Во время
гражданской войны в США 1861–1865 годов погибло несколько военных кораблей,
однако две истории, рассказанные ниже, повествуют о потерях, которые были
вызваны, если можно так выразиться, не в процессе боевых действий. В первом
случае во время шторма в Атлантике затонул броненосец северян. Во втором
погибло «секретное оружие» южан – первая в США подводная лодка, которой удалось
потопить военный корабль во время войны.
Американский
броненосец «Монитор» был творением капитана Джона Эрикссона, инженера,
эмигрировавшего из Швеции. Человек со смелым воображением, он задумал этот
корабль как «неуязвимую плавучую батарею с небольшой осадкой» – «батарея» в смысле
системы расположения орудий. Эта конструкция отметила начало долгого
соревнования за превосходство между бронированными кораблями и нарезной
артиллерией, стреляющей разрывными снарядами.
В самом начале
гражданской войны южане поняли, что им не удастся победить деревянный флот
северян, и конфедераты начали строительство бронированных кораблей. В 1861 году
Вашингтона достигли тревожные новости: паровой фрегат «Мерримак», частично
сожженный и затопленный, был поднят конфедератами и превращен в плавучий броненосец
под названием «Вирджиния». Опасались, что он способен уничтожить блокированную
объединенную эскадру северян и даже бомбардировать северные порты.
Чтобы встретить
эту угрозу, Федеральный морской департамент объявил о планах создания
броненосцев.
Эрикссон
спроектировал корабль, палуба которого находилась почти над самой водой. Его
корпус с обоих концов был конусообразный; два одиннадцатидюймовых орудия
Далгрена были установлены рядом в уникальной бронированной вращающейся башне.
Уникальным был и скрытый якорь, расположенный в носу корабля, где вражеские
выстрелы не могли достать членов экипажа, работавших с самим якорем или его
цепью. Массивный бронепояс – вертикальные плиты высотой шестьдесят дюймов –
окружал весь корабль ниже палубы.
Американский
президент Авраам Линкольн изучил необычный проект Эрикссона и заметил: «Я могу
сказать только то же самое, что сказала девочка, надев чулок: "Он поражает
меня, но в этом что‑то есть!"» Высокие морские чины сначала были настроены
скептически, но красноречивые аргументы наконец убедили их.
Корабль,
построенный на металлургических заводах в Бруклине, был спущен на воду 30
января 1862 года. Тихоходный и неповоротливый на море, «Монитор» 6 марта 1862
года был отбуксирован в Хэмптон‑Роудс в Вирджинии. Совершенно новый броненосец
прибыл в отчаянный момент – и, как знают теперь даже школьники, – как раз
вовремя. Броненосец конфедератов, бывший «Мерримак», методично, корабль за
кораблем, уничтожал деревянный федеральный флот.
Первая стычка
между броненосцами произошла в марте 1862 года. «Монитор» пришел предыдущим
утром. В течение четырех часов броненосцы обменивались залпами, часто на
предельной дальности полета снаряда, и битва закончилась вничью. Но эра
деревянных кораблей завершалась. До конца гражданской войны северяне построили
тридцать один броненосец типа «Монитор».
Весной 1862
года «Монитор» стоял на якоре около Норфолка, время от времени бомбардируя
прибрежные крепости. Запись из его вахтенного журнала от 7 мая: «Умеренный
ветер с веста и ясная погода. В 1 час пополудни президент Линкольн и
сопровождавшие его лица поднялись на борт. В 1.30 пополудни «Мерримак»
показался на горизонте – сделаны обычные приготовления для встреч с ним».
Линкольн,
несколько раз посещавший «Монитор», на этот раз оставался на нем недолго, сойдя
на берег, чтобы наблюдать за броненосцами оттуда. Палубные прожектора
«Монитора» были задраены железными крышками. Оба корабля навели свои орудия. Но
– как и в каждом противостоянии, происходившем после их первого боя – ни один
из кораблей не получил серьезных повреждений.
29 декабря 1862
года мощный колесный пароход Соединенных Штатов «Род‑Айленд» взял «Монитор» на
буксир и привел его в Северную Каролину, город Бофорт, для поддержки сухопутных
и морских атак на Уилмингтон. В мае 1862 года, когда объединенные силы заняли
Норфолк, южане приложили все силы, чтобы «Мерримак» им не достался.
Прекрасная
погода встретила «Род‑Айленд» и «Монитор» около мыса Генри у входа в
Чесапикский залив. Спокойная обстановка сохранялась до рассвета 30 декабря.
Наутро капитан «Монитора» Джон П. Бэнкхед наблюдал нарастающее волнение с юго‑запада.
Обойдя предательскую Дайаманд‑Шоулс в стороне от мыса Гаттерас, «Род‑Айленд» и
«Монитор» встретили корабль Соединенных Штатов «Стейт оф Джорджия»,
буксировавший новый броненосец «Пассаик». Оба встреченных судна благополучно
достигли Бофорта.
Когда прошел
день, моряк Фрэнсис Баттс с «Монитора» доложил об ухудшении погодных условий.
«Ветер переменился на зюйд‑зюйд‑вест и усилился… Волны поднимались так высоко,
что Гаттерас был едва виден. Корабль начал получать сильные удары».
Около 7.30
портовый буксир ушел, и буксировать «Монитор» стало намного труднее. Записи в
вахтенном журнале «Род‑Айленда» говорят о сложностях борьбы с разбушевавшимся
океаном: «В 9 часов «Монитор» подал сигнал остановиться. В 9.15 медленно
продолжил движение». Броненосец забирал воду, и пришлось запустить все помпы.
Стальные удары волн продолжались. Вес провисшего буксира делал судно почти
неуправляемым, поэтому трое добровольцев попытались обрезать его. Двое были
смыты за борт и утонули; третий обрубил буксир.
Механик
доложил, что помпы не могут работать; вода поднялась на несколько дюймов над
машинной палубой. В 11.00 пополудни «Монитор» подал сигнал бедствия – командир
приказал вывесить на орудийной башне красный фонарь.
Около 11.30
«Монитор» отдал якорь. Когда спасательная шлюпка с «Род‑Айленда» пробиралась по
кипящему морю, второй помощник главного механика Джозеф Уоттерс доложил, что
вода в машинном отделении погасила огонь. Без пара помпы не могли функционировать.
Заглянув в
якорное отделение, Баттс увидел, что вода вовсю хлещет через клюз и поднялась
над палубой на восемь дюймов. Оторвавшись от скобы якоря, цепь пробила
водонепроницаемую защиту. Команда получила приказ откачивать воду, передавая
ведра по цепочке из рук в руки на верх орудийной башни.
Мрачный вой
черного кота, сидевшего на одном из орудий, раздражал Баттса. Не желая убивать
животное, что по поверью приносит неудачу, он подобрал его, посадил в ствол
орудия и заткнул отверстие. «Но я еще долго слышал его отчаянное
завывание», – впоследствии рассказывал Баттс.
Происходящее на
борту гибнущего броненосца было «способно устрашить и самое мужественное
сердце», – позже написал своей жене казначей Уильям Килер. «Горы воды
обрушивались на нашу палубу и кипели вдоль бортов; шлюпки были сорваны или
разбиты, как обыкновенные игрушки… и вся сцена освещалась ярким светом голубых
прожекторов, горевших на нашем сопровождающем, создавая картину ужаса, которую
время никогда не сотрет из моей памяти».
«Оставаться здесь
дольше – безумие; пусть каждый спасается сам», – сказал командир Бэнкхед,
по словам хирурга с «Монитора» Гренвилла М. Уикса. «На минуту он (командир)
спустился в каюту за пальто, и его денщик последовал за ним, чтобы спасти ящик
с накопленными за долгие годы ценностями. Это было печальное зрелище. В тяжелом
воздухе фонари горели тускло, и вода зловеще плескалась о стены кают‑компании.
Один долгий взгляд, и он навсегда покинул каюту "Монитора". Сделав
все, что смог, командир спустился в оказавшуюся последней шлюпку, шедшую под
бортом корабля. Бэнкхед умолял людей, в поисках спасения в ужасе карабкавшихся
на башню, сохранять спокойствие. Только эти люди на башне и еще один человек,
страдавший от морской болезни и лежавший внизу в своей койке, остались на
корабле, но им дали обещание, что за ними вернется другая шлюпка. Шлюпка
пришла, но было слишком поздно».
Страшный
двухмильный переход по вздымающимся волнам привел оставшихся в живых к «Род‑Айленду».
С палубы им бросили трос, чтобы поднять на палубу.
Последняя
спасательная шлюпка с Д. Родни Брауном на руле уже преодолела три четверти пути
до терпящего бедствия броненосца, когда красный фонарь бедствия – и одиннадцать
человек – исчезли под волнами. Командир Бэнкхед рапортовал, что «Монитор»
затонул в 1 час пополуночи 31 декабря 1862 года «около двадцати пяти миль к югу
от мыса Гаттерас… на глубине тридцати морских саженей». В общей сложности
погибло шестнадцать человек.
А вот другая
история о гибели у побережья Южной Каролины подводной лодки с ручным приводом –
первой лодки, которой удалось потопить военный корабль во время гражданской
войны.
17 февраля 1864
года южане опробовали на противнике свое «секретное оружие»… В тот февральский
вечер девять человек через два люка забрались в 12‑метровую железную трубу
диаметром полтора метра. Восемь человек буквально засели за коленчатую
рукоятку, похожую на большой коленвал, которая заполняла почти все пространство
трубы. Девятый член экипажа, стоя на носу и согнувшись в три погибели, исполнял
обязанности капитана. Он наполнил водой две балластные цистерны, размещенные на
носу и на корме.
Вскоре капсула
исчезла из виду, погрузившись в глубину. Воздух освежающим потоком хлынул через
трубку, торчавшую над водной гладью.
При свете
нескольких свечей – они служили своеобразным индикатором на недостаток
кислорода – команда принялась вращать коленчатую рукоятку, приводящую в
действие гребной винт. Со скоростью четыре узла подводная лодка «Ханли»,
названная по имени своего изобретателя, покинула секретное место погружения и взяла
курс прямо на фрегат северян «Хаусатоник», который – как и другие
корабли, – дрейфовал в четырех километрах от берега. Мини‑лодка
погрузилась достаточно глубоко, чтобы протаранить корму «Хаусатоника» острым
«копьем», торчащим спереди. На острие шестиметрового «копья» находился заряд
черного пороха весом 41 килограмм.
Заряд сработал
после того, как лодка удалилась от фрегата северян на 60 метров. Через пять
минут «Хаусатоник», пошел ко дну, а пять членов экипажа корабля погибли во
время первого успешного нападения подводной лодки на военный корабль.
Для
мужественных моряков‑южан это подводное плавание оказалось первым и последним –
подлодка также затонула. Вследствие ударной взрывной волны, как предположили на
суше военные. Возможно, ослабли заклепки, а может быть, вода проникла сквозь
плохо задраенные люки.
Но это лишь
предположения, ибо истинная причина крушения «Ханли» остается загадкой.