Командующий
Объединенным флотом Японии во Второй мировой войне. Адмирал.
Флотоводец Исороку Ямамото
в военной истории Японии считается прямым наследником славы адмирала Хейхатиро
Того, разгромившего русский флот в Цусимском сражении. Вершиной же славы
адмирала Ямамото стала операция, проведенная против военно-морской базы США
Перл-Харбор на Гавайских островах. Она вылилась в большое и длительное сражение
за Тихий океан в годы Второй мировой войны.
Исороку Ямамото с юности
связал свою судьбу с императорским флотом Японии. Он получил хорошее военное
образование, успешно закончив Морскую академию и Военно-морской штабной
колледж. Флотскую службу он начинал в начале XX столетия, когда Япония
ускоренными темпами наращивала свою экономическую и военную мощь. В те годы
Япония усиленно готовилась к войне с Россией.
В 20 лет Ямамото
участвовал в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Тогда он служил
гардемарином на броненосном крейсере «Ниссин», входившем в состав главных сил
адмирала Хейхатиро Того. Гардемарину довелось стать свидетелем морской войны в
Желтом и Японском морях, на подступах к русской морской крепости Порт-Артуру.
Русско-японская война
стала для молодого офицера императорского флота хорошей боевой школой. После
войны он служил на различных командных и штабных должностях, с 1921 года
преподавал в Морской академии, демонстрируя глубокие теоретические познания. В
начале 1920-х годов Исороку Ямамото увлекся идеей применения в войне на море
авиации. Он предвидел ее огромную роль в будущих войнах Японии.
В 1925 году Ямамото был
назначен командиром учебного отряда создаваемой на японском флоте морской
авиации. Ямамото был к тому времени уже признанным в стране военным теоретиком,
разрабатывавшим методы применения палубной авиации в морском бою. В этой
области военно-морской науки его успехи были несомненны.
В том же 1925 году Ямамото
получил новое назначение — его направили в США в качестве военно-морского атташе
Японии. Там он преуспел в сборе разведывательных сведений об американских
военно-морских силах, эти данные пригодились ему в начале Второй мировой войны.
Уже в 1920-х годах в Токио понимали, что главным соперником в будущей войне за
господство на Тихом океане для Японии будут именно США.
По служебной лестнице
Исороко Ямамото продвигался довольно быстро. В 1936 году его назначили на
должность заместителя морского министра Японии. На этом посту он внес большой
личный вклад в подготовку страны к большой войне. Он настойчиво выступал за
ускоренное строительство авианесущих кораблей и массовую подготовку кадров для
морской палубной авиации. На этом поприще заместитель морского министра добился
больших успехов. Япония начала создавать сильный авианосный флот.
Еще в 1920-х годах Ямамото
стал рьяным приверженцем концепции японского доминирования в Тихом океане и
Азии, известной под лозунгом «Хакко итиу» («Восемь углов под одной крышей») В
начале 1930-х годов эта концепция стала претворяться в жизнь. 18 сентября 1931
года японские милитаристы спровоцировали «инцидент» в Северо-Восточном Китае.
Японские войска захватили города Мукден и Чаньчунь и в 1934–1935 годах широким
фронтом вышли к советско-китайской границе.
7 августа 1936 года
японское правительство приняло секретную программу действий в Восточной Азии и
бассейне Тихого океана. Среди прочих в этом документе был и такой пункт:
«Военные приготовления во
флоте заключаются в увеличении его мощи, которая обеспечила бы ему
господствующее положение против морского флота США в западной части Тихого
океана…»
Заместитель морского
министра Исороку Ямамото вступил в свою должность в поистине «горячее» для
Японии время. В конце 1936 года командование ВМС страны освободило себя от всех
обязательств по ограничению военно-морских вооружений в связи с истечением 31
декабря этого года срока действия Вашингтонского договора 1922 года. Согласно
этому «Договору пяти держав» Японии запрещалось в течение десяти лет строить
линейные корабли, а общее водоизмещение авианосцев не должно было превышать для
США и Британской империи — 135 тысяч тонн, для Японии — 81, для Франции и
Италии — 60 тысяч тонн.
С прекращением действия
Вашингтонского договора об ограничении тоннажа авианесущего флота на верфях
Японии началось строительство авианосцев, а авиационная промышленность страны
разрабатывала новые модели палубной авиации.
В следующем году японские
подмандатные территории (бывшие германские колонии) — Марианские, Маршалловы и
Каролинские острова, находящиеся в центральном районе западной части Тихого
океана, были переданы правительством в административное управление
военно-морскому флоту страны. На этих островах начинается спешное строительство
военно-морских баз для предстоящих действий в «южном» направлении.
О том, какое огромное
значение в правящих кругах Токио придавали наращиванию морской мощи, лучше
всего свидетельствуют цифры ассигнований из государственного бюджета на военные
расходы. Для армии и флота сумма ассигнований была примерно равной, а в
1934–1936 годах бюджетные расходы на нужды флота даже превышали расходы на
армию.
Летом 1938 года Япония
поставила перед собой цель в течение 5–6 лет довести численность морской
авиации до такого уровня, чтобы занять второе место в мире после США. На это
требовалось не менее 100 миллионов йен по ее довоенному курсу.
С 1939 года адмирал
Ямамото получил под свое командование Объединенный флот Японии (как в свое
время его получил адмирал Того). Это была ударная группировка японских
военно-морских сил в боевых действиях на просторах Тихого океана. Ямамото
усиленно разрабатывал методы применения палубной авиации в войне на море и
провел несколько широкомасштабных учений.
В историю Второй мировой
войны японский флотоводец вошел как ярый милитарист и сторонник японской
экспансии в Тихоокеанском регионе.
Ямамото участвовал в
разработке планов ведения войны в зоне Тихого океана — они создавались отдельно
для армии и флота. 5 ноября 1941 года эти планы были утверждены императором. В
начальный период войны японскому флоту предстояло играть главную роль в завоевательных
операциях.
Согласно этим планам, в
первый из трех периодов войны предусматривался захват стран, расположенных в
Южных морях, американских и английских владений на Западном побережье Тихого
океана и островных районов до линии, проходящей от Курил через Маршалловы
острова до индонезийских островов.
В конце 1941 года в
Военно-морской академии прошли игры, на которых отрабатывались и уточнялись
отдельные флотские операции. Перед этим была проведена большая игра
руководящего состава штаба Объединенного флота ВМС Японии под руководством его
командующего адмирала Исороку Ямамото. В игре приняли участие и представители
высшего армейского командования. На ней отрабатывались операции против
вооруженных сил США на Гавайских островах и по достижению господства в западной
части Тихого океана. Затем были проведены игры для отработки операций по
захвату островов Южных морей.
Именно Ямамото разработал
план нападения с воздуха и с моря на американскую военно-морскую базу
Перл-Харбор. Еще летом 1940 года на маневрах Объединенного флота отрабатывался
торпедно-бомбовый удар палубной авиации по флоту «противника». По итогам этих
маневров начальник штаба Объединенного флота доложил своему командующему, что
«настало время, когда в решающем морском сражении главной силой будут
авиационные торпедные атаки». С этим мнением «отец» морской авиации Японии
согласился сразу.
Замысел адмирала Исороку
Ямамото сводился к тому, чтобы, совершив скрытый переход к Гавайским островам,
нанести внезапный массированный удар палубной авиацией по американским
кораблям, прежде всего линейным, аэродромам и береговым сооружениям на острове
Оаху. Мощную атаку с воздуха должны были поддержать подводные лодки-малютки.
Высшему японскому
командованию план Ямамото на первых порах показался крайне рискованным и
трудноосуществимым. Против идеи командующего Объединенным флотом выступили
начальник морского генерального штаба О. Гагано и командующий 1-м авиационным
флотом вице-адмирал Т. Нагумо. Автору плана гавайской операции с большим трудом
удалось их переубедить.
На острове Оаху
располагалась военно-морская крепость Перл-Харбор — главная база Тихоокеанского
флота США. 7 декабря 1941 года в Перл-Харборе находились 93 боевых корабля и
вспомогательных судна (не считая малых базовых судов), в том числе 9 линейных
кораблей (один из них в сухом доке), 2 тяжелых и 6 легких крейсеров, 29
эскадренных миноносцев, 5 подводных лодок, 10 плавучих баз гидросамолетов, 9
минных заградителей, 10 тральщиков и другие вспомогательные суда. По счастливой
для американцев случайности в тот день в Перл-Харборе не оказалось ни одного
авианосца.
Гарнизон базы насчитывал
42959 человек. Большинство населения острова было занято обслуживанием
военно-морской базы. На восьми аэродромах острова Оаху находилось около 550
самолетов, из них 390 — в боевой готовности. Случилось так, что перед самым
японским нападением на аэродромы острова сели две большие группы самолетов —
бомбардировщики B-17 («Летающие крепости») и палубные самолеты авианосца
«Энтерпрайз». В системе противовоздушной обороны Оаху насчитывалось 294
зенитных орудия и пулеметные установки.
Американское командование
считало Перл-Харбор неприступной морской крепостью. В мае 1941 года генерал Дж.
Маршалл докладывал президенту Рузвельту, что «остров Оаху благодаря его
укреплениям, гарнизону и географическим особенностям, следует считать
сильнейшей крепостью в мире».
Для нападения на
Перл-Харбор адмирал Ямамото сформировал ударную авианосную группу, созданную на
базе 1-го воздушного (авианосного) флота, которым командовал вице-адмирал Т.
Нагумо. Командующий Объединенным флотом имел под своим флагом для проведения
Гавайской операции 6 авианосцев с 353 самолетами, 2 линейных корабля, 3
крейсера, 11 эскадренных миноносцев, 3 подводные лодки и 8 танкеров. Помимо
этого 27 подводных лодок заблаговременно пришли в район Гавайских островов.
Операция была тщательно
спланирована и подготовлена. Объединенный флот шел к острову Оаху северным
маршрутом — от острова Итуруп Курильской гряды между Алеутскими островами и
атоллом Мидуэй к точке, расположенной примерно в 200 милях севернее
Перл-Харбора. Как потом выяснилось, адмирал Ямамото выбрал самый удачный
маршрут. Хотя он и был самым протяженным, но оказался самым безопасным:
японские корабли соблюдали полное радиомолчание, в то время как во Внутреннем
Японском море шел активный ложный радиообмен. На эту «удочку» и попалась
американская радиоразведка.
Нападение на Перл-Харбор
явилось полной неожиданностью для американцев. В 6 часов утра с палуб 6
японских авианосцев за пятнадцать минут поднялась первая из двух воздушная
волна из 183 самолетов: 49 высотных бомбардировщиков, 40 торпедоносцев, 51
пикирующий бомбардировщик и 43 истребителя. Построившись и сделав круг над
кораблями, воздушная армада взяла курс на остров Оаху, подлетев к нему на
высоте около 3 тысяч метров. В 7 часов 15 минут, ровно через час, в воздух
поднялись самолеты второй волны, 167 единиц — 36 истребителей и 131
бомбардировщик. Курс на вход в американскую базу взяли и три подводные
лодки-малютки.
Атака морской крепости с
воздуха японской авиацией началась около 8 часов утра. Удары наносились прежде
всего по аэродромам, где стояли боевые самолеты, и всем крупным кораблям,
находившимся на базе. Массированный воздушный налет на Перл-Харбор закончился
примерно в 9 часов 45 минут. Приняв возвратившиеся самолеты на борт авианосцев,
адмирал Ямамото приказал ударной группировке взять курс к берегам Японии, и
через две недели корабли с победой прибыли в порт Куре.
По пути туда командующий
Объединенным флотом выделил для поддержки японских десантных сил, которые вели
тяжелые бои на острове Уэйк, два авианосца, два тяжелых крейсера и два
эскадренных миноносца. Перед ними была поставлена задача ударами с воздуха и
артиллерийским огнем с моря подавить сопротивление противника.
Нападение на Перл-Харбор
обернулось для американских вооруженных сил огромными потерями. Из строя были
выведены все линейные корабли (4 потоплены и 5 повреждены), 6 крейсеров, 3
эсминца, минный заградитель, 3 вспомогательных судна и 347 самолетов. Потери
американских войск составили 3400 человек убитыми и ранеными. Потери в личном
составе военно-морских сил США (2835 рядовых и офицеров) в результате
катастрофы в Перл-Харборе в три раза превысили общие потери флота в людях за
испано-американскую и Первую мировую войны, вместе взятые.
Японцы потеряли всего 29
самолетов, одну подводную лодку и 5 подводных лодок-малюток, действия которых
оказались неэффективными. Потерь в надводных кораблях они не понесли.
Адмирал Исороку Ямамото
при нападении на Перл-Харбор действовал в чисто самурайском духе — до
официального объявления Японией войны Соединенным Штатам. Точно так же
действовал в 1904 году другой командующий японским Объединенным флотом адмирал
Хейхатиро Того, нанесший вероломный удар по русской военно-морской крепости
Порт-Артуру.
В 3 часа 19 минут (по
японскому времени) японские армия и флот получили по телеграфу приказ из Токио:
«Всем вооруженным силам начать военные действия». За час до этого японский
посол в США адмирал К. Номура уведомил государственного секретаря США К. Хелла
о том, что Япония прекращает с его страной переговоры, и лишь в 8 часов 30
минут японское посольство объявило о начале войны.
Нанеся удар по морской
базе Перл-Харбор, Япония в первый же день военных действий против США получила
господство на Тихом океане и возможность проводить широкие наступательные
операции на суше, которые начались одновременно на Филиппинах, в Малайе и в
Голландской Индии (Индонезии). Всюду наступающей императорской армии
действенную помощь оказывал Объединенный флот под флагом адмирала Исороку
Ямамото.
В Японии Ямамото стал
национальным героем. США объявили его своим главным врагом. Американцы считали
делом чести уничтожить адмирала Ямамото. И они добились своего во время
сражения с японцами на Соломоновых островах. Случилось это только на третий год
Второй мировой войны. К тому времени командующий Объединенным флотом, чей штаб
размещался на Каролинских островах, руководил обороной островов Тихого океана.
Американская радиоразведка
перехватила информацию (американцы расшифровали новые коды противника) о том,
что самолет командующего Объединенным флотом Японии вылетел из Рабаула на один
из Соломоновых островов — Бугенвиль. Немедленно в воздух поднялись 17
американских истребителей. Бомбардировщик, на борту которого находился Ямамото,
был сбит на подлете к острову Бугенвиль и с большой высоты упал в воды Тихого
океана.
Выдающийся японский
стратег так и не помог своей стране выиграть великую битву за Тихий океан.
Япония оказалась в числе проигравших во Второй мировой войне, а гибель Ямамото
стала лишь прологом к ее полному поражению. Победа на просторах Тихого океана
досталась ее более сильному противнику.