В середине
марта 1945 года 44‑летний император Японии Хирохито выслушал доклад начальника
штаба ВМФ адмирала Коширо Оикавы. Адмирал предлагал предпринять последнюю
отчаянную попытку спасти остров Окинаву, где в кольце американских войск и
флота оказались крупные силы японцев. Император Хирохито, хотя еще не оправился
от недавнего потрясения, когда 10 марта 1945 года американские бомбардировщики
превратили столицу страны Токио в огненный ад, погубивший около 84 тысяч жизней
и лишивший крова более миллиона человек, все‑таки одобрил предложение адмирала.
6 апреля 1945
года военно‑морская группировка японцев вышла из гавани Курэ, военного порта
города Хиросимы, и взяла курс на Окинаву. В состав группировки входили девять
кораблей поддержки и линейный корабль «Ямато» – краса и гордость национального
флота. Его чертежи были готовы к 1936 году, а в 1937 году, сразу же после
истечения сроков Вашингтонского и Лондонского соглашений, ограничивавших тоннаж
боевых кораблей, началось строительство линкора. Оно проводилось в строжайшей
тайне на секретной верфи базы Курэ и завершилось уже в годы Второй мировой
войны.
Размеры и
огневая мощь «Ямато» поражали воображение – длина 263 метра, ширина 39 метров,
водоизмещение 73 тысячи тонн, скорость 30 узлов. На палубе, защищенной самой
стойкой для того времени корабельной броней, размещались десятки 20 – и 40‑миллиметровых
пушек, многочисленные зенитные установки, а также девять орудий калибром 460
миллиметров – самых больших корабельных орудий за всю военную историю. Они
посылали снаряд весом 1451 килограмм на расстояние 50 километров, а прямое
попадание по кораблю противника фактически топило его. В военные анналы «Ямато»
вошел как самый большой линкор, когда‑либо созданный людьми.
До конца войны
японское командование берегло «Ямато», и только приближавшееся поражение
заставило адмиралов использовать свой последний шанс. Горючего на «Ямато»
хватало лишь на плавание в один конец, отсутствовало достаточное авиационное
прикрытие. Экипаж корабля в составе 3332 матросов и офицеров знал, что идет на
верную смерть.
Пока линкор
«Ямато» и корабли поддержки на полном ходу приближались к Окинаве, на
американскую морскую армаду устремились 355 начиненных взрывчаткой самолетов,
управляемых летчиками‑камикадзе. Когда 7 апреля 1945 года «Ямато» сблизился с
эскадрой США, ее командование решило не вступать в артиллерийский бой с
гигантским линкором. Имея в своем распоряжении авианосцы, американцы подняли в
воздух несколько десятков истребителей‑бомбардировщиков и торпедоносцев,
которые начали бомбардировку линкора.
На
бронированную палубу «Ямато» обрушились тонны бомб, торпед, ракет и снарядов.
Беспрецедентная по интенсивности бомбардировка продолжалась два часа. В 14
часов 22 минуты гигантский корабль вздрогнул и начал тонуть. Вскоре угол крена
достиг 90 градусов. Конец агонии положил взрыв чудовищной силы, разворотивший
сердцевину корабля и сопровождавшийся ослепительной огненной вспышкой. В
покрытое тучами небо вместе с выброшенными взрывом бронеплитами, оборудованием
и орудийными установками вырвался гигантский столб огня. По оценкам
наблюдателей, его высота равнялась почти двум километрам, а грибоподобное
облако, нависшее над тонущим кораблем, достигало шести километров в высоту.
Вспышку взрыва линкора видели даже жители города Кагосима, расположенного в 220
километрах к северу от места сражения.
Гибель линкора
«Ямато» означала полный и окончательный разгром японского флота. Из 3332
человек экипажа линкора спаслись только 269. В тот же день на частично
потопленных кораблях поддержки погибли еще 1187 матросов и офицеров. Общие
потери американской стороны во время битвы 7 апреля составили лишь 12 человек!
В Японии линкор
«Ямато» до сих пор остается символом храбрости матросов и офицеров, вступивших
в неравный бой и отдавших жизни за родину.