Если вы достаточно стары,
чтобы помнить большой говорящий предмет, что стоял на полу в гостиной вашего
дома, — для удобства юных читателей скажу, что назывался он радиоприемником, —
значит, вы помните, как сидели на полу перед ним, тыкая острым карандашом в
прикрывавшую динамики металлическую сетку и внимая программе под названием «Шоу
Билла Стерна», доносившейся до вас через те же динамики по пятницам. Сперва
звучали обязательные первые слова, маленькое и неброское вступление, гласившее:
«Говорит Билл Стерн, компания крем для бритья "Колгейт"», а потом в течение
пятнадцати минут вы слушали какую-нибудь невероятную историю об известном
спортсмене или просто о человеке, на которого легла тяжелая рука судьбы, но он
сумел вырваться из-под нее. Пусть большая часть этих рассказов была откровенно
вымышленной, и все они были похожи на известный комментаторский шедевр: «…а
теперь этот человек, у которого сегодня нет головы, нет рук и нет ног…
находится на второй базе "Стадиона Янки"», все они были
увлекательными и захватывающими.
Однако даже Билл Стерн и
его наемные писаки не смогли бы придумать ничего подобного саге о Вильме
Рудольф.
Дело в том, что повесть о
Вильме Рудольф рассказывает о судьбе двадцатого по счету ребенка, родившегося в
семье рабочего табачной фабрики в поселке Св. Вифлеем, находящемся неподалеку
от расположенного в Теннесси города Кларксвилл, прожить в котором без
осложнений было сложно уже само по себе. Однако без осложнений все же не
обошлось, и Вильма переболела пневмонией и скарлатиной, оставившей
парализованной ее левую ногу.
Однако чрезвычайные
ситуации требуют и чрезвычайного лечения, в дозе которого любящие родные себя
не ограничивали. Не допуская даже мысли о том, что дочери нельзя помочь, мать
Вильмы принялась искать помощь, и ей сказали, что вернуть жизнь в ставшую
бесполезной ножку ребенка можно ежедневным терапевтическим массажем. Утлая
лодка надежды способна поплыть и по столь мелким водам. Посему мама Рудольф и
остальные члены семьи принялись по очереди массировать больную ногу четыре раза
на дню. И к шести годам Вильма снова ходила, правда со скобкой на ноге. Вскоре
после этого скобка уступила место высокому ортопедическому ботинку, и девочка
научилась прыгать по дому на одной ноге. Имея теперь возможность посещать
школу, она занялась восстановлением двигательных способностей, для чего, придя
из школы, бросала мяч в корзину из-под персиков, подвешенную ее братьями на
заднем дворе дома. Однажды, когда девочке исполнилось одиннадцать, ее мать
вернулась домой и увидела, что ее дочка играет в баскетбол босиком, а лечебные
ботинки лежат рядом.
Более не стесненная в
движении, Вильма вступила в баскетбольную команду средней школы «Барт» в
Кларксвилле. Тренер Клинтон Грей посмотрел на тринадцатилетнюю мошку,
носившуюся по площадке так, словно она старалась скомпенсировать себе то время,
которое ушло на болезнь: «Ну и комар. Ты маленькая, быстрая и всегда
попадаешься мне под ноги». Однако воинственный дух Вильмы нельзя было
сбрасывать со счетов, и к пятнадцати годам юная леди, известная под прозвищем
«Мошка», вошла в число лучших в штате, забросив 803 очка в двадцати пяти играх
— в том числе рекордные 49 в одной игре. По предложению Эда Темпла, тренера
женской легкоатлетической команды «Теннесси A&I», Грей учредил в школе
«Барт» такую же команду, чтобы подчеркнуть способности Вильмы. Юная особа вполне
оправдала возлагавшиеся на нее надежды, ноги ее летали, рекорды следовали за
ними, и она не знала поражений на соревнованиях в течение более трех лет.
Еще более чудесным образом
после года соревнований в средней школе, всего через пять лет после того, как
она вновь научилась ходить без посторонней помощи, Вильма пробилась в
Олимпийскую команду США. И хотя она выбыла из борьбы в первом же забеге на 200
метров в Мельбурне, шестнадцатилетняя спортсменка отметилась в истории, выиграв
бронзовую медаль в эстафете 4x100 метров, где она бежала на третьем этапе за
команду США.
В течение года Вильма,
теперь похожая на 5-футовую газель, поступила в «Теннесси A&I», где она
теперь постоянно выступала за «Прекрасных Тигриц» под внимательным и даже
строгим присмотром Эда Темпла, создавшего лучшую женскую легкоатлетическую
программу в стране, основанную на двух принципах: жесткой конкуренции и
постоянных тренировках. Краткую суть его спортивной теории можно было бы
просуммировать в одном правиле: всякое опоздание на тренировку карается бегом
вокруг поля из расчета один круг на каждую минуту опоздания. Вильма однажды
опоздала на занятия на тридцать минут, и ей пришлось бежать тридцать лишних
кругов. Больше она на занятия не опаздывала. Что же касается соревновательной
части программы, то Темпл доходчиво объяснял ее следующим образом: «Ее подруги
по команде — это три самые быстрые девушки в стране. Рудольф бежит быстро
потому, что она усердствует на тренировках. Без них она не была бы так хороша».
Доказательство действенности программы Темпла было получено в 1960 году, когда
вся женская эстафетная команда «Теннесси A&I» в беге на 400 метров была
включена в олимпийскую команду США.
Но прежде чем поехать на
Олимпийские игры 1960 года, Вильме пришлось встретиться с новой серией серьезных
болезней и травм. В 1958 году на нее обрушилась болезнь, заставившая ее
пропустить целый сезон; в 1959 году она потянула мышцу бедра; а в 1960 году ей
пришлось иметь дело с осложнениями после операции на горле. Вильма, однако, не
намеревалась пропускать Олимпиаду. Невзирая на то, что во время олимпийских
отборочных соревнований она перенесла тяжелый грипп, Вильма понимала, что «если
я не побегу, то не попаду в команду». И она побежала, и попала, и поставила
мировой рекорд, показав 22,9 секунды на 200 метрах, выиграв 100 и 200 метров и
став опорой победоносной команды Теннесси.
Прибыв в Рим, чтобы
сменить австралийку Бетти Катберт в качестве самой быстрой женщины мира, Вильма
заявила о своих намерениях в самом первом забеге на 100 метров, лидируя в нем с
самого начала. Перед полуфиналами она задремала и, восстав ото сна, одержала
победу с преимуществом в три ярда, повторив мировой рекорд в 11,3 секунды, при
этом, как написал обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Артур Дейли, «даже не надавив
на педаль газа». Потом, в финале, легко перебирая длинными стройными ногами,
она пролетела по беговой дорожке с мировым рекордом — 11,0 секунд. Впрочем,
позже он был аннулирован, так как легкомысленный ветер позволил себе дуновение,
на какую-то малость превышавшее допустимые пределы.
Потом были 200 метров, и
Вильма вновь доминировала, поставив олимпийский рекорд в первом
квалификационном забеге, а потом промчалась к своей второй золотой медали со
временем 24,0 секунды, на сей раз против сильного ветра.
За ними следовала женская
эстафета 4x100 метров. Вместе с Вильмой выступали три другие прекрасные
тигрицы: Марта Хадсон, Лусинда Вильямс и Барбара Джонс. Вместе все четверо
поставили в полуфинале мировой рекорд — 44,4 секунды, и намеревались
продублировать его в финале. Однако за один круг до финиша им пришлось искать
не мировой рекорд, а эстафетную палочку. Когда Вильма уже на бегу приготовилась
принять палочку от Барбары Джонс, оторвавшейся на два ярда от немецкой команды,
что-то не сложилось, и вместе с палочкой оказалось потерянным и лидерство.
Однако каким-то образом, неизвестно как, Вильма ухитрилась удержать ее и
помчалась вперед, словно подгоняемая какой-то внешней силой. Наконец она вышла
вперед и стала увеличивать отрыв. Финишировала Рудольф, на три полных ярда
опередив немок.
Когда она пересекала линию
финиша своей третьей победы на Олимпиаде, кто-то спросил у французского
фотографа, стоявшего совсем рядом: «Кто победил?» «Газель, естественно, —
ответил он, — "Ла Чаттануга Чу-Чу"».
Она и была «Ла Чаттануга
Чу-Чу», «Ла Газелла Нера» <Черная газель (итал.).>, «Джесси Оуэнс
в юбке» и любимицей публики, симпатизировавшей этой высокой и изящной
красавице, на лице которой была написана доброта и, как выразился один из
английских журналистов, «истинно королевское достоинство». Отловив
феноменальную спортсменку, Барбара Хейлман написала: «Она умеет выступать с
грацией и величием герцогини, но в толпе она на одну часть Мошка, а на пять
тысяч — народ. Молодые люди и младенцы окружают ее буквально за тридцать секунд».
Встречаясь за рубежом с
болельщиками и сановниками, она была послом доброй воли, как писал Дик Шапп,
«не имея портфеля и не имея равных себе».
Повесть о Вильме Рудольф
также не имеет себе равных. Кроме нее, нет в спорте героя, преодолевшего
подобные трудности. Как говаривали тогда по радио: «Билл Стерн, вышли
экземплярчик!»