В то время, когда
казалось, что виртуозы техники в спорте исчезли как ископаемые, если не считать
нескольких, сохранившихся в качестве учебных пособий, вдруг объявился невысокий
чародей по имени Уэйн Дуглас Гретцки, принесший с собой в игру невиданную
дотоле в НХЛ науку — умение играть в хоккей как в шахматы. И в этом процессе он
успел собрать больше титулов, чем у китайского императора, а заодно превратить
книгу рекордов Национальной хоккейной лиги в свой личный дневник.
Способности Гретцки к
шахматам на льду проявились еще в раннем детстве, в Брантфорде, Онтарио. Отец
прикрепил к крошечным ножкам сына коньки едва ли не раньше, чем малыш научился
ходить. И как только маленький Уэйн научился передвигаться по льду, папа
Гретцки начал с ним свои постоянные занятия, которые со временем сделают этого
парня величайшей забивающей машиной во всей истории игры, — тренировки эти
включали выписывание на льду зигзагов между выставленными на льду в форме «Z» консервными
банками, перепрыгивание через палку после получения паса и попадание шайбой в
большие или маленькие мишени. Но самой важной частью его обучения стал перехват
отскочившей от борта шайбы, ибо отец Уэйна исповедовал следующий принцип: «кати
туда, где шайба должна оказаться, а не туда, где она была», не гоняйся, мол,
понапрасну за черным кружком.
Тренировки не просто
развили его способности, но и сделали из него вундеркинда шайбы. В возрасте
шести лет Уэйн уже играл в лиге вместе с десятилетками, а четыре года спустя он
уже встречался в юношеской лиге с почти взрослыми парнями. Однако юный Уэйн
более чем восполнял свои возрастные недостатки своим хоккейным интеллектом,
выпестованным его отцом, в особенности врезанным в подсознание правилом,
гласящим, что бежать всегда следует навстречу шайбе, а не следом за ней.
Воплотив это мудрое учение в жизнь, молодой Уэйн сумел пойти дальше и освоить
правило скольжения, позволяющее представлять, где шайба находилась, где она
находится в данный момент и где ей предстоит быть. И поступая так, он научился
забрасывать в среднем по четыре с половиной шайбы за игру против старших
юношей.
С каждым проходившим годом
слава молодого Гретцки росла и ширилась, разнося молву о его меткости и
предвидении по всем пределам Канады, имя его начало появляться на страницах
газет. В возрасте шестнадцати лет этот находящийся в процессе создания миф
заплыл в порт Су-Сент-Мари, чтобы закончить там свое хоккейное образование.
Пока он находился в
Су-Сент-Мари, фортуна добавила новую черту к легенде о Гретцки, выбрав для него
свитер под номером 99. Похоже, молодой человек мечтал носить номер 9 — как и
его хоккейный идол Горди Хоу. Однако обстоятельства сложились так, что этот
номер был уже закреплен за другим членом команды, и генеральный менеджер Маз
Макферсон не хотел и думать о том, чтобы передать его Гретцки. Отнюдь не
случайно в нашей истории то, что в том же 1977 году недавно проданные в
«Нью-Йорк Рейнждерс» Фил Эспозито и Кен Ходж, получили номера 77 и 88. И
Макферсон, чтобы удвоить удовольствие Гретцки, предложил юному феномену номер
99. Гретцки сперва было отказался от этой идеи, но, походив в свитерах под
номерами 19 и 14, начал выступать под номером, который впоследствии принесет
ему славу, и даже в два раза большую, чем выпала на долю его юношеского кумира.
Но так ли уж велика
разница, 9 или 99, поскольку молодой Гретцки продолжал забрасывать шайбы одну
за одной, набирая при этом по 182 очка за шестьдесят четыре игры. Такая игра
привлекла к себе внимание «Индианаполис Рейсерс» из возникшей на ровном месте
Всемирной хоккейной ассоциации, и он подписал с командой четырехлетний контракт
на сумму 875000 долларов. Но уже после восьмой игры «Рейсерс», пребывавшие на
тонком в финансовом отношении льду, обнаружили, что этот еще не брившийся новичок
представляет собой отличную монету, и продали его контракт «Эдмонтон Ойлерз»,
также входившей тогда в ВХА.
Словом, Гретцки собрал
свои клюшки и переехал в Эдмонтон, чтобы в одиночку приступить там к штурму
книги рекордов. В своем первом полном году игры в «крупной» хоккейной лиге, еще
за три года до достижения совершеннолетия, игрок, которого теперь называли
Мальцом, набрал 104 очка, забросив 43 шайбы и сделав 61 передачу. Однако
критики вновь принялись водить носами: это же всего лишь ВХА, лига, составленная
из игроков бывших или не реализовавшихся. В 1979-м ВХА упразднили, и Эдмонтон
вошел в состав старой доброй Национальной хоккейной лиги. А Гретцки, заиграв
уже среди самых «старших», обрел буквально звездную яркость и подтвердил свой
статус, набрав 137 очков при 51 шайбе и 86 передачах.
В следующие годы его
карьера покатилась по уже накатанной колее, и Гретцки продолжал извлекать
рекорд за рекордом из бездонной шляпы собственных достижений, став первым
хоккеистом в истории НХЛ, превзойдя отметку в 200 очков — и не один, а четыре
раза! — забросив за сезон рекордные 92 шайбы, и т.д., и т.п., поставив столько
рекордов, что мозги статистиков начинали вращаться вхолостую, путаясь во всех
этих цифрах.
Хотя серебряный конек
Гретцки измерили вдоль и поперек, а поклонники уже не знали, каким еще именем
назвать своего героя, ему по-прежнему не удавалось покорить своих хулителей.
Ибо эти хранители священного огня хоккейной игры, постепенно редеющие,
относились к этому благородному занятию с соответствующим трепетом, почитая
традиции, восходящие ко дням «Первоначальной шестерки» клубов, образовавших
НХЛ, и рассматривая и расширение, и побочные продукты его — такие, как Гретцки
с его возком рекордов — в качестве мерзости запустения. Число новых команд в
НХЛ настолько шокировало этих людей, что один из них даже заметил, что если ему
придется лицезреть встречу «Ракет» с «Акулами», надо, наверное, пояснить, где
она происходит — на хоккейной площадке или в «Вестсайдской истории» <Знаменитый
мюзикл А. Лорентса и Л. Бернстайна, повествующий о любви современных Ромео и
Джульетты из враждующих нью-йоркских молодежных банд. (Прим. перев.)>.
Их также смущал
хоккейно-шахматный стиль Гретцки, полностью не похожий на все известное. По их
мнению, он обладал лишь средней скоростью, менее чем средним ростом и
посредственными оборонительными способностями. Черт побери, возмущались они, он
не любит силовой борьбы. Кроме того, как намекали некоторые, он предпочитает не
сталкиваться очертя голову на поле с верзилами, очищавшими площадку от
соперников, в особенности с теми из них, кто ведет шайбу.
Однако ключ Гретцки
представлял собой комбинацию движений, которые позволяли ему избегать
столкновений с крепкими и злонамеренными защитниками, сохраняя при этом
контроль и над шайбой, и над игрой. Как сказал один из партнеров по команде о
воистину гейгеровской чувствительности Гретцки: «…похоже, что у него перед
глазами где-то было укреплено зеркальце заднего вида».
Центрфорвард Анри Ришар,
прославившийся своими удивительными движениями, как-то сказал об этом
вундеркинде: «Я еще ни у кого не видел таких движений». Их нужно было видеть,
вставлять в рамку и закладывать между страницами учебника по хоккею — для
последующих поколений. Вот он изгибается, словно удирающий от собак заяц, чтобы
опередить шайбу; вот мчится за ней, словно пес за фазаном, не отводя глаз от
полета этой круглой птахи. И всегда, тактически грамотно и инстинктивно выбирая
место, он понимал, где находится и чего хочет добиться.
Оказавшись возле шайбы,
столь же вожделенной для него, как для кота сметана, он обращался к своему
экстрасенсорному восприятию, чтобы выйти на позицию, удобную для броска или
паса, часто располагая для этого лишь пространством размером в салфетку —
особенно за воротами. Гарри Синден, генеральный менеджер «Бостон Брюинз»,
увидев Гретцки, не поверил своим глазам и заметил: «Гретцки видит то, чего не
видит никто».
Было трудно, если не
невозможно поверить в то, что этот тонкий, едва ли не тощий игрок с юным лицом
и копной светлых волос сумел переписать книгу хоккейных рекордов,
воспользовавшись для этого стилем шахматного гроссмейстера. Но он делал это,
причем неоднократно.
Сделав установление
рекордов профессией — их было пятьдесят девять по последнему счету, Уэйн
Гретцки занес свое имя на страницы книги рекордов всего спорта, став
статистически наиболее выдающимся атлетом в истории спортивных игр.