У Йозефа Брейера (Breuer) была длинная опрятная
борода, самая большая в Вене, видимо, таким образом он компенсировал
преждевременное облысение. Его уши торчали под прямым углом к голове, словно
ручки у кувшина. Никто не назвал бы Йозефа красивым, но в очертании его ушей
было заключено редкое сочетание силы и нежности. Дед Йозефа был сельским
хирургом в местечке около венского Нейш-тадта и умер в сравнительно молодом
возрасте. Отцу Йозефа пришлось самому добиваться образования. В тринадцать лет
он прошел пешком пятьдесят миль до Прессбурга, чтобы поступить в духовную
семинарию, а в семнадцать прошагал почти двести миль до Праги, чтобы завершить
курс обучения. Он стал выдающимся педагогом: в Праге, Будапеште и Вене он обучал
еврейскому языку, истории и культуре. 15 января 1842 года в Вене у него родился
сын Йозеф. Важно сказать, что отец воспитал Йозефа на учении Талмуда, и он не
мог переступить принятых нравственных норм. Этому обстоятельству суждено будет
сыграть свою особую роль, о чем разговор впереди. Семья Йозефа Брёйера
проживала в центре города, на Брандштете, 8, в двух кварталах от площади
Святого Стефана и фешенебельных лавок Кертнерштрассе и Ротентурмштрассе. Из
окон дома Брёйеры могли любоваться благородными шпилями собора Святого Стефана,
двумя романтическими башнями перед фронтоном и крутой мозаичной крышей,
гигантским колоколом Пуммерин, гудевшим, когда жителей города призывали тушить
пожар или звали на молебен. Заложенный в 1144 году за пределами первоначальной
средневековой городской стены, собор, как и столица, которой он служил,
воплотил в себе семь веков архитектуры. Его внутреннее устройство было
величественным, внешнее - намного более прагматичным. Здесь на открытом воздухе
высилась кафедра, с которой священники призывали венцев отогнать от осажденной
Вены турок. Здесь было распятие Христа с таким выражением боли на лице, что
верующие независимо от своей конфессии, проходя мимо, крестились и называли его
"Христом с больными зубами". Квартира Брёйера была не такой
фешенебельной, как район, в котором он жил. Он убрал стену, разделявшую две
комнаты в мансарде. Под окнами, выходившими в сад позади дома, стоял рабочий
стол, а на стенах висели клетки с голубями, кроликами и белыми мышами, над
которыми он проводил эксперименты. Вдоль стен стояли аквариумы с рыбами,
электрические батареи, машины для электротерапии, банки с химикалиями, ящики с
диапозитивами, микроскопы, а стол был завален рукописями. Все говорило о том,
что хозяин квартиры занимается научными исследованиями. Йозеф Брёйер был
учеником профессора Иоганна Оппольцера (1808-1871), специалиста по болезням
внутренних органов. Профессор Оппольцер взял Йозефа в свою клинику, когда ему было
21 год, и через пять лет назначил ассистентом, готовя его в качестве своего
преемника. Но в 1871 году барон Оппольцер умер, и Бюро медицинского факультета
занялось поисками более зрелого и известного человека, чем Брёйер, которому
было только 29 лет. Брёйеру ничего не оставалось, как заняться частной
практикой, одновременно продолжая в лаборатории профессора Брюкке исследования
"полузамкнутых каналов среднего уха, которые, по его мнению,
контролировали движения головы". Йозеф Брёйер, известный в Вене как
"Брёйер - золотая рука", был одним из самых уважаемых домашних врачей
в Вене. Он являлся личным врачом большей части персонала медицинского
факультета университета и давал консультации членам императорского двора. Он
состоял семейным врачом знаменитых врачей, достойно олицетворявших "новую Венскую
школу", составивших эпоху в медицине, - Эрнста Брюкке, Зигмунта Экснера,
Теодора Бильрота, Рудольфа Хробака и других высокопоставленных людей, и это
создало ему репутацию самого популярного врача вАвстро-Венгерской империи. Его
вызывали по срочным делам в разные столицы Европы.
Доктор Йозеф Брёйер славился своим диагностическим
искусством и часто добивался успеха там, где другие терпели неудачу. В
клинической школе утверждали, будто он "предсказывает" причины
скрытых заболеваний. Горожане понимали это буквально и считали, что знания
Брёйеру даны Богом. Венцев поражало, почему их католический Бог открывает
причины их недомоганий еврею, но они не позволяли своей религии мешать лечиться
у доктора Брёйера. Важно сказать, что Брёйер, чье имя часто связывают с ранним
периодом жизни Фрейда, был не просто известным венским врачом (как о нем часто
и справедливо пишут), но также и знаменитым ученым. Фрейд описал его как
"человека богатых и универсальных дарований, чьи интересы простирались
далеко за пределы его профессиональной деятельности". Являясь учеником
австрийского физиолога и психолога Эваль-да Геринга (1834-1918), который описал
рефлекторные изменения дыхания при раздражении блуждающего нерва, автора одной
из теорий цветового зрения, Брёйер провел большую работу, посвященную изучению
физиологии дыхания, описав рефлекс регуляции дыхания с участием блуждающего
нерва. Последующее обнаружение Брёйером полукружных каналов и установление их
роли стало прочным вкладом в научное здание. Он также известен своими работами
о физиологии чувства равновесия. Брёйер сделал важные открытия, касающиеся
внутреннего уха как органа, чувствительного к гравитации. Заслуживает интерес
тот факт, что его учитель Геринг выступил 30 мая 1870 года перед Венской
Академией наук с докладом, озаглавленным: "Память как всеобщая функция
организованной материи". Под памятью он подразумевал сохранение всяких
изменений, полученных от внешних воздействий, после того как эти воздействия
уже прекратились. В качестве примера он приводил мышечную ткань и железо,
которые способны намагничиваться, то есть приобретать новые свойства, сохранять
их и воспроизводить. Намагничивание железа заставило его прийти к заключению,
что даже законы природы являются неизменными привычками, которым, воздействуя
друг на друга, следуют основные виды материи. Прошло почти сто лет, как Венская
Академия наук отказала магниту в "разуме" (случай Месмера), и вот
Геринг заговорил о памяти магнита. Доктор Брейер стал приват-доцентом в 1868
году, но в 1871 году занялся частной практикой и отказался от предложения
одного из основоположников современной хирургии Бильрота выставить свою
кандидатуру на соискание звания профессора. В мае 1894 года он был избран
членом-корреспондентом Венской Академии наук; его кандидатуру предложили Зигмунт
Экснер, Эвальд Геринг и Эрнст Мах - люди с
международной научной репутацией. В лаборатории
Физиологического института Брёйер познакомился с Фрейдом, который был моложе
его на 14 лет и еще не имел диплома врача. Их интересы и взгляды на жизнь во многом
совпадали, поэтому они сблизились и вскоре подружились. "Он стал, - пишет
Фрейд, - мне другом и помощником в трудных условиях моего существования. Мы
привыкли разделять друг с другом все наши научные интересы. Из этих отношений,
естественно, основную пользу извлекал я". Брёйер приглашал Фрейда к себе
домой. Его жена Матильда и пятеро детей приняли Зигмунда в семью взамен
младшего брата Йозефа - Адольфа, преждевременно умершего несколько лет назад. Йозеф
Брёйер рассказал своему другу Зигмунду, как он, устраняя симптомы паралича
Берты Паппенгейм', добился с помощью гипноза фантастических результатов.
Услышав этот рассказ, Фрейд замыслил лечить неврозы психоаналитическим методом.
Берта оказалась школьной подругой жены Фрейда Марты. Ее родители приехали из Франкфурта.
Случившееся с ней за истекшие два года было необычным и поразительным. Берта
была щупленькой 23-летний. В научных публикациях Брейер называл ее Анна
Окрасоткой, блиставшей своим интеллектом. Процветающая, но истинно пуританская
семья не позволила ей продолжить образование после окончания лицея: ей
запрещалось читать книги и посещать театры, чтобы не дай Бог она не лишилась
невинности. Берта восстала против запретов, создав свой "личный
театр", и увлеклась фантазированием. "Ее фантазирование - это
сумеречный сон, расположенный между мечтой и ночным сновидением", -
говорил Брёйер. В июле 1880 года серьёзно заболел ее отец. Сутками напролет она
ухаживала за ним, пока сама не свалилась без сил. Брёйер обнаружил у нее
болезненные симптомы: сильный нервный кашель, косоглазие, зрительные
расстройства и паралич правой руки и шеи. И что-то странное происходило с
речью. Хотя она понимала,
когда к ней обращались по-немецки, но отвечала
чаще всего по-английски. В довершение всего ее мучили галлюцинации: она видела
черепа и скелеты в своей комнате, ленты на голове казались ей змеями. Она
находилась то в состоянии возбуждения, то глубокой тревоги, жаловалась на
полное затмение в голове, боялась оглохнуть и ослепнуть. После продолжительного
лечения Брёйеру показалось, что она идет на поправку. Но, как только в 1881
году умер ее отец, галлюцинации усилились и стали происходить даже днём. А по
вечерам она впадала в тихий транс и что-то про себя бормотала. Берта не
узнавала близких, впала в глубокую меланхолию, бессознательно обрывала
пуговицы, отказывалась принимать пищу. Доктор Брёйер был в отчаянии, его конёк
- диагностика - ему не помогал, он не находил никакого физического порока у
Берты, и тем не менее эта умная, поэтичная и приятная девушка буквально чахла на
его глазах. Так продолжалось до тех пор, пока он не обнаружил ключ к разгадке:
она жила не текущими событиями, а прошлым, когда ухаживала за отцом. Брёйер
предположил, что ее болезненное состояние возникло в результате самогипноза.
"Берта страдает истерией, - решил Брёйер, - если поддалась
самогипнозу". Но тогда и он может прибегнуть к гипнозу, чтобы заставить ее
рассказать, как начиналась болезнь. Переход от одной личности к другой
сопровождался у нее стадией автогипноза. На этой стадии раскрывались многочисленные
подробности ее повседневной жизни. На одной из встреч с Брейером она неожиданно
вспомнила, как появился один из ее симптомов, водобоязнь; когда гипнотическое
состояние прошло, симптом исчез. Так же после припоминания причин появления
косоглазия и паралича руки симптомы "самоустранились". Короче говоря,
симптом исчезал, когда "докапывались" до причины его появления. Таким
образом, воскрешение забытых неприятных событий устраняло симптомы. В тот
исторический момент, когда у Берты во время сеанса гипноза один за другим
исчезали симптомы, у Брёйера зародилась идея ка-тартического метода. (Катарсис
- форма психотерапии, переносящая подавленный травматический материал из
подсознания в сознание.) Весной 1896 года отношение Брёйера к Фрейду
изменилось, он больше не искал с ним встреч. О причине такого поведения
близкого друга Фрейд догадался не сразу. Брёйер говорил ему, что в деле Берты
Паппенгейм нет никакой сексуальности. Йозеф Брёйер верил в это с самого начала,
он верил до последнего момента. Тем не менее Берта Паппенгейм фантазировала о
сексуальной связи с доктором Брёйером: она считала себя беременной от него. В
тот самый вечер, когда он сообщил ей, что она достаточно здорова, чтобы
обратиться к другому врачу, а он с женой уезжает в Венецию, Берта Паппенгейм
почувствовала схватки роженицы. Увидев входящего Йозефа, она воскликнула:
"Выходит ребенок доктора Брёйера". Зигмунд Фрейд был уверен, что в
деле Берты Паппенгейм есть значительный элемент сексуальности, в этом убеждал
его опыт. Он давно подозревал, что она влюбилась в своего врача и все еще любит
его, что из-за невозможности выйти за него замуж намерена хранить эту любовь
всю жизнь. Фрейд ясно увидел, что ранее знала только жена Брёйера, а именно -
доктор Йозеф Брёйер также влюбился в свою пациентку!
Однако в этом скрывалась угроза благополучию
семьи. Йозеф Брёйер был сам напуган своими эмоциями по отношению к пациентке.
Воспитанный отцом в нравственной чистоте, он всячески избегал чувств к
каким-либо женщинам, помимо своей жены. У него явно недоставало силы
отгородиться от любви к умной и крайне привлекательной Берте; но и с любовью он
смириться не мог. Он подавил осознание этого, загнал в тайники ума. Зигмунду
Фрейду открылась причина, по которой Йозеф прекратил заниматься пациентами с
неврозом, перестал пользоваться гипнозом: отторжение работы Фрейда по истерии и
сексуальной этиологии неврозов. Внезапное прекращение почти двадцатилетней
большой дружбы оставило в душе Фрейда чувство глубокой горечи, нашедшей
отражение в редких выпадах против старого друга. Причина охлаждения была в том,
как когда-то сказал Фрейду его учитель Мейнерт, что "борющийся против тебя
более всех убежден в твоей правоте". 20 июня 1925 года умирает 83-летний
Йозеф Брёйер, благородный и преданный друг, защитник и полный скромности
коллега по первым психологическим работам с Фрейдом. Зигмунд пишет некролог для
журнала, с проникновенными словами обращается к семье... Дочь Брёйера Дора
кончает жизнь самоубийством, чтобы не попасть в руки нацистов, а одна из внучек
погибает от их рук. |