Спустя много
лет после Второй мировой войны в одной из европейских газет появилась
публикация бывшего узника концлагеря об удивительном подвиге советского
летчика, который в 1945 году угнал немецкий самолет из концлагеря Пенемюнде и
сумел спасти десять человек, обреченных на смерть, в том числе и автора той
публикации. После долгих поисков героя нашли в… ГУЛАГе. В хрущевскую оттепель
его выпустили из тюрьмы, а позже наградили Звездой Героя Советского Союза.
Этот
фантастический по своей дерзости подвиг совершил Михаил Петрович Девятаев, а
история его Золотой Звезды долгое время оставалась глубокой тайной. Только в
1957 году казанский писатель Ян Винецкий открыл Девятаева, как когда‑то Борис
Полевой знаменитого Маресьева. О Девятаеве много тогда говорили и писали, а
позже даже вышел художественный фильм о человеке с похожей судьбой – «Чистое
небо», с Евгением Урбанским в главной роли. Однако и сегодня далеко не все
знают, что летчик‑герой, совершив отчаянный угон, вступил в немыслимый поединок
с самим отцом «Фау» Вернером фон Брауном…
Первый боевой
вылет 24‑летний летчик Девятаев на своем «ишачке» И‑16 совершил уже в первый
день войны, заставшей его под Минском. Первый «юнкерс» он сбил через три дня
под Могилевом и уже в июле 41‑го был награжден орденом Красной Звезды. Позже на
его счету появятся 9 сбитых им лично стервятников и еще 8 в групповом бою.
Говорят, что
Девятаевым его, родившегося в семье мордовского крестьянина тринадцатым
ребенком, сделала деревенская паспортистка, переврав в выданной ему для учебы
справке родовую фамилию Девятайкиных. Отец умер от тифа, когда мальчику было
всего два года. Легко представить, как жилось в многодетной бедной деревенской
семье, однако все дети выжили и выросли крепкими, смелыми, не боящимися
невзгод.
В тринадцать
лет Михаил впервые увидел самолет и понял, что обязательно станет летчиком. Но
путь в летчики оказался тернист – сначала пришлось определиться в казанский
речной техникум, который он успешно закончил, одновременно учась в аэроклубе. Потом
было летное военное училище, после которого в 1939 году Девятаев явился в
родное Торбеево лейтенантом, еще не ведавшим об испытании, которое готовит ему
судьба…
В одном из
воздушных сражений на Украине, свалив на землю «мессер», Девятаев был ранен в ногу,
потерял много крови, однако сумел посадить самолет. Кровь, которую ему отдал
только что вернувшийся из полета герой Испании командир эскадрильи Владимир
Бобров, Девятаеву переливали прямо на крыле самолета.
После госпиталя
молодой летчик получил назначение в полк ночных бомбардировщиков У‑2. Овладев
тактикой боя на «небесном тихоходе», Девятаев неоднократно летал на
бомбардировки вражеских позиций, доставлял донорскую кровь в полевые госпитали,
вывозил из немецкого тыла раненых партизан.
И все же, летая
на У‑2, Девятаев мечтал вернуться в истребительную авиацию. Помог «уговорить
медицину» и взял его в свою авиадивизию к тому времени дважды Герой Советского
Союза Александр Покрышкин. По словам Девятаева, увидев любой самолет их
дивизии, – а летали летчики на американских «кобрах», – немцы сразу
предупреждали своих: «Внимание! В небе Покрышкин!»
Девятаева
сбивали. В первый раз – на третий день войны. Тогда под Минском он попал под
огонь «мессершмитта» и выпрыгнул с парашютом из горящего И‑16. Не прояви он в
тот момент находчивости, война и жизнь окончились бы для него уже в этом бою,
ибо «мессер» развернулся, готовый расстрелять летчика. Девятаев стянул стропы и
быстро «колбасой» понесся к земле. В ста метрах он успел раскрыть парашют и
таким образом спасся. Прыгать летчику приходилось потом еще не один раз, но
судьба оставалась к нему благосклонной. И все же последний полет, когда его
машину подбил вражеский самолет, оказался роковым.
Это произошло
13 июня 1944 года, накануне наступления под Львовом. В тот злополучный день он
сделал три боевых вылета (а их к тому моменту у него было более 180).
Поднявшись на закате солнца в четвертый, старший лейтенант Девятаев увлекся
неравным боем и не заметил, как из облака вынырнул «фокке‑вульф» (по другим
данным – «мессершмитт»). Едва ли не в тот же миг он ощутил, как споткнулась его
боевая машина, увидел дым и языки пламени. Покидая по приказу командира горящий
самолет, готовый каждую минуту взорваться, летчик сильно ударился о хвостовой
стабилизатор…
Очнулся
Девятаев в землянке летчиков, но это были не свои. Прямо перед собой он увидел
немецкого офицера. Сначала с ним обошлись почти по‑джентльменски – перевязали
рану, накормили, не тронули ордена. Но, оказалось, все было психологической
подготовкой склонить к измене. Тот самый немецкий офицер предложил ему, как и
остальным советским летчикам, перейти на сторону противника и воевать против
Советского Союза. «Среди летчиков предателей не найдете», – таков был
ответ Девятаева. После этого отношение к пленному резко изменилось…
Встретив в
прифронтовом лагере военнопленных таких же, как он сам, летчиков, Девятаев
выяснил, что в плену те оказались после вынужденных посадок или прыжков из
подбитых машин. Многие были ранены, с обожженными лицами и руками, в обгоревшей
одежде. Но это были люди, уже видавшие Сталинград, Курскую дугу, освобождавшие
Киев, это были летчики, познавшие вкус победы. И сломить их оказалось очень
трудно. Всех летчиков держали от остальных пленных отдельно. И на запад повезли
не в поезде, а в транспортных самолетах.
Оказавшись в
фашистском концлагере у города Клейнкенигсберг, Девятаев решил бежать во что бы
то ни стало. Врач, тоже пленный, как‑то рассказал, что неподалеку находился
аэродром. В воскресный день, когда немецкие летчики отдыхают и у машин остается
только охрана, можно напасть, захватить самолет. Трудней всего было убежать из
самого лагеря, вся территория которого простреливалась с вышек. Ров, колючая
проволока с током высокого напряжения… Вместе со своими проверенными друзьями‑летчиками
Девятаев решил делать подкоп прямо из барака, стоявшего на сваях, под ограду.
Рыли ложками, мисками, а землю выносили, ровным слоем рассыпая ее под дощатым
полом барака. Работали ночью, наблюдая в щелку за часовым. Из детских рубашек,
подобранных у барака (раньше здесь содержались дети), нарвали ленты. Веревкой,
привязанной к ноге «забойщика», подавали сигнал опасности. Чтобы землей не
запачкать одежду и не выдать себя, в нору лазали нагишом. Сил хватало на пять‑шесть
минут. Когда цель была уже близка, в барак вдруг хлынули нечистоты – узники
вышли не на ту трубу…
Естественно,
лагерное начальство тотчас узнало о происшедшем. Попытка побега из концлагеря
каралась смертью, которая после изуверских истязаний казалась беглецам желанным
освобождением от мучений. Однако агонию трех еле державшихся на ногах узников
решили продлить. Сковав их цепью, отправили в лагерь Заксенхаузен, считавшийся
самым страшным местом. Все, что было до этого, представлялось теперь всего лишь
преддверием ада. Преисподней стал Заксенхаузен. Уделом сюда прибывших была
только смерть – от истощения, от побоев, от страшной скученности, которую по
мере прибытия новых жертв разрежал крематорий. Узников делили на «смертников» и
«штрафников». Разницы, в принципе, никакой, но «смертники» к небытию стояли ближе…
В бараке
санобработки старик парикмахер поведал Девятаеву, что за подкоп его
расстреляют. За минуту до этого разговора, прямо здесь, в санитарном бараке, у
всех на глазах охранник лопатой убил человека за то, что тот осмелился
закурить. Труп лежал прямо у стены. Глядя на Девятаева, парикмахер вдруг сунул
ему в руку бирку с номером погибшего, забрав у летчика его собственный жетон. С
того момента Михаил Девятаев стал не смертником, а штрафником по фамилии
Никитенко, бывшим учителем из Дарницы.
«Как выжил – не
знаю, – рассказывал легендарный летчик, – в бараке девятьсот человек
– нары в три этажа. Каждый из узников в полной власти капо, эсэсовцев,
коменданта. Могут избить, изувечить, убить… 200 граммов хлеба, кружка баланды и
три картофелины – вся еда на день… Работа – изнурительно тяжкая или одуряюще
бессмысленная… Ежедневно повозка, запряженная людьми, увозила трупы туда, где
дымила труба. И каждый думал: завтра и моя очередь. Забираясь ночью на нары, я
размышлял: друзья летают, бьют фашистов. Матери, наверное, написали:
"Пропал без вести". А я не пропал. Я еще жив, я еще поборюсь…»
Вскоре полторы
тысячи таких штрафников загнали в товарные вагоны и повезли на работы. Когда
эшелон прибыл на место, половина узников умерла от истощения. Оставшимся в
живых предстояла работа в другом концлагере: на сверхсекретной военной базе
Пенемюнде, которую называли «заповедником Геринга». База располагалась на
западной оконечности островка Узедом, затерявшегося в Балтийском море в 60
милях к северо‑западу от Штеттина и в 700 милях от Англии. Зловещий остров
оказался местом, где под патронажем самого Гитлера трудился профессор Вернер
фон Браун, которому позже суждено будет возглавить ракетную программу США. А
пока он запускал своих монстров, ракеты «Фау‑1» и «Фау‑2», на Британские
острова. Здесь же испытывали новейшие самолеты люфтваффе. Проходил, в
частности, испытание первый реактивный самолет Ме‑262.
Еще за год до
описываемых событий, весной 1943 года, авиация союзников была способна наносить
Германии незаживающие раны. В свою очередь люфтваффе оказались не в состоянии
преодолевать воздушную оборону Британии и могли производить лишь булавочные
уколы. Однако, следуя своему обещанию немецкому народу создать «секретное
оружие», способное нанести сокрушительный ответный удар его врагам, Гитлер
требовал завершить экспериментальное производство оружия как можно скорее.
Именно поэтому в Пенемюнде, окруженном проволочными ограждениями с пропущенным
по ним электрическим током, были собраны лучшие технические умы люфтваффе и
наиболее выдающиеся представители авиационной и инженерной мысли Германии. Они
работали круглые сутки, поскольку Гитлер надеялся применить обещанное оружие
зимой 1943–1944 годов.
К июлю 1943
года британская разведка точно установила местонахождение Пенемюнде. Маршал
королевских ВВС сэр Артур Траверз Харрис, командовавший бомбардировочной
авиацией, решил провести внезапный рейд в ясную лунную ночь.
Удивительно, но
нацисты были абсолютно уверены, что Пенемюнде ничто не угрожает. Ночные
бомбардировщики королевских ВВС часто пролетали над ним, направляясь на Штеттин
и далее на Берлин, и работавшие в центре немцы без боязни смотрели на
проплывающие в небе самолеты, уверенные, что противник ничего не знает о
секретной базе.
Осторожно, так
чтобы немцы ничего не заподозрили, во время одного из разведывательных полетов
были сделаны специальные снимки Пенемюнде, позволившие позже выбрать места, где
следовало нанести наиболее мощные удары.
Для рейда
назначили ночь 17 августа, когда должно было наступить полнолуние. В
назначенный час более полутысячи тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков
нанесли страшный бомбовый удар. За сорок минут весь район превратился в почти
сплошную полосу огня. Когда последняя волна бомбардировщиков легла на обратный
курс, появились немецкие ночные истребители, тщетно ожидавшие их у Берлина, и
41 британский самолет был сбит.
Через несколько
дней начали появляться подробные сведения о последствиях этого рейда. 735
человек, включая 178 ученых и технических специалистов, находившихся в
Пенемюнде, погибли или пропали без вести. Доктор Вальтер Тиль, считавшийся
ведущим ученым этого проекта, и главный инженер Эрих Вальтер были убиты.
Гестапо
принялось опрашивать уцелевших и прочесывать округу в поисках предателей,
которые могли выдать британцам информацию о центре. Руководить в Пенемюнде
восстановлением работ по изготовлению летающих бомб и ракет был назначен
генерал СС Ганс Каммлер. Но теперь нацистам надо было перестраивать все свои
планы. Из‑за полуразрушенности острова и его совершенной открытости очередным нападениям
новые лаборатории начали строить под землей, используя труд узников
концлагерей…
Естественно,
любой узник, попавший на остров Узедом, хорошо охраняемый службами ПВО и СС,
был обречен. И потому некоторые пытались бежать. Один отчаянный югослав затаился
на островном озере. Его поймали, а в назидание всем поставили перед строем и
спустили овчарок. Чтобы загрызли не сразу – шею обмотали брезентом. В общем,
лагерь военнопленных у Пенемюнде мало чем отличался от Заксенхаузена. Жизнь
человека не ставилась ни во что. Но жажда жизни не покидала людей. Одни
стремились уцелеть любой ценой. Другие, тайно поддерживая друг друга, выживали,
не теряя человеческого достоинства.
Аэродром
располагался рядом с концлагерем. После воздушных налетов союзной авиации немцы
заставляли заключенных обезвреживать неразорвавшиеся бомбы, засыпать воронки на
взлетной полосе. В одну из команд, работающих на аэродроме, удалось попасть и
Девятаеву, стремившемуся именно сюда для осуществления своего давнего плана. Он
даже сумел сколотить команду единомышленников.
Узников
посылали на аэродром обычно на рассвете, еще до прихода пилотов. Во время
работы Девятаев замечал все подробности деятельности обслуживающего персонала,
сумел вычислить время заправки самолетов, а самое главное – выбрал машину для
угона: тяжелый бомбардировщик «Хейнкель‑111», который летал чаще других.
Облюбовав этот «хейнкель», будущие беглецы называли его своим и даже узнавали
по звуку моторов. Самолет сразу после посадки готовили к новому вылету. Возле
него не однажды чисто одетые люди в штатском поздравляли пилота – удавались,
как видно, какие‑то важные испытания. Девятаев прикидывал план захвата машины,
рулежки, взлета под горку в сторону моря… Во что бы то ни стало надо было
увидеть приборы в кабине, понять, как, что, в какой последовательности надо
включать – ведь в решающий момент счет времени пойдет на секунды.
Во время
аэродромных работ команду сопровождали охранники – вахтманы. По свидетельствам
Девятаева, один был зверем, другой – старичок, побывавший в русском плену еще в
Первую мировую, – знал русский язык и относился к пленным с явным
сочувствием. В его дежурство «учитель из Дарницы» не упускал случая заглянуть
на самолетную свалку и там впивался глазами в приборные доски.
Однажды узники
расчищали снегу капонира, где стоял другой «хейнкель». С вала Девятаев увидел в
кабине пилота. Тот, заметив любопытного узника, то ли издеваясь над обреченным,
то ли желая похвастать достижениями немецкой техники, стал показывать ему
приборы и запускать самолет. «Я еле сдерживал ликование, – вспоминал позже
легендарный беглец. – Подвезли, подключили тележку с аккумуляторами. Пилот
показал палец и опустил его прямо перед собой. Потом пилот для меня специально
поднял ногу на уровень плеч и опустил – заработал один мотор. Следом – второй.
Пилот в кабине захохотал. Я тоже еле сдерживал ликование – все фазы запуска мне
стали понятны».
Нацистам и в
голову не могло прийти, что кто‑то рискнет убежать из лагеря на самолете,
однако подготовка к побегу шла в труднейших условиях концлагеря, при строжайшей
конспирации. Многократно проверенные Девятаевым надежные друзья решились на
дерзкий поступок – провести всю операцию средь бела дня, когда пунктуальная
немецкая охрана аэродрома уходит на обед. Заучено было все: кто ликвидирует
вахтмана, кто расчехляет моторы, кто снимет струбцинки с закрылков… Но самая
большая ответственность ложилась, конечно, на пилота – ведь предстояло иметь
дело с чужим самолетом сложнейшей конструкции.
Девятаев:
«Степень риска все понимали: может поднять тревогу охрана; может неожиданно кто‑нибудь
появиться у самолета; машина окажется без горючего; не запустим моторы; могут,
быстро хватившись, загородить полосу взлета; могут вслед послать истребители;
могут возникнуть и непредвиденные осложнения. Сам я мысленно думал: шансы –
один из ста. Но отступать мы уже не могли…»
Настало время
выбирать день. Он должен быть облачным, чтобы сразу скрыться от истребителей.
Небезразлично, кто будет охранником. Эсэсовца план предусматривал
ликвидировать, старика‑вахтмана – просто связать. А жизнь на острове Узедом
текла прежним руслом. Часто взлетали ракеты, чаще, чем прежде, прорывались к
базе английские самолеты. Собак‑овчарок из охраны забрали, их теперь
натаскивали для борьбы с танками, но режим строгости не уменьшился. Провинность
пленных каралась смертью, причем в лагере был популярен изощренный прием:
обреченному оставляли «десять дней жизни». В эти дни его избивали, лишали пищи,
охрана с ним делала что хотела. Десять дней агонии никто не выдерживал. К
«десяти дням жизни» был приговорен земляк Девятаева татарин Федор Фатых.