Игра в баскетбол была
изобретена Джоном Нейсмитом еще в 1891 году, когда он подвесил несколько
дырявых корзин из-под персиков в спортивном зале Ассоциации христианской
молодежи в Спрингфилде, Массачусетс. Однако шестьдесят пять лет спустя она была
преобразована в Бостоне Биллом Расселом.
Дело в том, что до Рассела
игра в баскетбол была просто игрой в лошадки — броски двумя руками, броски
одной рукой, броски крюком и в прыжке — без малейшей мысли об обороне. Рассел
изменил такое положение дел.
Начинал он как все.
Длинный (189 см) и тощий (58 кг) подросток, казалось, имел лишь одно измерение
— высоту. Рассел начал свою баскетбольную карьеру в качестве центрового третьей
пятерки в команде средней школы, в которой он учился. «На самом деле я не был
даже третьим, — вспоминал Рассел годы спустя. — У нас было пятнадцать
комплектов формы на шестнадцать игроков, и мы с одним парнем пользовались
пятнадцатым комплектом на двоих».
Посчитав, что хуже быть не
может, только лучше, молодой Билл вновь отправился в юниорскую университетскую
команду в свой юниорский год. Но после первого дня тренировок его исключили.
Однако его прежний тренер, что-то заметивший в молодом человеке, теперь
тренировал взрослую университетскую команду, и он пригласил Рассела к себе.
Билл оказался в глубоком запасе и провел весь сезон, полируя штанами скамейку.
«Во всяком случае, — вспоминал Рассел, — теперь у меня был собственный комплект
формы».
Ребеночек тем не менее рос
не по дням, а по часам, и на следующий год Рассел окончательно попал в
университетскую команду. Притом скорее в качестве начинающего, а не звезды.
Длиннорукий, словно образцовый бармен, Рассел блокировал броски, вытеснял
игроков соперника из своей зоны, и мерил паркет шагами, длинными словно циркуль
землемера. Однако эти оборонительные способности никак не отражались на строгих
колонках цифр, характеризующих результативность.
Словом, казалось, что
великие оборонительные способности Рассела так и останутся незамеченными. Так
было во всяком случае до одной игры во время его обучения на старшем курсе,
когда он набрал колоссальное для себя количество очков — 14. В тот самый вечер
на трибунах оказался член университетской команды из Сан-Франциско,
участвовавшей в чемпионате 1949 года. Он должен был удостовериться в
способностях игрока из противоположной команды. Но, увидав кривоногого юнца с
острыми, как ястребиные крылья локтями, определявшего игру на площадке,
разведчик из Сан-Франциско решил, что Рассел превосходно впишется в свойственный
его команде позиционный стиль игры и порекомендовал молодого человека для
поступления в университет.
Когда тренер «Доцентов»
Фил Вульперт впервые увидел неловкого 199-сантиметрового юнца на площадке, он в
первую очередь подумал о том, что понапрасну потратил время на нелепого с виду
новобранца. Однако долго удивляться ему не пришлось, поскольку Рассел
перевернул игру вверх ногами своим оборонительным мастерством. «Никто не играл
в баскетбол так, как это делал я, — скажет в будущем Рассел. — До меня никто не
блокировал бросков. Мне приятно думать, что я целиком изменил весь стиль игры».
Так оно и было. Движениями
испуганной голубки при размахе рук равном размаху крыльев доисторического
ящера, Рассел переписал заново основное уравнение игры. Вот он протягивает лапу
— словно лев за добычей — и перехватывает мяч; вот он, взмывая высоко над
горизонтом блокирует броски; вот контролирует всю игру и площадку.
Теперь уже более чем
двухметровый (203 см) и весящий 93 кг Рассел сделался истинной силой и вместе с
К.С. Джонсом привел Сан-Франциско к 28 рекордным победам при одном поражении,
причем двадцать шесть побед подряд было одержано после поражения от команды
Калифорнийского университета, Лос-Анджелес, на старте сезона. Потом Рассел
увенчал свой чемпионский сезон победой «Доцентов» в первенстве НКАА 1955 года,
набрав 118 очков в пяти играх и удостоившись звания самого полезного игрока
турнира.
Однако все эти достижения
стали всего лишь прелюдией к пиршеству в сезоне 1955/56 года. Полностью
оперившись и достигнув роста в 208 см, Рассел подавлял своих соперников на
середине площадки, и до корзины им уже добраться не удавалось. В результате
«Доценты», пропуская всего 52,2 очка за игру, возглавляли национальный список
по качеству обороны. Но что более важно, этот паук-сенокосец в баскетбольных
шортах провел Сан-Франциско через весь сезон без поражений — к двадцати девяти
победам подряд, сложившимся в победную серию из рекордных пятидесяти пяти
побед.
Рассел продолжил создание
своей легенды в проведенном после окончания сезона НКАА турнире, и «Доценты»,
вынужденные защищать свой чемпионский титул без напарника Рассела, К.С. Джонса,
выиграли свой второй титул подряд, а сам Рассел увенчал свою карьеру 26 очками,
заброшенными в финальной игре.
Невзирая на эти 26 очков,
результативность Рассела оказалась относительно скромной. В конце концов, те из
оракулов, которые блюли приверженность старинной и достопочтенной точке зрения,
гласящей, что лишь большое количество очков за игру заслуживает внимания, могли
насчитать в командах других колледжей не менее тридцати игроков, в среднем
набиравших больше очков, чем Рассел. С их точки зрения, игрока оборонительного
плана можно было считать баскетболистом лишь в той мере, в которой изюм можно
считать виноградом — только в техническом смысле слова и, так сказать, как
фигуру речи.
Одним из людей, не
придерживавшихся столь великих и проверенных временем истин был Ред Ауэрбах из
«Бостон Селтикс». Ауэрбах, придерживавшийся собственного мнения, просто не
предоставил Расселу возможности хорошенько подумать, сразу решив все вопросы.
Не считая нужным придерживаться вежливой выдумки о несуществовании
оборонительного баскетбола, Ауэрбах рассудил, что, хотя результативность
Рассела не из великих, когда он на поле противник много очков не набирает, во
всяком случае «Доценты» в течение двух лет возглавляли национальный список по
обороне.
Кроме того, более пяти
последних лет Ауэрбах собирал по кирпичику то, что можно было бы назвать
«династией» «Селтикс». В 1951 году он ввел в команду Боба Коуси, в 1952-м —
Билла Шармана; в 1955-м — Фрэнка Рамсея. Однако обладая таким блестящим набором
метких стрелков, Ауэрбах нуждался в важной детали, необходимой для
команды-чемпиона: сильном разыгрывающем, чтобы тот подносил мячи своим
пушкарям. Ну а после введенного за два сезона до этого правила двадцати четырех
секунд Ауэрбах прекрасно понимал, что быстрый отрыв эквивалентен победе в новом
уравнении баскетбола, выведенном НБА. То есть ему была необходима чека для
своего колеса. И таковой чекой, по его мнению, должен был стать Билл Рассел.
Однако Ауэрбаху нужно было
ответить на два вопроса, чтобы до исполнения своей мечты. Во-первых, «Селтикс»
значился шестым в списке приближающегося драфта, и его опережали две команды,
выражавшие свою заинтересованность в приобретении Рассела: право первого выбора
принадлежало Рочестеру, за ним шел Миннеаполис, искавший преемника недавно
отошедшему от дел Джорджу Майкену. Вторую проблему представлял собой сам
Рассел. Дело в том, что Билл Рассел был человеком гордым и имел собственные
планы. И планы эти включали в себя не только поездку в олимпийский Мельбурн
1956 года, игры в котором должны были начаться, когда сезон в НБА находился в
полном разгаре. Более того — он хотел иметь дело с НБА лишь на собственных
условиях, а не на тех, которые предлагала эта ассоциация. К тому же он уже
располагал предложением от команды «Гарлем Глобтроттерс», которое называл
роскошным, хотя, по правде говоря, контракт не был столь уж щедр.
Однако все кусочки
сложились в единое целое по плану Ауэрбаха. Во-первых, Рочестер, не
ознакомившись с содержимым бутылки, остался неудовлетворенным ее внешним видом,
и предпочел Расселу Сихуго Грина из Дукуэски. Потом Сент-Луис, шедший в списке
вторым, также миновал Рассела, поскольку уже заручился услугами Боба Петтита и
не располагал достаточными деньгами для покупки Рассела. К тому же Рассел
совершенно не стремился в Сент-Луис: самый южный из всех городов НБА в
пятидесятые годы едва ли мог представить собой гостеприимное место для
чернокожего атлета. Посему Ауэрбах, не снимая шляпы, с сигарой в зубах,
предложил «Ястребам» сделку: «простого» Эда Маколея, бывшего центровым
«Кельтов» последние шесть лет, и выпускника Сент-Луисского университета
форварда-новичка Клиффа Хагана за права на Рассела.
Хлеб, который Ауэрбах пустил
по водам, вернулся к нему пудингом. Но лишь после того как Рассел выступил на
Олимпийских играх. Когда Рассел впервые вышел на площадку за «Селтикс» 22
декабря 1956 года, Бостон имел 16 побед при 8 поражениях. В той первой игре —
по иронии судьбы против Сент-Луиса — он провел на поле 21 минуту, подобрал 16
отскоков, набрал 6 очков, внеся тем самым свой вклад в победу «Кельтов» над
«Ястребами» со счетом 95:93. А в течение последующих сорока восьми игр Рассел
вносил новое измерение в суть профессионального баскетбола, не просто принимая
участие в постановке игры, но продумывая их, сооружая, а потом полностью
оркеструя. Имея огромные руки, как бы существовавшие самостоятельно от тела, и
обладая прыжком, подвластным разве что авиационным диспетчерам, Рассел
доминировал на паркете, привнеся в игру новую «тонкость» и выплясывая фанданго
на пальцах ног игроков противника. Кроме того, он изобрел «сандвич Уилсона»,
посылая мяч прямо в лица ошеломленных снайперов противника, заставляя их
собирать зубы с паркета, запивая утрату бромной микстурой. В итоге он возглавил
список НБА по подбору за игру с показателем 19,6, а «Кельты» выиграли свой
первый чемпионат НБА, обойдя Эда Маколея, Клиффа Хагана и «Ястребов» из
Сент-Луиса.
На второй год Рассел
доказал свой потенциал, снова возглавив список лиг по подбору, на сей раз при
22,7 подборах за игру, а «Кельты» опять встретились в финале с теми же
«Ястребами» из Сент-Луиса. В первой же игре серии Рассел повредил лодыжку, что
существенным образом ограничило его подвижность. И без него «Селтикс» проиграл
три из четырех оставшихся игр. А с ними и чемпионат.
Если вы вели статистику,
то знаете, что в 1958–1959 годах произошло официальное начало так называемой
династии «Кельтов». Рассел доминировал на площадке, а соперники — включая
только что появившегося Уилта Чемберлена — расползались от него словно червяки,
едва попытавшись воспрепятствовать быстрым прорывам Коуси и Шармана. И «Кельты»
победили в лиге с рекордом сезона, а потом опередили «Воинов» и «Ястребов» в
чемпионате.
В последующие семь сезонов
Рассел и «Селтикс» доминировали в лиге, пользуясь настойчивой и упорной
обороной. Человек, которого известный форвард и остряк НБА Том Мешери назвал
«Бородатым Орлом» <Бородач или ягнятник, вид грифа-падальщика. (Прим.
перев.)>, играл элегантно и с нахальством, выполняя роль коня-коренника,
квартербека в чемпионской запряжке и приводя свою команду к беспрецедентной
полосе побед.
Но, как бывает всегда,
закончилась и эта полоса, и «Селтикс» начал уже новый этап, поменьше, на сей
раз с Расселом в качестве главного тренера. Первый чернокожий тренер во всей
истории спорта победил еще в двух чемпионатах, что дало ему одиннадцать побед
за тринадцать лет, а потом ушел победителем — каким и пришел в спорт.
Измерить величие атлета
можно, лишь подытожив его личные достижения, его рекорды. Еще можно подсчитать
его чемпионские титулы. И если вы надумаете сосчитать знамена, висящие на
балках Бостонского Гардена, и вспомните, что многие из них своим появлением
обязаны одному человеку, Биллу Расселу, то поймете, что у этого гордого игрока
были все причины для гордости, так как он был одним из величайших спортсменов
всех времен.