Вильгельм Макс Вундт (Wundt) родился 16 августа
1832 года в Ман-гейме (Бадене) в семье пастора. Окончив гимназию, он поступил
на медицинский факультет университета в Тюбингене, затем продолжил учебу в
Гейдельберге. Зимой 1855-1856 годов Вильгельм Вундт был ассистентом в женском
отделении медицинской клиники в Гейдельберге, находящейся под руководством его
учителя профессора Гассе. Нуждаясь в материальных средствах, доктор Вундт
сутками дежурил в клинике и так уставал, что несколько дней подряд его
приходилось будить для обхода тяжелобольных. Часто случалось, что, сильно
утомившись от напряженной дневной работы, он одевался в полусонном состоянии,
посещал больных и делал все нужные назначения, не в состоянии полностью
проснуться. Все, что в отдельных случаях приходилось делать, он делал скорее
механически, чем осознанно. Однажды с Вундтом произошел занятный случай. Вот
как рассказывает об этом сам Вундт: "Ночью меня разбудили и позвали к
тифозной больной, которая находилась в страшном бреду, чем беспокоила других больных.
Я отправился к больной, как будто проснувшись, в действительности я находился в
состоянии, подобном сну. Я говорю - как будто проснувшись - потому что
разговаривал с сиделкой, с другими больными совершенно так, как это бывало в
нормальном состоянии. Однако при воспоминании мне стало ясно, что я не был в
полном сознании, хотя я и говорил по содержанию то, что соответствовало
делу". Далее Вундт сообщает, что вместо успокаивающего лекарства дал
больной йод. Ему в тот момент показалось, что йод и есть это успокаивающее
лекарство. Когда же он попытался влить ей в рот йод, больная, к счастью, тотчас
его выплюнула. Он говорит, что не мог перепутать препараты. Он знал, что взял
йод, но в то же время перенес свойства успокаивающего лекарства на йод. Даже удивление
сиделки не привело его в сознание. Только когда он вернулся в свою комнату, ему
стало ясно, что он действовал в состоянии, похожем на сомнамбулизм. Он
испугался и разбудил своего коллегу, а рано утром рассказал все профессору и
только тогда немного успокоился. Но хлопоты того дня навсегда оставили в его
памяти глубокое впечатление. Вспоминая происшедшее, он говорит, что воспринимал
тогда зрительные и слуховые впечатления верно, но все же иначе, чем в
нормальном состоянии: предметы казались дальше, чем обыкновенно, слова
слышались как на большом расстоянии, и с этим связывалось какое-то чувство,
похожее на обморок. Причем состояние все время было одинаковой силы, и со
стороны ему казалось, что он в бодрствующем состоянии. Он квалифицирует свое
состояние как легкую степень самопроизвольного сомнамбулизма. Легкая степень -
потому что не было амнезии. Неожиданно доктор Вундт отказывается от карьеры
практического врача и после семестра, проведённого в Берлине у известного И.П.
Мюллера, защищает в 1856 году в Гейдельберге докторскую диссертацию. После чего
занимает в этом же университете должность преподавателя физиологии. В его
обязанности входило проводить практические занятия со студентами в качестве
ассистента, выдающегося немецкого физиолога Германа фон Гельмгольца, с которым,
однако, как вспоминал впоследствии сам Вундт, у него дружеских отношений не
сложилось. Тот факт, что Гельмгольц и Вундт, много лет работавшие вместе, не
сблизились, объясняется тем, что Гельмгольц оставался верен идеалам механицизма,
иначе говоря, детерминистской физики, тогда как Вундт все более удалялся в
область идеалистической философии (профессором которой он стал в дальнейшем). В
область психологии Вильгельма Вундта влекли физиологические занятия. Его первой
книгой было "Учение о мышечных движениях" (1858), второй -
"Материалы к теории чувственного восприятия" (1858- 1862). Обе темы –
движение и ощущение - были в то время очень популярны в физиологии; и обе они
неизбежно сталкивались с влиянием непривычного для физиологического мышления
психологического фактора. В частности, в этих ранних работах важное значение
придавалось рефлексу. Но он уже оказывался не чисто мышечной функцией, а
участником построения восприятия, то есть психического продукта. Здесь же у
Вильгельма Вундта встречается и гельмгольцевское понятие о
"бессознательных умозаключениях", инородное для физиолога, привыкшего
объяснять процессы в организме терминами физики и химии. Строго следуя
физико-химическому направлению в физиологии, Вундт вто же время намечает для себя
новый план работы. В 1862 году он читает в Гейдельбергском университете курс на
тему "Психология с точки зрения естествознания", а в 1863 году
выходят его "Лекции о душе человека и животных". В этих лекциях
содержалась программа построения двух психологии - экспериментальной и
социальной (культурно-исторической). Вся последующая карьера Вундта как
психолога представляла собой реализацию этой программы. Прошло десятилетие. В
1873-1874 годах выходят его "Основы физиологической психологии" - труд,
который стал главным стержнем новой науки. С 1875 года Вильгельм Вундт -
профессор философии в Лейпциге. Однако наряду с преподаванием философии он
организовал в 1879 году первую в мире лабораторию экспериментальной психологии,
вскоре преобразованную в институт, ставший Меккой для всех, кто решил изучать
душевную деятельность. Труды лаборатории публикуются с 1881 года в созданном
профессором Вундтом первом психологическом журнале, называвшемся
"Философские исследования". Тематика исследований в этой школе
первоначально определялась тремя главными направлениями, на пересечении которых
возникала экспериментальная психология: 1) изучение ощущений и восприятий, 2)
психофизика, 3) изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились
еще две: ассоциации и чувства. Любопытно, что создатель экспериментальной
психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его
первого американского ученика Дж. Кеттела( 1860-1944), больше 5-10 минут вдень
в лаборатории он не проводил. Метод обучения творчеству в его лаборатории был
оригинальным. Он выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков,
на которых расписывались экспериментальные
задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем он
проверял их отчеты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом
им журнале. Вокруг Вильгельма Вундта постепенно складывается большая
интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Психология
утверждается в статусе самостоятельной опытной науки. И в этом историческая
заслуга Вундта. Профессор Вундт поместил влабораторию не лягушку и собаку, а
человека с его "таинственной душой" Это было революционным событием.
Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области
знания, имеющей собственные организационные структуры - лаборатории, кафедры,
журналы, общества, а начиная с 1899 года - международные конгрессы. Под
воздействием достижений физиологии органов чувств Вундт выдвинул свою
психологическую программу, в которой занимала важное место картина
"сенсорной мозаики". Согласно Вундту, эта "мозаика" и есть
та "материя", из которой построено сознание. Если первоначальный
смысл новых идей в физиологии состоял в установлении объективных (т.е.
независимых от сознания) отношений между стимулами и психическими реакциями, то
право психологии на самостоятельность Вундт обосновывал совершено иными
соображениями, а именно принципиальным отличием сознания от всего внешнего и
материального. Психология, по Вундту, имеет уникальный предмет - непосредственный
опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Все остальные
науки изучают результаты переработки этого опыта. Тем самым выдвигался тезис о
том, что психология лежит в основании всех других наук. Это направление
получило название психологизма. Интроспекционизм - древняя концепция и, как
показал исторический опыт,
бесперспективная для научного исследования
психологических фактов. Вундт вносил в нее коррективы, с помощью которых, как
он считал, преодолевались слабости старого интроспекционизма. Все откровеннее
подчинял Вундт психологическую работу укреплению своей философской доктрины. На
рубеже века он вообще оставил экспериментальные занятия. Поскольку намеченная в
молодые годы программа создания физиологической психологии была им выполнена и
он перешел к разработке второй части своего замысла - созданию социальной
(культурно-исторической) психологии, изучающей
высшие функции не с помощью лабораторных приборов
и интроспекции, а по объективным продуктам культуры (язык, миф, искусство и т
д.). На эту тему он написал 10-томную "Психологию народов" (1-й том
вышел в 1900 г., 10-й-в 1920 г) Вильгельм Макс Вундт умер 31 августа 1920 года
в Гросботене, близ Лейпцига. |