Волю противника
подавляли не только артиллерией… В ходе различных военных конфликтов военные
специалисты частенько использовали один из самых сильных мотиваторов людского
поведения – сексуальное влечение. Именно секс как эффективное средство морально‑психологического
воздействия являлся составной частью стратегии психологических операций.
В ходе Второй
мировой войны одними из первых листовки эротического содержания применили
немцы. Германские пропагандисты пытались посеять разногласия между
американскими, французскими и британскими войсками, солдатами и гражданскими
«слабаками», оставшимися дома, манипулировали религиозными и расовыми
особенностями. Зимой 1939–1940 годов геббельсовская пропаганда активно
использовала тот факт, что британские войска располагались далеко от линии
фронта на франко‑бельгийской границе. На немецких листовках того периода часто
изображали пьяных британских военных, живущих в спокойствии, совращающих жен и
дочерей французских солдат. На оборотах листовок немцы печатали: «В то время
как вы находитесь на передовой, британцы делают это с вашими женами». При этом
немецкая радиопропаганда всеми средствами распространяла информацию о том, что
британские войска не были на «линии Мажино», а вместо этого развлекались в
Париже с французскими женщинами.
Антиамериканская
листовка той же тематики применялась немецкими пропагандистами в конце войны.
Она предназначалась для британских войск и изображала американского солдата,
обнимающего британскую девушку. Подпись под рисунком гласила: «В самом деле,
забавная война для американцев».
В попытке
укрепить антибольшевистские настроения нацистской пропагандой были подготовлены
листовки для военнослужащих и населения Польши. Однако, по оценкам самих
немецких экспертов, их эффективность была невысока. Убедить поляков в том, что
русские представляли собой большую опасность, чем немцы, германской пропаганде
так и не удалось.
Чаще всех
именно немцы в годы войны использовали двусторонние листовки на близкую и
привычную для объекта воздействия тему. Так, одна из серий листовок,
рассчитанных на американские войска, была выполнена в виде обложки журнала
«Лайф». На лицевой ее стороне были изображены обнаженные женщины в различных
ракурсах, а на обороте – заголовок «Смерть» и изображение черепа в каске. На
одной стороне стояли даты «ноябрь 1944 года», в то время как даты на другой
стороне – «Черный день 1944 года». В зависимости об объекта воздействия,
девушка изображалась в американском или британском шлемах.
Естественно,
активно разжигались антисемитские настроения среди войск союзников. На одной из
листовок, которая была распространена в начале войны, изображена обнаженная
блондинка в британской армейской каске перед зеркалом, держащая журнал «Тайм».
Ее отражение в зеркале представлено на листовке в виде темноволосой, на вид
еврейской женщины со зловещей ухмылкой на лице. В ее руке зеркальное
изображение журнала «Тайм» с заголовком «Семит». Листовка имела эротический
характер, но содержала намек на то, что британцы воевали за евреев.
Примечательно, что она была выполнена в виде пазлов из 18 частей и
распространялась в конверте. Нашедший складывал пазлы и получал общую картину.
Эти же листовки в 1940 году почтой отправлялись и в США через Японию еще до
официального вступления Америки в войну.
Другая серия из
четырех листовок, выпущенная немецкой пропагандой на сексуальную тему, имела
название «Девушка, которую вы оставили дома». Подобно многосерийному фильму, в
этих листовках рассказывалась история про легендарного Сэма Леви – еврея,
который разбогател на военном бизнесе, вольготно жил и ухаживал за
американскими женщинами, в то время как их друзья воевали на фронте.
Немецкая
пропаганда четко пыталась воздействовать на эмоционально‑волевую стойкость
солдат противника, в том числе путем формирования у них неуверенности в
правильности своего поведения или сделанного выбора. Средством достижения этой
цели стала серия из трех листовок, которая называлась «Солдаты домашнего
фронта». Сюжет заключался в том, что в то время как одни молодые американцы
страдали и умирали на передовой, другие – наслаждались жизнью дома.
Справедливости
ради стоит сказать, что материалы на сексуальную тематику готовила и японская
пропаганда, пытавшаяся внести раскол в союзнические силы, защищающие Австралию.
Немало листовок было подготовлено и распространено среди австралийских войск,
воевавших в джунглях Новой Гвинеи.
Ну а самыми
тенденциозными в ходе Второй мировой войны стали сексуальные листовки,
выпущенные силами психологических операций США. Официально американцы отрицали
факт выпуска материалов пропагандистского воздействия на эротическую тематику.
Это всегда было против официальной стратегии военного руководства США. Однако
более чем через 30 лет, когда секретный архив управления стратегических служб
США времен Второй мировой войны стал достоянием общественности, появилось
подтверждение, что управление было вовлечено в «черную» пропаганду, в том числе
и распространение листовок эротического содержания. Из документов архива
следует, что до мая 1945 года было распространено около 79 000 экземпляров
«сексуальных листовок», из них 16 000 – в Алжире, 3800 – в Бари,
41 500 – в Бриндизи, 500 – в Северной Италии, 3600 – во Франции и
13 500 в различных специальных миссиях. Листовки выполнялись с таким
расчетом, чтобы их авторство можно было бы приписать антифашистскому движению
Германии.
В самом конце
войны американцы провели пропагандистскую операцию «Последний отчет», в
соответствии с которой распространялась целая серия листовок на сексуальную
тематику под названием «Сексуальные открытки и конверты». Было распространено
около 70 000 комплектов листовок, из которых более 65 000 – в Северной
Италии, 350 – во Франции и более 3100 – в некоторых других регионах. При этом
американские пропагандисты прибегли к достаточно «жесткой» порнографии,
изображающей самые отчужденные, дегуманизированные, социально или морально
осуждаемые формы сексуальности: гомосексуализм, скотоложество, лесбиянство и
педофилию.
На рыжеватого
цвета упаковочном конверте комплекта готическим шрифтом были выведены слова из
старой немецкой песни: «Мы снова встретимся дома». Ниже заголовка была подпись:
«Шесть картинок». Далее красным цветом выведены надписи: «Только для мужчин» и
«Только для совершеннолетних». Каждая листовка, содержащаяся в конверте,
представляет собой черно‑белый рисунок со стихами на «раннем» немецком языке,
распространенном до середины 1930‑х годов.
Две листовки
этой серии посвящены юношеской нацистской организации «Гитлерюгенд» и
называются «Над вашим мальчиком также надругаются». Листовки были нацелены на
то, чтобы убедить немцев, что их дети подвергались насилию со стороны нацистов
в то время, как помимо нравственных барьеров в фашистской Германии существовало
уголовное преследование за гомосексуализм.
Целью
распространения «Шести картинок» американские специалисты считали
стимулирование роста антивоенных и антигитлеровских настроений в Германии.
Для воздействия
на вооруженные силы Японии подразделением психологической войны Тихоокеанского
флота США также была выпущена, по крайней мере, одна эротическая листовка. Она
представляет собой фотографию обнаженной японской женщины, сидящей в плетеном
кресле. На обороте листовки помещен текст, в котором рассказывалось о женах
японских солдат, из‑за нищеты вынужденных заниматься проституцией. Там же
содержался призыв к солдатам прекратить сопротивление и возвращаться к семьям.
Листовки
эротического содержания выпускались и при последующих войнах и конфликтах. В
ходе войны в Корее американцами была выпущена листовка в китайском и корейском
вариантах, изображающая русских солдат, насилующих корейских и китайских
женщин. Текст призывал к прекращению сопротивления и возвращению на родину:
«Защитите ваши дома и вашу страну». Группой психологических операций была
выпущена листовка, на которой изображена привлекательная девушка в купальнике с
заголовком: «Единственная ценность для вас сейчас – это надежда на то, что вы
останетесь живы после устрашающих атак вьетконговцев. Не отказывайте себе в
праве быть мужчиной. Вернитесь к счастливой жизни и личной свободе. Объединение
свободных сил правительства Вьетнама».
Но,
распространяя подобные материалы во Вьетнаме, американцы не учитывали, что чем
сложнее культура, тем больше выражены в ней ограничительные установки по
отношению к публичным проявлениям сексуальности. Приемлемые для западных
стандартов, такие листовки только раздражали уравновешенных и консервативных
вьетнамцев, которые рассматривали использование эротики как признак моральной
распущенности и низости капиталистического общества. Поэтому впоследствии при
использовании материалов психологического воздействия на сексуальную тематику
американские специалисты ограничивались изображением молодых женщин, одетых во
вьетнамскую национальную одежду и избегали использования изображений обнаженных
красоток. Такую же ошибку американцы совершили снова в 1981 году при
распространении листовок, рассчитанных на вооруженные силы Северной Кореи.
Использование
сексуальной тематики в попытке деморализовать противника не всегда приводит к
успеху, а иногда производит противоположный эффект. Но все же правильное
применение таких методик, учет при этом социальных, культурных, этических,
религиозных и других факторов могут стать чрезвычайно эффективным средством в
руках технологов психологического противодействия.
«Половая
мораль» всегда принадлежала к числу наиболее традиционных элементов культуры,
поэтому ее изменение воспринимается болезненно. Лозунги защиты семьи и
нравственности всегда находят у объекта воздействия живой отклик. Играя на
сексуальных страхах и предрассудках людей, легче всего скомпрометировать своих
политических и военных противников. Поэтому специалисты психологической борьбы
ведущих стран мира не собираются полностью отказываться от этих методик.