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии — одной из
крупнейших в России.
Одновременно со стенами и башнями
возводились корпуса, расположенные по периметру Г-образного в плане
хозяйственного двора. В них размещались хозяйственные службы, обеспечивавшие
жизнедеятельность митрополичьего дома. В корпусах между Водяной и Дровяной
башнями находились сушила, пивоварня, многочисленные кладовые палаты. А по
другую сторону от Дровяной башни — поварня и приспешня (пирожная), также
относящаяся к 70–80-м годам XVII века. Архитектурная обработка всех этих
сооружений очень скромна. Она практически совпадает с оформлением
хозяйственного корпуса, расположенного в восточной части центрального двора.
Так было подчёркнуто иерархически подчинённое положение хозяйственных корпусов
в общем художественном целом ансамбля.
Одной из последних
кремлёвских построек времени митрополита Ионы стала надвратная церковь Иоанна
Богослова (1683 г.) Это, пожалуй, самое совершенное произведение ионинских
мастеров. Всё лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей
резиденции, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Он как
бы весь устремлён вверх, что достигнуто за счёт сильно вытянутых по вертикали
основного объёма, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного
пятиглавия. Вместе с тем церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядной и
праздничной, чем предшествовавшие ей церкви кремля. В её облике уже отсутствует
противопоставление богато оформленного низа и сурового, почти аскетического
верха храма.
Совсем иную архитектурную
обработку имеет церковь Григория Богослова (1680-е гг.) приписного, то есть
целиком зависимого от митрополита Григорьевского монастыря. На первый взгляд,
Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка
другим кремлёвским церквям. Но мы не найдём у неё ни аркатурно-колончатого
пояса, ни изразцового, ни богатых наличников.
Последним самостоятельным
сооружением кремля стала церковь Одигитрии, начатая в 1692 году и законченная в
1693 году. Ей приданы черты стиля «московского барокко», распространённого в
конце XVII – начале XVIII века. Но в отличие от большинства сооружений этого
направления церковь Одигитрии выглядит гораздо скромней. Мастера всё сделали,
чтобы гармонично вписать её в уже сложившийся ансамбль. Современная пёстрая
раскраска не первоначальная, а относится к более позднему времени.
Итак, к концу XVII века
завершилось в общих чертах формирование архиерейского двора. Все его
разнообразные сооружения были объединены в редкий по живописности, но в то же
время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность
цветового решения придавали ему особую одухотворённость. Белая со слегка
розоватым оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым,
почти чёрным цветом тесовых кровель и тускловатым блеском лужёного покрытия
глав и крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с
широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по
замыслу митрополита Ионы, должен был символизировать небесный град — горний
Иерусалим.
|