Это случилось, и случилось
на чрезвычайном военном совете, именуемом играми «Всех Звезд» НБА и АБА на
втором — и последнем — из этих маленьких междусобойчиков всем известной и
почтенной Национальной баскетбольной ассоциации и тощей самозванки,
Американской баскетбольной ассоциации, проведенном в нью-йоркском Колизее
Нассау ради блага нью-йоркских журналистов. И самих звезд, воспользовавшихся
этим поводом, чтобы еще раз показать себя лицом, а не качать права.
Но никто не блеснул там
талантом в большей мере, чем нью-йоркский игрок Джулиус Ирвинг, известный
знатокам и ценителям игры под именем «Доктор Дж.». Захваченный высоким порывом,
Ирвинг в тот вечер поверг и прессу, и зрителей в полное оцепенение своими воздушными
полетами. Он то взмывал в воздух, словно воздушный шар, чтобы подхватить
отскочивший мяч, то летел за мячом по площадке, словно бы не прикасаясь к
паркету ногами, — и везде и повсюду ошеломлял своими прыжками.
Один из таких моментов лег
в основу легенды о «Докторе Дж.». Этот волшебный момент произошел, когда Ирвинг
подхватил мяч после неудачного броска Конни Хоукинса, провел его вдоль всей
площадки — как говорят, от лицевой линии до лицевой линии, устремился к
корзине, взмыл над землей и через голову Хоукинса, обладателя права
собственности на подобные броски, движением массивной ладони послал мяч в
корзину, прежде чем покориться наконец гравитации. Он не обыграл визави, он
воспарил над ним. И все, кто видел это мгновение, замерли от восторга.
К этому времени Ирвинг
летал над паркетом уже несколько лет, используя площадку не столько в качестве
игровой, сколько в качестве стартовой. Худо было только то, что таланты его все
это время оставались скрытыми, сперва в Университете штата Массачусетс, а потом
под красно-бело-синей емкой корзиной под названием АБА.
Молодой Джулиус, тогда
называвшийся младшим, начал свою карьеру в высшей школе Рузвельта в Хэмпстеде
на Лонг-Айленде, где невзирая на свои способности, он играл немного до старшего
курса. Этот худощавый нападающий ростом в 192 см составлял, можно сказать, всю
команду Лонг-Айленда. Не слишком высоко оцененный, он выбрал Университет штата
Массачусетс, потому что, как сказал он сам, «я намеревался развиваться
атлетически, и мне было необходимо время для этого». И он действительно
развивался, не только прибавив за время обучения в колледже три с половиной
дюйма роста, но и набирая в среднем 26 очков и 20 подборов за игру.
Кроме того, в
Массачусетском университете он приобрел еще и прозвище. Ярлык навесил однокашник
Ирвинга, некто Леон Сондерс. Похоже, что Сондерс, не обладая баскетбольным
талантом Ирвинга, был наделен особым дарованием — любовью к спорам и
препирательствам. Во время тренировочных игр, проводившихся без судей, Сондерс
замечал фолы, называл их, немедленно вступая в спор, чтобы доказать свою
правоту. Обычно словесная победа оставалась на его стороне. «Я звал его
"Профессором", — вспоминал Ирвинг многие годы спустя, — потому что он
всегда рвался в спор. В свой черед он называл меня "Доктором Дж.". Мы
вместе ходили в колледж, и он звал меня так и в аудиториях и в общежитии.
Прозвище прилипло».
Ирвингу это имя
понравилось настолько, что на второй год своего пребывания в Массачусетском
университете он прихватил его с собой на знаменитый «Турнир Рюккер» в Гарлеме.
Когда размашистые, как у ветряной мельницы, движения рук и отрицающие всякую
гравитацию парения уже смутили публику и комментатор уже был готов назвать его
кем угодно — начиная от «Гудини» и кончая «чернокожим Моисеем», Ирвинг подошел
к нему и негромко проговорил: «У меня уже есть прозвище… Зовите меня
"Доктором"». И с того самого мгновения он стал «Доктором», а иногда и
«Доктором Дж.».
Но на «Рюккер-турнире»
произошло не только это. Все эти умопомрачительные подвиги привлекли внимание
не только комментатора, но и деятелей новой профессиональной лиги, Американской
баскетбольной ассоциации, которая предложила ему четырехлетний контракт на
сумму 500000 долларов в составе команды «Вирджиния Сквайрс».
И два сезона, играя перед
редкими болельщиками и еще более редкими журналистами, Ирвинг приносил свои
дарования в жертву на алтаре анонимности. Наконец «Сквайры» потонули в море
красных чернил <Красными чернилами в бухгалтерских книгах отмечаются
убытки (Прим. ред.)>, которое не заставил бы расступиться и сам Моисей,
и команде, чтобы выжить, пришлось продать своего ведущего игрока — и самого
меткого снайпера лиги — в «Нью-Йорк Нетс».
И с этого мгновения он
засиял, как и положено афроамериканской звезде, блистая артистизмом, вполне
заслуживавшим внимания нью-йоркских журналистов, тщетно рывшихся в словарях в
поисках подходящих для него эпитетов. Теперь спортсмен, известный под именем
«Доктора Дж.», творил свои чудеса, обманывая зрение публики своими полетами,
облик его начал приобретать эпические пропорции, к которым вполне подходили
слова «волшебный» и «захватывающий дух».
А потом, после третьего
сезона, проведенного им в составе «Нетс», НБА и АБА завершили свой спор и
баскетбольную войну, а НБА приняла четыре команды АБА в свою лигу на сезон
1976/77 года. Многие полагали, что причиной внезапного примирения стали не эти
четыре команды, а один человек: Джулиус Ирвинг.
Но еще до того как «Нетс»,
одна из четырех команд, взятых в НБА, сыграла свою первую игру в новой
компании, Джулиус Ирвинг ушел из нее в результате пересмотра контракта.
Генеральный менеджер
«Филадельфии 76» Пат Вильямс вспомнил о том, как он услыхал об освободившемся
Ирвинге и позвонил владельцу «Шестых». «У меня великие новости, — сказал он. —
У нас есть шанс получить Джулиуса Ирвинга». — «Отлично, — ответил владелец. —
Но кто такой этот Джулиус Ирвинг?» Вильямс, никогда не ограничивавшийся
строчными буквами, когда можно было использовать заглавные, пояснил: «Это Бейб
Рат баскетбола, вот так».
И в известном смысле так
оно и было. Джулиус Ирвинг во всем был таким же актером, каким был Рат, толпы
народа сходились, чтобы посмотреть на его представления, надеясь оказаться
зрителями его театра, надеясь увидеть, как он сотворит что-нибудь удивительное,
создаст тот незабываемый момент, который они смогут навсегда занести в книги
своих воспоминаний.
Ирвинг не разочаровывал,
превращая каждую игру в представление, а иногда и в высокую драму. Постоянно
открывая окошко физической невероятности, он то и дело ухитрялся на какой-то
короткий момент отменить Закон Ньютона, чтобы совершить очередную прогулку по
небу; или же, полагая, что всякий фокус заслуживает хорошего продолжения, он
умел прервать свой полет в высшей точке, как если бы попал в воздушную яму и
отклонился от задуманного маршрута; или пронестись по всей площадке, словно бы
поддерживаемый какой-то неземной силой. Глядя на него, ты всегда видел в нем
инстинктивного художника, способного влететь следом за тобой во вращающуюся
дверь и вылететь из нее первым.
Одиннадцать сезонов
«Доктор Дж.» творил свои зажигательные чудеса перед сотнями тысяч болельщиков,
не знавших, что человек способен летать, пока не увидели это собственными
глазами. И когда он наконец вышел в отставку — после сезона 1989 года, третьим
игроком по результативности в истории баскетбола и с имиджем самого
вдохновенного игрока своего поколения — сильный человек с низким баритоном и
многозначительной манерой выражаться, только он мог описать свой игровой стиль
такими словами: «Летать легко, надо только уметь это делать».