Бейб Рат. Само это имя
возвращает память уже редеющему числу болельщиков, помнящих его гаргантюанскую
фигуру на тонких, как зубочистки, ножках, вновь и вновь запускающую мяч по
параболе, а потом кошачьими прыжками бросающуюся вдоль баз. Для людей старшего
возраста он является легендарным персонажем, придавшим особую окраску их
времени. Для лиц, принадлежащих к младшему поколению, он представляет собой
только имя, которое старики произносят с почтением и используют в качестве
эталона для современных игроков, таких как Хэнк Аарон и Роджер Марис.
Но Бейб
Рат был больше, чем просто имя. Он был неким учреждением, божеством. Один
видный методист <Член методистской протестантской церкви. > в свое время даже предположил, что «если бы апостол Павел жил в
наши дни, то он бы знал средний результат Бейба Рата». Спортивные журналисты,
имя которым легион, учредили настоящий культ Рата с великими жрецами, подобными
Раньону, Ларднеру, Райсу и Брауну, усердно проповедавшим евангелие от Рата. Они
называли его «Султаном удара», «Чародеем удара сильного», «Королем удара
среднего», «Бегемотом среди великих» и конечно же «Бамбино». Он считался идолом
американской молодежи и символом бейсбола во всем мире. Короче говоря, он
занимал особое место в священном узком кружке знаменитостей.
Каждый день приносил новые
почести и рождал преувеличенные истории о человеке, сделавшемся легендой своего
времени, включая его «красивый жест», его так называемый «Called Shot» в
мировой серии 1932-го, мгновение, которое никогда не получит полного
объяснения, и Рат вносил свой вклад в сборники рекордов каждым взмахом своей
биты, весом в 42 унции (1190 грамм). Болельщики наполняли стадионы для того,
чтобы просто увидеть его, они освистывали своих питчеров, когда он выигрывал
базу, охали и ахали при каждом его ударе. И раз за разом выбивая мяч с площадки
и изгоняя из справочников один рекорд за другим, Бейб Рат сделался наиболее
популярной спортивной знаменитостью Америки.
Дело в том, что век,
носящий имена «Ревущих двадцатых» и «Золотого века спорта», почитал свои
знаменитости. И никто не заставлял его реветь так, как делал Рат, человек,
посвятивший себя национальному времяпрепровождению — «так, чтобы они повопили».
В те дни, когда тяжелая лапа «сухого закона» придавила страну, Бейб каким-то
образом ухитрялся проскальзывать между ее всеобъемлющих пальцев. И тем не
менее, словно бы в плотно набитом шкафу его висело запасное тело, на следующий
день он объявлялся на стадионе, сбрасывал пальто из верблюжьей шерсти и шляпу,
влезал в полосатую форму «Нью-Йоркских Янки», прикрывая ей фигуру, которая в
каталогах готового платья именуется «объемистой» (но тем не менее не слишком
объемистую, чтобы помешать ему взять в десять раз больше баз, чем Лу Брок).
Рат впервые появился на
сцене в 1914-м девятнадцатилетним левшой-питчером, выступавшим за «Бостонские
Красные Носки». Но даже воспламеняя мир бейсбола своим пылающим быстрым мячом —
настолько быстрым, что он позволил Рату к двадцатитрехлетнему возрасту победить
в восьмидесяти играх (большего успеха в столь юном возрасте добивались лишь два
питчера из удостоенных пребывания в Зале славы), он также осуществлял какую-то
пиротехнику своей массивной битой, возглавив Американскую лигу с 11 круговыми
пробежками в укороченном войной сезоне 1918 года. В 1919 году руководство
«Бостона», поразмыслив, перевело юную звезду в аутфилдеры, при небольшом и
нечастом питчинге. Многие, подобно Трису Спикеру, полагали, что подобное
превращение было ошибкой. Спикер говорил: «Рат совершил серьезную ошибку, когда
отказался от питчинга. Выступая раз в неделю, он мог продержаться достаточно
долго и стать великой звездой».
Однако Рат взялся за
работу, чтобы доказать, что его хулители ошибаются. И уже скоро эти
безжалостные искатели, именуемые журналистами, обнаружили, что Рат поставил
рекорд по круговым пробежкам — 29 за один сезон.
Внезапно круговые
пробежки, удушенные стилем игры с украденной базой, сделавшимся популярным
благодаря «Ориолес» на рубеже столетий, вдруг вырвались из своего кокона с мстительным
пылом — милостью некоего Джорджа Германа «Бейба» Рата. И тут двое владельцев
изменили весь ход развития игры. Января 3-го числа 1920-го Гарри Фрейзи из
«Красных Носков», уроженец Тапиока-Сити, разорился после нескольких
взорвавшихся на Бродвее бомб, и, нуждаясь в деньгах для постановки «Нет! Нет!
Нанетт», продал Рата «Джейкобу Рупперту» и «Нью-Йоркским Янки» за 125000
долларов.
Рат и Нью-Йорк были
созданы друг для друга, и оба были больше самой жизни, заимствуя название
хвалебной песни Ирвинга Берлина <1888–1989 гг., один из самых известных
американских композиторов-песенников (Прим. перев.)> «Явился Рат» со
своей длинной битой. Пришла и толпа. В 1920-м Бейб «набил», «наколотил»,
«вмазал» и «влупил» — как хотите, так и называйте, — рекордные 54 круговые
пробежки, одну на каждые 11,8 подач, оставшиеся рекордными по сию пору. Один из
запущенных им в облака мячей заставил кого-то из зрителей умереть от волнения,
пока он наблюдал за полетом снаряда над «Поло Граундс». Каждый день рождал
новые почести и преувеличенные повествования о Бейбе.
Продолжая совершать
круговую пробежку за круговой пробежкой, увенчав процесс рекордными 60 в
1927-м, Рат сделался мифом на отведенных спорту страницах. Цитируя знаменитую
строчку Джона Кирнана: «Был ли кто-нибудь равен Рату — начиная от "старого
кота" и кончая последней "битой"?» И тот, кто когда-то видел
его, ответит — нет.