Характер итальянского врача Джероламо Кардано
(Girolamo Cordaniss) и впрямь носил следы патологии. Жизнь его представляла
самую причудливую смесь порока и добродетели, гордости и униженности. Та же
печать неуравновешенности лежит на его трудах: в них соседствуют оригинальность
и здравомыслие с грубым суеверием и детской наивностью. Но это отнюдь не
помешало Кардано получить в 23 года степень доктора медицины в Павии, в Венеции
- доктора философии, состоять врачом при дворе многих князей и римских пап и к
25 годам занять пост ректора Падуанского университета. Джероламо Кардано был
ученым, обладавшим обширными и разносторонними знаниями в различных областях,
особенно многим ему обязаны математика, механика и, конечно же, медицина.
Последнюю из наук он обогатил 222 работами. Он, как и его духовный учитель Парацельс,
критиковал древних медиков, не признавал их теорий.
Доктор Кардано первый
установил различие между петехиальной лихорадкой и корью; разработал вопрос о
переливании крови и т.п. В 1574 году Кардано рассказал об анестезии, вызванной
магнитом, и этим заложил основы магнитотерапии в ее первоначальном виде. Джероламо
Кардано, как его отец и двоюродный брат, страдал психическим расстройством. Вот
как Кардано себя описывает: "Заика, хилый, со слабой памятью, без всяких знаний,
я с детства страдал гипнофантастическими галлюцинациями". Ему представлялся то петух, говоривший с ним
человеческим голосом, то гроб, наполненный костями. Все, что бы ни явилось в
его воображении, он видел перед собой как нечто, существующее реально.
С 19 до
26 лет он находился под покровительством особого духа, который некогда оказывал
услуги его отцу. Этот дух давал ему советы и открывал будущее, после 26 лет
сверхъестественные силы не оставляли его без своей помощи. Так, однажды, когда
он прописал не то лекарство, какое следовало, рецепт, вопреки закону тяготения,
подпрыгнул на столе и тем самым предупредил его об ошибке. Доктор Кардано был
ипохондриком и воображал себя страдающим всеми болезнями, о каких только слышал
или читал: сердцебиениями, боязнью открытых пространств, опухолью живота,
недержанием мочи, подагрой, грыжей и прочими болезнями, которые он никогда не
лечил. Иногда Кардано казалось, что употребляемое им в пищу мясо пропитано
серой. Иногда он видел это мясо в виде растопленного воска. Он видел огни,
какие-то призраки, и все эти видения сопровождались страшными землетрясениями,
хотя никто другой этого не замечал. Великий ученый говорил о себе, что склонен
к пьянству, к игре, лжи, разврату и зависти, а также, что четырежды замечал во время
полнолуния признаки полного умопомешательства. Он страдал паранойей: ему
казалось, что его преследуют и за ним шпионят все правительства; против него
ополчились все враги, которых он никогда не видел, но которые, как он
утверждал, собираются его опозорить и довести до отчаяния. К тому же
преследователи осудили на смерть нежно любимого им сына. Наконец, он вообразил,
что профессора университета в Павии отравили его, пригласив специально для этой
цели к себе, и если он остался жив, то лишь благодаря помощи св. Мартина и
Богородицы. Его чувствительность была извращена до такой степени, что он
чувствовал себя хорошо только под влиянием какой-нибудь физической боли, он до
крови кусал губы или руки. "Если у меня ничего не болело - сообщает
Кордано, - я старался вызвать боль ради того приятного ощущения, какое
доставляет мне прекращение боли. Когда я не испытывал физических страданий, мои
нравственные мучения становились настолько сильными, что всякая боль казалась
мне ничтожной в сравнении с ними". Английский поэт Байрон тоже говорил,
что перемежающаяся лихорадка доставляет ему удовольствие вследствие того
приятного ощущения, каким сопровождается прекращение приступа.
Джероламо
Кардано слепо верил в пророческие сны. Он руководствовался снами в самых
ответственных случаях своей жизни, например, при заключении своего брака (во
сне ему была указана его будущая жена), выписке рецептов и установлении
диагноза. К этому у него были веские основания. Например, будучи импотентом до
34 лет, он во сне получил способность к половым отправлениям. Под влиянием
сновидения написал сочинения "О разнообразии вещей" и "О
лихорадках". Вот что говорит сам Кардано: - Однажды во сне я услышал
прелестнейшую музыку. Я проснулся, и в голове у меня явилось решение вопроса
относительно того, почему одни лихорадки имеют смертельный исход, а другие не
имеют. Это был ответ, над решением которого я бился 25 лет. Во время сна у меня
явилась потребность написать книгу рецептов, и я стал работать над ней с
большим вдохновением и наслаждением, которого никогда прежде не испытывал.
В
мае 1560 года, когда Кардано шел 62-й год, он был потрясен известием, что его
горячо любимый сын был публично признан отравителем. "Подавленный таким
горем, - пишет Кардано, - я тщетно искал облегчения в игре и в физических
страданиях: кусал свои руки или наносил себе удары по ногам. Я не спал уже
третью ночь и, наконец, часа за два до рассвета, чувствуя, что я должен или
умереть, или сойти с ума, я стал молиться Богу, чтобы он избавил меня от этой
жизни. После страстных молений я неожиданно заснул и вдруг внезапно
почувствовал, что кто-то ко мне приближается, скрытый от меня окружающим
мраком, и говорит: "Что ты сокрушаешься о сыне?.. Возьми камень, висящий у
тебя на шее, в рот, и покаты будешь прикасаться к нему губами, ты не будешь
вспоминать сына". Проснувшись, я не поверил, чтобы могла существовать
какая-нибудь связь между изумрудом и забвением, но, не зная иного средства
облегчить нестерпимые страдания, я взял в рот изумруд. И что же? Вопреки моим
ожиданиям, всякое воспоминание о сыне вдруг исчезло из моей памяти, и я снова
заснул. В продолжение полутора лет, когда я во время еды и чтения лекций
вынимал свой драгоценный камень изо рта, ко мне возвращались прежние страдания.
Это экзотическое лечение самовнушением основывалось на игре слов gioia -
радость и gemme - драгоценный камень, происходящих от одного корня. Поскольку
Кардано еще раньше, основываясь на ложно им понятой этимологии слов, приписывал
драгоценным камням силу благотворного влияния на людей, то он вовсе не нуждался
в откровении, пришедшем ему во время сна. Важно заметить, что не благодаря
своему психическому состоянию, а вопреки, Кардано стал великим ученым.
С именем
Кардано связывают формулу решения неполного кубического уравнения, впервые
опубликованного им в 1545 году. Его работы сыграли большую роль в развитии
алгебры. Из открытий Кардано следует отметить линейное преобразование корней,
позволяющее привести полное кубическое уравнение к виду, свободному от члена
второй степени, а также указания на зависимость между корнями и коэффициентами
управления и на делимость многочлена на разность х-а, если а - его корень. Он
одним из первых в Европе стал допускать отрицательные корни уравнений; в его
работах впервые появляются мнимые величины; им были также рассмотрены первые
задачи теории вероятностей. В механике Кардано занимался теорией рычага и
весов. Автомобилисты должны быть благодарны ему за подвес - прообраз карданного
механизма и т.д. На закате своей многострадальной жизни Кардано, подобно Руссо
и Галлеру, написал свою автобиографию, в которой предсказал день Кардано. О
моей жизни (Впервые издана в Париже в 1643 г) своей смерти - 21 сентября.
В
назначенный день он не подвел себя и действительно умер, как и обещал, в
тюрьме. В этом случае пророчество проложило путь смертельному самовнушению.
Кардано был не одинок. Свифт, отец иронии и юмора, еще в молодости предсказал,
что его ожидает умственное помешательство. Это предсказание было сделано,
когда, гуляя однажды по саду с английским физиком и врачом Томасом Юнгом
(1773-1829), он увидел могучий вяз, полностью лишенный листвы на своей вершине,
и сказал: "Я точно так же начну умирать с головы". В 1745 году он
умер в полном соответствии со своим самовнушением. После него осталось задолго
до смерти написанное завещание, в котором он отдавал 11 000 фунтов стерлингов в
пользу душевнобольных. |