Отчасти шоумен, отчасти
менеджер, а в целом чемпион, Мохаммед Али был в боксе — нет, точнее в мире —
чем-то вроде Гаммельнского Крысолова, всегда возглавлявшего собственное шествие
во главе отряда поклонников, и так было и в шестидесятых, и в семидесятых
годах.
Появившись на сцене в ту
пору, когда о чемпионатах мира в тяжелом весе — да, пожалуй, и обо всем боксе —
услыхать можно было нечасто, этот юноша, звавшийся Кассиусом Марцеллусом Клеем
первую половину своей жизни, доказал, что обаяние впечатляет не менее, чем
талант, всего за какие-то три года став самой знаменитой и яркой фигурой в мире
спорта. Он выхаживал с видом карнавального актера и считал славу своей
собственностью до такой степени, что сам присвоил себе титул «Величайшего»,
который многие готовы были отдать этому бойцу после двух кряду побед над,
казалось бы, непобедимым Сонни Листоном.
Добавляя словесные выпады
к удивительной быстроте на ринге, Али внес в бокс некую театральную нотку, и от
его «трепотни» головы противников кружились не хуже, чем от ударов.
Али начал предсказывать
исходы своих боев, посмотрев «Великолепного Джорджа».
«Я просто слышу, как этот
белый парень говорит: "Я — величайший борец мира. Меня нельзя победить. Я
— величайший! Я — король! Если этот молокосос сумеет вздуть меня, улетаю
следующим самолетом в Россию. Меня нельзя победить. Я — самый красивый. Я —
величайший!" Когда он появляется на ринге, все начинают вопить от злости.
О да, все просто вопят против него. И я тоже был в бешенстве. Я огляделся и
увидел, что все вокруг тоже в бешенстве». Али осенила идея. «Я увидел вокруг
пятнадцать тысяч людей, которые ждут, что этого парня отлупят. И этого он
добился собственным языком. Тут я сказал, что это действительно хоороооошая идея!»
И тогда молодой боксер
начал горячить себя словами, предсказывая, в каком точно раунде он разделается
со своим следующим противником: «Арчи [Мур] нагуливал тут бока / я намереваюсь
отправить его на пенсию / когда вы, ребята, придете на бой, не застревайте в
дверях и проходах / потому что всем вам придется идти домой после четвертого
раунда».
Подобной бравады привыкшие
к предматчевой похвальбе болельщики еще не слыхали. И они валили в зал толпами,
чтобы увидеть собственными глазами, как наглеца отделают. Но, увы, сценарий
повторялся раз за разом: после названного заранее числа раундов он укладывал
своего противника «на отдых», а сам оставался красоваться на ринге, пока
болельщики изливали свой пыл.
У всего было свое название
или смысл, противники его носили клички «медведь» (Листон), «мумия» (Джордж
Формен), «прачка» (Джордж Чувало) и «кролик» (Флойд Паттерсон); собственные его
маневры имели имена «шарканье Али», «греби-дозу» и «якорем по башке». Все они
вошли в лексикон благородной кулачной забавы.
Али прославился
удивительно меткими фразами. Леона Спинкса он назвал настолько уродливым, что
«когда на щеку его выбегает слеза, она тут же пугается и поворачивает обратно».
Когда кто-то спросил, не боится ли он Сонни Листона, Али ответил: «Слушай,
черный парень пугает белого много больше, чем черный черного».
Однако именно одно из этих
острых словечек ударило по нему самому и лишило «Величайшего» почти трех лет
карьеры, причем в то самое время, когда он находился на пике мастерства и
славы. Ибо когда Али, он же рядовой призывник номер 15-47-42-127, получил
категорию 1-А и журналисты спросили его мнение относительно местной
Луисвиллской призывной службы, он ответил им: «Я не в ссоре с Вьетконгом». Эта
фраза и основанное на религиозных соображениях нежелание присутствовать при
собственном призыве во время войны во Вьетнаме предоставили местным Бэббиттам <Герой
одноименного романа Синклера Льюиса, чье имя сделалось символом самодовольного
и ограниченного бизнесмена средних лет, не видящего далее своего носа>, ведавшим боксерскими организациями, достаточно топлива, чтобы
разжечь скандал, лишить его чемпионского звания и возможности выступать на
ринге.
Он выжил, как могли выжить
немногие — взбрыкнув против системы. Тем не менее в итоге он победил, и Верховный
суд Соединенных Штатов единодушно принял решение в его пользу. Али триумфально
вернулся в 1970-м после трех с половиной лет отсутствия на ринге, чтобы стать
тем, кем он был, — непобежденным чемпионом мира в тяжелом весе.
Теперь Мохаммед Али
перерос бокс, выйдя за пределы ограниченного канатами ринга, чтобы сделаться
символом семидесятых годов — как человек, бросивший вызов системе и победивший.
Невзирая на поражение от Джо Фрезера в пятнадцатираундовом поединке, названном
«Боем с большой буквы», Али остался «Чемпионом народа» — звание, которое он
вознес до звания «Чемпиона мира» в ошеломляющей восьмираундовой схватке с
Джорджем Форменом — знаменитой «Грозе в джунглях», состоявшейся в 1974 году.
И хотя Али предстояло
драться еще четыре года и совершить после возвращения две неудачные попытки
отвоевать титул чемпиона, в глазах многих он так и остался Величайшим.