Впервые на страницах
русских летописей Кострома упоминается под 1212 годом. Весь город находился
тогда в устье реки Сулы, на перекрёстке современных улиц Островского и
Пятницкой.
Когда был перенесён кремль
на высокий холм — нынешняя территория парка культуры, в точности неизвестно.
Церковное сказание относит это ко временам правления князя Василия Костромского
(1272–1277) Однако более вероятно — это произошло после Куликовской битвы в
связи с участившимися нашествиями иноплеменных.
Остатки крепостного вала
«Старого города» просматриваются и сейчас при спуске к Волге по ул.
Чайковского. Юго-восточный угол кремля — на плане башня Вознесенская наугольная
— находился на месте нынешней беседки Островского. «Новый город» был пристроен
к северо-западной стене много позднее — после польско-литовского нашествия
начала XVII века. Территория его охватывала нынешние Красные и Мучные ряды;
юго-западная стена тянулась от выхода из парка культуры до начала ул.
Островского, где на правой стороне можно и сейчас найти остатки стены
Анастасьина девичьего монастыря.
План Старого и Нового
города реконструирован при работе над публикацией «Постатейная роспись Костромского
Кремля 1678 года». Рукопись её сгорела в пожаре Костромского архива 1982 года.
К счастью, у выдающегося краеведа прошлого века Александра Александровича
Григорова осталась её копия, которую историк Н.А. Зонтиков опубликовал в 5-м
выпуске альманаха «Костромская земля». В тексте «росписи» указана длина прясел
(стен) в саженях между всеми башнями Старого и Нового города. И все они совпали
с расстояниями по древнему плану города, наложенного на современную сетку
кварталов (несовпадение выявлено только для одной из башен северо-восточной
стены Нового города).
Несоответствие плана в
части количества и названий башен кремля тексту писцовой книги объясняется
временной разницей. За 50 лет между написанием писцовой книги и постатейной
росписи вполне могли не только измениться названия, но и ряд башен мог
исчезнуть. О том, что к 1678 году стены кремля стали утрачивать своё
оборонительное значение, свидетельствует, например, такая цитата из постатейной
росписи: «Пищали „Волконейки" и тюфяки и затяжные стволы и ядра лежат около
Соборной церкви. А иной городовой наряд — места, где тому наряду быть — не
построено. А тот городовой наряд, медные и железные пищали к стрельбе годятся и
изнутри все ли они в целости ль — того не ведомо. От многих лет и от пожарного
времени, как Кострома в прошлом 162 году сгорел и от того времени тот городовой
наряд не чищен и в тех пищалях пыли из земли насорило. А железные пищали все
заржавели и чистить тот наряд некому. Пушкарей только два человека, а
государева жалованья им не идёт. А костромские посадские и уездные люди без
указу великого государя того городового наряду не чистят».
Богоявленский мужской
монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в
1426 году на реке Суде, неподалёку от центральной части города — Костромского
кремля. Его «строителем» и первым игуменом летопись называет преподобного
Никиту — «сродника и ученика» преподобного Сергия Радонежского.
Долгое время монастырь
оставался деревянным. Его первым каменным зданием стал пятиглавый Богоявленский
собор, построенный в 1559–1565 годах при царе Иоанне IV, Грозном, по
благословению святителя Макария — митрополита Московского. Собор возведён был
артелью каменщиков, прибывших в Кострому, как предполагают, из Ростова
Великого. За образец строители взяли Успенский собор Московского Кремля.
Богоявленский собор —
древнейшее каменное здание Костромы из сохранившихся до наших дней. В начале
XVII века к нему была пристроена каменная колокольня. «Звон» её составляли 12
колоколов. На ней были установлены «боевые русские часы с перечасьем и
получасьем», их костромичи помнили ещё в прошлом веке, когда часов тех уже не
было.
Под собором находилась
усыпальница. Вечное упокоение нашли в ней племянники великого князя Василия II
Тёмного, — Иван, Андрей и Василий, погребены здесь именитые благотворители
монастыря из фамилий бояр Салтыковых, Кафтыревых, князей Хованских… Тут же
захоронены игумены и некоторые иноки монастыря. Все гробницы тщательно
сохранились. Увы, в послереволюционные годы, после закрытия монастыря, они были
уничтожены…
На протяжении своей
многовековой истории знал монастырь сей и годы расцвета, и годы полного
запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что
пользовался он покровительством и поддержкой и великих князей и государей
наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного — Анастасия.
Здесь уместно вспомнить: о том, что она будет царицей, предрёк ей преподобный
Геннадий Костромской и Любимоградский. И сам её царственный супруг не оставлял
Богоявленский монастырь своей милостью. Впрочем, помнит наша древняя обитель и
страшные дни гнева его, когда за почести, оказанные царскому племяннику,
направлявшемуся через Кострому из Первопрестольной в Нижний Новгород, жестоко
пострадали многие и сам игумен её. Скорый на гнев и расправу, государь
постарался затем искупить своей грех пред обителью, одарив её многими дарами и
милостями, но те страшные дни остались в истории обители и в истории града
нашего запечатлёнными навсегда…
Страшные дни…
Богоявленский монастырь помнит их немало. Все тяжкие испытания, все грозные
удары времени монастырь встречал и превозмогал достойно. В годы Смутного
времени, например, иноки его явили пример, достойный благодарной памяти
потомков, пример верности вере своей православной и Отечеству.
В конце декабря 1608 года,
когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского
монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться
захватчикам. Лишь после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен.
Одиннадцать его иноков приняли мученическую смерть.
О том, насколько известным
и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя
бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова в феврале
1613 года на Московском Земском соборе присутствовал и подписался под
избирательной грамотой в числе других выборных и настоятель этого монастыря
игумен Арсений.
XVII век для
Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на
строительство прислали многие, но главными жертвователями были: бояре
Салтыковы, мать царя Михаила — инокиня Марфа, его отец — патриарх Филарет и
другие патриархи московские и всея Руси…
В 1610 году была
воздвигнута каменная церковь во имя Св. Иоанна Богослова, которую освятил сам
патриарх Гермоген — будущий священномученик.
В начале того же столетия
к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты
Трёхсвятительская и Сретенская церкви, звонница с приделом в честь преподобного
Сергия Радонежского — в нижнем её ярусе — и церковь в честь святителей Михаила,
Петра и Ионы — над святыми вратами обители.
Особенно украсился
монастырь при игумене Герасиме. С 1542 по 1672 год, без какого-либо перерыва,
возводил он, одно из другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего
срока монастырь был обнесён каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь
приобрёл вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре — угловые и
две — надвратные.
В 1672 году Богоявленский
собор был расписан «на иждивение» боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому
же времени относится и написание на стене юго-западной башни иконы Богоматери
Смоленской, чудесно сохранившейся во время пожара 1773 года, после чего и
началось её особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня,
а в 1824 году алтайским миссионером, архимандритом этой святой обители Макарием
Глухарёвым, на средства костромского гражданина Ф.М. Обрядчикова возведена
небольшая церковь, названная в народе «Смоленской часовней».
В XVIII веке и в первой
половине XIX века Богоявленский монастырь переживал пору своего упадка. Новое
строительство в нём почти не велось. Лишь в 1752–1760 годах на средства
генеральши Екатерины Михайловны Салтыковой в монастыре была выстроена церковь
во имя Святителя Христова Николая — над гробом супруга её Михаила Петровича
Салтыкова. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года сюда были
помещены все присутственные места города, которые находились здесь до 1809
года. В 1814 году в монастырь была переведена Духовная семинария.
Пожар, истребивший в
сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский
монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не
могло быть и речи: город, посещённый столь страшной бедой, не имел возможности
оказать опустошённому и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь.
Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич
разбираемых его развалин для строительства частных зданий, щебень же отдавали
бесплатно — для мощения улиц. Были разобраны таким образом Сретенская и
Трёхсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все
жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал
существовать. Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай
Павлович повелел сохранить его как памятник древности. Скорее всего, остался бы
он со временем и памятником самому исчезнувшему монастырю, если бы не Божия
воля, явленная через игумению Марию, в 1863 году вступившую в управление
женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырём. В том году подала она
прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря под условием его
восстановления.
Начинается новая страница
истории древней костромской обители. Монастырь становится девичьим. Изменилось
и его название: к прежнему добавилось слово Анастасиин. Воистину символическое
добавление. «Анастасия» — с древнегреческого означает «воскресение». Именно
воскрешённым, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это
связано с новым его расцветом.
Начав трудный подвиг
возрождения монастыря, игуменья Мария фактически отстроила его заново. Прежде
всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны
три новые пристройки — с западной, южной и северной сторон, сам же древний
собор был превращён в алтарь. Просторный, обновлённый, с большим вкусом
украшенный, собор был торжественно освящён 28 декабря 1869 года. Позднее его
новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под
алтарём, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под
колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя
св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского. Возрождён был и
Никольский храм.
После пожара 1847 года
чудотворная икона Смоленской Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без
повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого
почитание сей святыни ещё более усилилось. Вскоре же после пожара Смоленскую
церковь начали восстанавливать. Возобновлена она была на средства Платона
Васильевича Голубкова, уроженца Костромы. Богослужения в ней постоянно
совершались и в годы полного упадка монастыря.
Трудами и заботами
игуменьи Марии была восстановлена почти полностью местами разрушенная монастырская
стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу.
Над юго-западными
въездными вратами во время пожара уцелела часть стены с древним изображением
лика Св. Николая, чудесно уцелели фонарь и верёвка, на которой фонарь висел
перед образом. Когда хотели приступить к разборке этих врат, каменщик,
поднявшийся наверх, неожиданно упал и сильно ушибся. После, на исповеди, он
поведал священнику, что был сброшен какой-то неведомой силой. Разборка врат
была приостановлена, образ св. Николая с тех пор стал почитаться особо. В 1871
году к уцелевшему остатку стены с изображением лика св. Николая была пристроена
деревянная часовня. Она осталась невредимой при следующем страшном пожаре,
посетившем Кострому в 1887 году, а в 1892 году была заменена каменной, более
просторной.
Во время пожара 1887 года
вновь остался невредимым в полностью выгоревшем храме чудотворный образ
Смоленской Божией Матери. Храм этот также был значительно перестроен в 1892
году.
В восстанавливаемом
игуменьей Марией монастыре были возведены три жилых корпуса для сестёр и
настоятельский корпус, а также — двухэтажный, с подвалом — Трапезный корпус, в
котором, помимо трапезной палаты, разместились хозяйственные помещения,
живописная и швейная мастерские. Несколько позже к западной стене Смоленской
церкви были пристроены два корпуса — казначейский и больничный. В подвале
больничного корпуса устроили резервуар, в который поступала самотёком речная
вода Суды для потребностей монастыря.
Все вновь построенные
здания были отмечены печатью высокого архитектурного вкуса. Одновременно
производился ремонт старых зданий и велось строительство новых в Анастасиином
Крестовоздвиженском монастыре, находившемся на территории Костромского кремля.
Монастырь этот игуменья Мария предназначила для учебно-благотворительных целей,
переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде
всего она устроила здесь училище для девочек, из которых в нём готовили
сельских учительниц.
В 1873 году в Анастасиином
Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, а в
его училище стали готовить ещё и сестёр милосердия. Позднее были организованы
такие же лечебницы для сельского населения в трёх вотчинах обители, где
крестьяне до того не имели никакой врачебной помощи. Сёстры милосердия —
воспитанницы монастыря — участвовали в борьбе с эпидемиями, лечили больных и
раненых во время войн. Деятельность народных лечебниц и курсов сестёр
милосердия принесла монастырю заслуженную известность и получила высокую оценку
государства. Был издан указ об открытии подобных лечебниц и курсов при других
девичьих и женских обителях страны.
После революции
Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что — навсегда…
Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница
были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив
располагался в соборе до пожара, случившегося, как уже говорилось, 16 августа
1982 года. В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные
знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным,
расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле,
Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов
русских.
Тот последний пожар,
казалось, подвёл последнюю черту под трагической и великой судьбой монастыря.
Надежды на его новое, тем более недалёкое и скорое, воскрешение не было
никакой. И всё-таки невозможное, невозможное по разумению человеческому,
свершилось…
Немало усилий пришлось
приложить архиепископу Костромскому и Галичскому Александру, чтобы монастырь
вновь был возвращён епархии. Именно его великими заботами, его попечением
возрождается ныне этот дивный монастырь.
Случилось удивительное.
Некогда, ровно столетие назад, посланницами Костромского Богоявленско-Анастасиина
монастыря был основан на эстонской земле Нюхтицкий монастырь. Ныне посланницам
Нюхтицкого монастыря суждено возрождать костромскую обитель…
В марте 1991 года из
Нюхтицкой Успенской обители в Кострому для восстановления Богоявленско-Анастасиина
женского монастыря по благословению святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II была направлена монахиня Иннокентия, которая 29 августа, в день
празднования феодоровской иконы Божией Матери, архиепископом Костромским и
Галичским Александром возведена в сан игуменьи.
Несколько ранее — 17
августа — был освящён Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города.
На следующий день сюда, с десятитысячным крестным ходом, была перенесена из
Воскресенского храма главная святыня Костромы — Феодоровская чудотворная икона
Божией Матери — древний явленный образ, которым инокиня Марфа благословила на
царство своего юного сына царя Михаила.
Некоторое время спустя в
собор были помещены и другие святыни — крест-мощевик с частицами мощей 400
святых и рака преподобного Макария Писемского.
Возрождается заботами
архиепископа Александра и прежняя традиция совершать крестный ход с Чудотворной
феодоровской иконой через весь город — 29 августа 1995 года на крестном ходе
собралось более 10 тысяч людей из разных областей и весей. |