Когда будут написаны все
рождественские истории, когда закончится проза, когда исчерпается запас
газетных и телевизионных словес, а звуковые дорожки будут заезжены до хрипоты,
потомки все равно будут сидеть возле догорающего костра спортивной истории,
рассказывая друг другу об атлете, игравшем с пылом мальчишки и самозабвением,
так что следить за ним было чистейшим удовольствием, об Ирвине Мэджике
Джонсоне.
Освещая баскетбольную
площадку ясной улыбкой, такой широкой и непосредственной, словно это он сам
придумал процесс улыбки, этот взрослый ребенок, известный под прозвищем
«Мэджик» (волшебник) играл в баскетбол с самозабвением школьного прогульщика,
дорвавшегося до игровой площадки.
Игра эта началась в
Лансинге, Мичиган, где в юные годы Джонсон вставал пораньше и перед школой
заскакивал на игровую площадку, чтобы потренироваться до уроков. «Все думали,
что я свихнулся, — вспоминал он. — На часах семь тридцать утра, соседи
собираются на работу и переговариваются между собой: вон он скачет, рехнувшийся
майский жук».
«Майский жук» скоро
превратился в Мэджика, поскольку Джонсон перенес всю свою бурную энергию в
среднюю школу Эверетт в Лансинге, где в 1976–1977 годах он привел свою команду
к победе в чемпионате штата. Потом настала очередь Университета Мичигана, где
он привел «Спартанцев» к их первой за последние девятнадцать лет победе в
чемпионате «Большой Десятки» уже на первом курсе, а потом, на втором, вывел их
в финал НКАА, где в драматическом матче против Ларри Бёрда и его команды из
штата Индиана, считавшейся фаворитом номер 1, перебросал Бёрда — 24 очка против
19, сделав Мичиган чемпионом НКАА.
Мэджик разработал свой
свободный стиль еще в команде Мичигана. Оценив быстрым взглядом перспективы
каждого из партнеров по команде, Джонсон раздавал пасы, словно официант блюда.
Некоторые из них были точны и отрывисты как телеграмма; другие происходили как
бы независимо от сознания, они возникали из ниоткуда, с присущей Мэджику
скрытностью — пролетая над головой, выпрыгивая из-за спины, неведомым образом
просачивались сквозь лес поднятых рук. И все они были посланы рукой мастера.
Тренер Мичиганского
университета Джад Хиткоут поощрял его в этом. «Его не волновало, каким именно
образом я отправил мяч своему партнеру по команде, раз тот получал его, —
говорил Джонсон. — Из-за спины, над головой — какая разница. Но я был обязан
переправить мяч, в противном случае меня ждали неприятности».
Но Мэджик Джонсон не
только изобрел себя самого, выступая за Мичиганский университет, он заново
изобрел и игру центрового, преобразив самое уравнение игры и определение его
функций. До того как он появился на сцене, центровой представлял собой самого
большого игрока команды — и в прямом, и в переносном смысле. Но с появлением
Мэджика упор стал делаться на игру в пас. И впервые квартербеком баскетбольной
команды стал высокий человек — в Мэджике было 208 сантиметров. Джонсон,
начинавший свою карьеру в качестве форварда и перешедший в оборону потому, что
его умение играть в защите — читай играть в пас — было нужно команде, на свое
счастье пользовался поддержкой тренеров. Полной поддержкой. И поступив так, они
изменили лицо баскетбола — как и улыбчивое лицо парня, умевшего отправить мяч
куда угодно.
«Лос-Анджелес Лейкерс»,
получив право первого выбора в драфте НБА того года, благодаря обмену с «Юта
Джазз», потратили это право на выбор этого игрока, отчасти механика, отчасти
волшебника, но игрока с большой буквы, справедливо полагая, что его таланты и
высокооктановый мотор сделают «Лейкерс» чемпионом.
В предсезонном
тренировочном лагере ветераны «Лейкерс» с любопытством поглядывали на новичка,
носившегося по баскетбольной площадке как ошалелый заяц, «нервного и
перепуганного от усердия». Хлеставшая из парня энергия превращала его в некое
подобие взволнованного оленя, каковое имя он и получил, став для начала Баком,
а не Мэджиком. Но Мэджик или Бак, какая в том разница, поскольку Джонсон
электризовал всю команду, передавая мяч партнерам, раздавая пасы, как написал
один из журналистов, «с бескорыстностью раннехристианского мученика»,
забрасывая из прыжка прямые мячи в корзину, — под стук мяча в дриблинге и под
улыбку, достойную кинозвезды.
Чары Джонсона работали, и
«Лейкерс» — финишировавшие в предыдущем году при 47:35, а затем проигравшие в
полуфинальном круге плей-офф, победили в чемпионате НБА 1979/80 года благодаря,
как вы уже догадались, Мэджику, расшевелившему команду и названному «самым
полезным игроком плей-офф».
Но Джонсон принес с собой
в НБА не только свое мастерство, но и нечто менее материальное, но более
важное. Дело в том, что в то время, когда Мэджик появился в лиге, НБА самым
серьезным образом нуждалось в носителе харизмы. Достижения ее многочисленных
звезд производили впечатление куда большее, чем их личное обаяние. Лица их были
столь же неподвижны, как и каменные черты президентов на горе Рашмор, их
общение с прессой и публикой было едва ли более выразительным. И тут явился
Мэджик, наслаждавшийся вниманием прессы в той же мере, как прочие считали его
докукой, и отпускавший улыбки столь же широкие, как и Джон Смит, увидевший
перед собой Покахонтас. Пресса его любила.
Публика тоже. И особенно
та, что собирается в лос-анджелесском «Форуме», где знаменитости чествуют
знаменитостей. С каждым невероятным пасом, с каждым искусным нырком, с каждым
метким броском, с каждой радостной улыбкой, демонстрирующей, что «представление
началось», «Форум» все больше и больше подпадал под его очарование, добавив имя
«Мэджик» к списку лос-анджелесских знаменитостей. Волшебный цирк Джонсона
разъезжал по стране, и к общему хору присоединялись восхищенные голоса
болельщиков из других городов НБА.
Последующие одиннадцать
лет Мэджик продолжал свою веселую жизнь, а лига в знак признательности осыпала
его всеми почестями и подарками: в том числе званием самого ценного игрока (три
раза), лучшего игрока плей-офф (три раза), попаданием в сборную НБА всех времен
(девять раз), и так далее, и так далее вплоть до приза игроку, первым введшему
в баскетбольный жаргон словосочетание «двойной триплет».
А потом все вдруг закончилось
— 7 ноября 1991 года. На созванной «Лейкерс» пресс-конференции сотни
журналистов и не меньшее количество доброжелателей, глотая слезы, узнали от
Мэджика, что его анализы выявили положительную реакцию на СПИД. «Жизнь
продолжается, и я намереваюсь жить счастливо», — сказал он, блеснув своей
заразительной, так сказать волшебной, улыбкой.
Но хотя Мэджик оставил НБА
в связи с инфицированностью вирусом, который вызывает СПИД, его улыбка и дух
остались в игре. И на первой из выставочных игр «Всех Звезд» НБА три месяца
спустя, забросив решающий, победный мяч, он сказал: «Я словно бы сидел за своей
пишущей машинкой, и она сама напечатала: «Этот бросок был моим последним
броском», а потом — в Барселоне, где он появился в качестве участника «Дрим
Тим» и вдохновил сотни атлетов всех стран в матче открытия нарушить официальный
строй, чтобы взглянуть на всемирную легенду.
Ирвин Джонсон заслужил свое прозвище «Мэджик», играя так, как надлежит
играть: ради счастья самой игры. Именно это, наверное, и имел в виду его давний
друг и соперник Ларри Бёрд, сказав: «Я готов заплатить, чтобы увидеть, как
играет Мэджик». Никто из спортсменов не был наделен большим обаянием, чем
Мэджик.