Уничтожение
японского адмирала Исороку Ямамото, осуществленное весной 1943 года в воздухе над
одним из тихоокеанских островов, – это история о чрезвычайно сложной и
тщательно и долго подготавливаемой операции, о шпионаже, перехваченных
шифровках, точно спланированном полете и совершенной навигации и потребности в
национальной мести. То, что Ямамото был специальной целью такого полета, на
протяжении всей войны отрицалось японцами, которые отказывались верить в
возможность осуществления подобной акции.
Еще до
нападения на Перл‑Харбор американцы сумели разгадать систему дипломатического
кода японцев. Сообщения, перехваченные перед 7 декабря 1941 года, показывали,
что на Тихом океане готовится какая‑то крупная военная акция, однако ее цель
либо обозначалась неопределенно, либо игнорировалась американскими военными, по
большей части, из‑за национального самомнения, а также соперничества между
различными службами. Японцы, в свою очередь, предприняли ряд маскирующих мер
для обеспечения внезапности атаки. Американский военно‑морской атташе в Японии
сообщал, что видел в одном из главных портовых городов страны сотни отпущенных
в увольнение японских моряков. Следовательно, делал он вывод, осуществление
какой‑либо военной акции в ближайшее время маловероятно. На самом же деле,
отправив авианосный флот к Гавайям для нанесения удара, японцы просто одели в
морскую форму своих солдат, чтобы создать у иностранных шпионов впечатление,
что все идет как обычно.
1937 год
ознаменовался созданием японцами новой шифровальной машины № 97, носившей
кодовое название «Перпл». На протяжении 19 месяцев американские специалисты бились
над его расшифровкой, и в конце концов усилиями Уильяма Фридмана и его коллег
из SIS (Secret Intelligence Service – британская разведка) секрет «Перпла» был
раскрыт.
Американцы уже
создавали в свое время копии японских шифровальных устройств, чтобы справиться
со старым «Красным кодом», таким же способом, каким британцы моделировали
«Энигму» – шифровальную машину нацистов. После долгого анализа коллега
Фридмана, Гарри Лоуренс Кларк, предположил, что японцы используют в своей новой
машине пошаговые переключатели вместо прежних дисков. В соответствии с
предположением Кларка была сконструирована копия машины № 97 (прозванная ее
создателями «Мэджик») с помощью которой можно было раскодировывать послания
«Перпла». (Еще не один год после войны японцы отказывались верить, что
американцы сами создали свое устройство, – они считали, что американцы
похитили какую‑то из их машин во время одного из своих рейдов в Азии.)
Система кодов
JN 25, применявшаяся на японском флоте, была раскрыта слишком поздно, чтобы
предотвратить нападение на Перл‑Харбор. Подразделение радиосвязи флота на Тихом
океане, базировавшееся в Перл‑Харборе и возглавлявшееся капитаном 3‑го ранга
Джозефом Рочефортом, «взломав» JN 25, получило, таким образом, возможность
читать все отправляемые японским флотом сообщения и приказы. Полученная
благодаря этому информация обеспечила победу в сражении при Мидуэе – решающем
сражении на Тихом океане.
Рейд летчиков
генерала Дулиттла на Токио побудил Ямамото разработать новый военный план: он
решил атаковать остров Мидуэй, втянув американцев в бой с частью своего флота.
Одновременно, для отвлечения внимания противника и распыления им своих сил,
адмирал собирался произвести бомбардировку Алеутских островов. После того как
американцы ввяжутся в сражение, Ямамото хотел выпустить остальную часть своего
флота, значительно превосходившего американский флот, которую он предполагал
укрыть в 200 милях от передовой части кораблей у Мидуэя. Посредством такого
сюрприза, разгромив флот Соединенных Штатов, адмирал надеялся наконец
остановить американцев. Однако информация, полученная благодаря «Мэджику»,
открыла план Ямамото американцам, и они, не поддавшись на отвлекающий маневр,
отбили нападение и выиграли одно из самых тяжелых и самых важных сражений на
Тихом океане. Отныне японцы уже не могли иметь секретов от своего противника.
Поражение у
Мидуэя сильно деморализовало японцев. Ввиду нарастающей мощи американцев
Ямамото должен был теперь заботиться о поддержании духа своих людей, в связи с
чем была запланирована серия посещений удаленных тихоокеанских баз с целью
вдохновения находившихся там моряков и летчиков на новые великие победы. На 18
апреля был намечен полет в Буин с вылетом из Рабаула ровно в 6.00.
Сообщение об
этом поступило с американских станций радиоперехвата в Датч‑Харборе на
Алеутских островах и на Гавайях, подвергавшихся прежде неоднократным
бомбардировкам Ямамото. В беспечно переданной радиограмме перечислялись базы на
Соломоновых островах и предполагаемое время их посещения. Информацию немедленно
передали в Перл‑Харбор адмиралу Нимицу и начальнику разведки Эдвину Лейтону.
Если бы Ямамото удалось перехватить в полете и убить, Япония лишилась бы своего
прославленного героя и наиболее опасного военного лидера.
Морской министр
Фрэнк Нокс, обдумав эту идею в Вашингтоне, решил, что ее необходимо
осуществить. Генерал Хэп Арнольд также решил, что идея была подходящей. Вместе
с Ноксом они вызвали специалистов по дальним перелетам Чарлза Линдберга и
инженера Френка Мейера, и в ходе совещания было решено, что Ямамото лучше всего
«взять» на взлетной полосе Кахили на Бугенвиле. Самолеты с аэродрома Хендерсон
на Гуадалканале смогут совершить перелет и произвести атаку.
Для миссии
такого рода по всем параметрам подходил «Локхид P‑38 Лайтнинг», прозванный
устрашенными нацистскими пилотами «Двухвостым дьяволом». Эта двухмоторная
машина, вооруженная пушкой и пулеметами, обладала достаточной огневой мощью для
того, чтобы сбить бомбардировщик «Бетти» Ямамото и его истребители
сопровождения «Зэки» (американское название «Зеро»). Но для отправляющихся в
дальний рейд самолетов требовались дополнительные баки для горючего, а такого
оснащения на Гуадалканале не имелось.
Получив
одобрение президента, Нокс начал операцию «Возмездие». 17 апреля 1943 года в
15.35 он позвонил генералу Кенни с просьбой привезти требуемые бензобаки из
Милн‑Бей, Новая Гвинея. Четыре бомбардировщика B‑24 с баками на борту поднялись
в воздух и в 21.00 приземлились в разразившийся тропический шторм на еще
недавно бомбившийся самими американцами аэродром Хендерсон.
В это же время
майор Джон Митчелл инструктировал двух своих командиров авиазвеньев лейтенантов
Безби Хоулмза и Томаса Ламфье относительно предстоящей миссии. На следующее
утро, точно в 7.20, «Лайтнинги», снабженные дополнительными баками, поднялись в
воздух, рассчитывая перехватить Ямамото в 9.55. Двенадцать P‑38 должны были
подняться на 20 000 футов для прикрытия остальных машин, которые атакуют
самолет Ямамото на меньшей высоте.
Ровно в 6.00
пунктуальный Ямамото покинул Рабаул, его штаб разместился в двух «Бетти» – о
чем не знали американские летчики, – которых сопровождали «Зэки».
В 9.30 летчики
атакующего звена увидели взлетное поле Кахили. В 9.35 «Лайтнинги» стали
набирать высоту для атаки, как вдруг Митчелл воскликнул:
– Самолеты
противника на одиннадцать часов, сверху! Сверху!
Атакующие
пилоты Хоулмз, Барбер, Ламфье и Хайн сбросили свои топливные баки для большей
скорости и взмыли вверх навстречу двум бомбардировщикам. Японские пилоты
увидели их всего лишь за милю.
Два
бомбардировщика, раскрашенные зелеными камуфляжными полосами, резко пошли на
снижение, поближе к верхушкам деревьев. Ламфье потерял на какое‑то время свою
цель и сбил атаковавший его «Зэки». Затем он снова увидел свой «Бетти» –
красные солнца на его крыльях четко выделялись на фоне зеленых джунглей. Не
зная, кто именно находится в этом самолете, Ламфье открыл огонь одновременно из
пушки и из пулеметов. Правый мотор бомбардировщика вспыхнул, и пламя тут же
охватило все крыло. Тем временем восемь других P‑38 завязали бои с «Зэки», а
оставшиеся занялись со вторым «Бетти». У этого бомбардировщика, на котором
летел адмирал Угаки, было отстрелено крыло, и он упал в океан. Адмирал остался
жив.
Ламфье снова
открыл огонь, и самолет Ямамото упал на деревья, подскочил и взорвался. «Pop
goes the weasel» («Вот идет ласка» – название народного танца) – было условным
сигналом, переданным в Вашингтон после того, как все P‑38 Митчелла, за
исключением одного вернулись на базу. Миссия была выполнена.
Операция
«Возмездие» явилась полным успехом. Ямамото погиб, а его преемник, адмирал
Минеичи Кога, был командиром достаточно предсказуемым, и американцы легко
противостояли всем его действиям до конца войны. Пилоты Митчелла,
руководствуясь только картой и компасом, пролетели 400 миль, причем временами
они шли на высоте всего 30 футов над водой, чтобы избежать обнаружения и
прибыть к точно указанному месту воздушной засады. Японцы на Соломоновых
островах заподозрили, что с их кодами что‑то неладно, что американцы знали о
полете Ямамото. Но из штаб‑квартиры в Токио их заверили, что это невозможно и
что трагическая смерть адмирала произошла просто вследствие несчастной
случайности.
Ямамото умер от
одной пули, пробившей ему голову и плечо. Его тело было найдено японским
патрулем через день после гибели. Адмирал был пристегнут к креслу, с ним были
его дневник и сборник стихов, его левая рука, не имевшая двух пальцев после
старого ранения, крепко сжимала рукоять меча. Бывший хозяин Тихого океана тихо
лежал в джунглях неподалеку от накатывающих на берег волн, которые он хотел завоевать
для Японии.