Михаил Петрович
с горечью вспоминал: «Вернувшись однажды с работы, я застал его умирающим.
Протянув пайку хлеба, Федор сказал: "Миша, возьми подкрепись. Я верю: вы
улетите"». Ночью он умер. А через несколько дней приговор «десять дней
жизни» получил и сам Девятаев. «Сдали нервы, сцепился с бандитом и циником по
кличке Костя‑моряк. Комендант лагеря в моих действиях усмотрел
"политический акт", и все услышали: "десять дней жизни!"»
В тот же вечер
приговоренного жестоко избила охрана, которой помогал и Костя с дружками.
Друзья Девятаева сделали все, что могли: прятали его в прачечной, в момент
построения становились так, чтобы не все удары достигали приговоренного,
восполняли отнятые пайки хлеба… Но десять дней, конечно, он бы не протянул. В
тот момент заговорщики решили: «Побег либо сейчас, либо никогда».
На восьмой из
десяти отпущенных смертнику Девятаеву дней летчику суждено было
продемонстрировать свое мастерство.
Девятаев: «Это
произошло 8 февраля 1945 года. Ночью взлетали ракеты. Я не мог заснуть от рева
и крайнего возбуждения. Рано утром до построения я сказал Соколову Володе,
возглавлявшему аэродромную команду: "Сегодня! И где хочешь достань
сигареты. Смертельно хочу курить". Володя снял с себя свитер и выменял на
него у француза пять сигарет. Построение… Отбор команд. Задача Соколова:
сделать так, чтобы в аэродромную группу попало сегодня не более десяти человек,
чтобы среди них были все, кто посвящен в планы побега. Все удалось. Засыпали
воронки от бомб. Охранником был эсэсовец. Обычно он требовал, чтобы в обед в
капонире, где было затишье, для него разводили костер. Работу повели так, чтобы
к 12 часам оказаться у нужного капонира…
…В 12 ноль‑ноль
техники от самолетов потянулись в столовую. Вот горит уже костер в капонире, и
рыжий вахтман, поставив винтовку между колен, греет над огнем руки. До «нашего»
"хейнкеля" двести шагов. Толкаю Володю: "Медлить нельзя!" А
он вдруг заколебался: "Может, завтра?" Я показал кулак и крепко сжатые
зубы.
Решительным
оказался Иван Кривоногов. Удар железякою сзади – и вахтман валится прямо в
костер. Смотрю на ребят. Из нас только четверо знают, в чем дело. У шести
остальных на лицах неописуемый ужас: убийство вахтмана – это виселица. В двух
словах объясняю, в чем дело, и вижу: смертельный испуг сменяет решимость
действовать. С этой минуты пути к прежнему у десяти человек уже не было –
гибель или свобода. Стрелки на часах, взятых у вахтмана из кармана, показывали
12 часов 15 минут. Действовать! Дорога каждая секунда.
Самый высокий Петр
Кутергин надевает шинель охранника, шапочку с козырьком. С винтовкой он поведет
«пленных» в направлении самолета. Но, не теряя времени, я и Володя Соколов были
уже у "хейнкеля". У хвостовой двери ударом заранее припасенного
стержня пробиваю дыру. Просовываю руку, изнутри открываю запор.
Внутренность
«хейнкеля» мне, привыкшему к тесной кабине истребителя, показалась ангаром.
Сделав ребятам знак: "в самолет!", спешу забраться в кресло пилота.
Парашютное гнездо пусто, и я сижу в нем, как тощий котенок. На лицах
расположившихся сзади – лихорадочное напряжение: скорее!
Владимир
Соколов и Иван Кривоногов расчехляют моторы, снимают с закрылков струбцинки…
Ключ зажигания на месте. Теперь скорее тележку с аккумуляторами. Подключается
кабель. Стрелки сразу качнулись. Поворот ключа, движение ноги – и один мотор
оживает. Еще минута – закрутились винты другого мотора. Прибавляется газ. Оба
мотора ревут. С боковой стоянки «хейнкель» рулит на взлетную полосу. Никакой
заметной тревоги на летном поле не видно – все привыкли: этот «хейнкель» летает
много и часто. Пожалуй, только дежурный с флажками на старте в некотором
замешательстве – о взлете ему не сообщали…
…Точка старта.
Достиг ее с громадным напряжением сил – самолетом с двумя винтами управлять с
непривычки сложнее, чем истребителем. Но все в порядке. Показания главных
приборов, кажется, понимаю. Газ… Самолет понесся по наклонной линии к морю.
Полный газ… Должен быть взлет, но «хейнкель» почему‑то бежит, не взлетая, хвост
от бетона не отрывается… В последний момент почти у моря резко торможу и делаю
разворот без надежды, что самолет уцелеет. Мрак… Подумал, что загорелись. Но
это была только пыль. Когда она чуть улеглась, увидел круги от винтов. Целы! Но
за спиной паника – крики, удары прикладом в спину: "Мишка, почему не
взлетаем?!!"
И оживает
аэродром – все, кто был на поле, бегут к самолету. Выбегают летчики и механики
из столовой. Даю газ. Разметаю всех, кто приблизился к полосе. Разворот у линии
старта. И снова газ… В воспаленном мозгу искрой вспыхнуло слово "триммер".
Триммер – подвижная, с ладонь шириною плоскость на рулях высоты. Наверное,
летчик оставил ее в положении "посадка". Но как в три‑четыре секунды
найти механизм управления триммером? Изо всех сил жму от себя ручку – оторвать
хвост от земли. Кричу что есть силы ребятам: "Помогайте!" Втроем
наваливаемся на рычаг, и «хейнкель» почти у самой воды отрывается от бетона…
Летим!!!»
Самолет, нырнув
в облака, набирал высоту. И сразу машина стала послушной и легкой.
«В этот момент
я почувствовал: спасены! И подумал: что там творится сейчас на базе! Посмотрел
на часы. Было 12 часов 36 минут – все уместилось в двадцать одну минуту.
Летели на север
над морем, понимали: над сушей будут перехвачены истребителями. Потом летели
над морем на юго‑восток. Внизу увидели караван кораблей. И увидели самолеты,
его охранявшие. Один «мессершмитт» отвернул и рядом с «хейнкелем» сделал петлю.
Я видел недоуменный взгляд летчика: мы летели с выпущенными шасси. Высота была
около двух тысяч метров. От холода и громадного пережитого возбуждения пилот и
его пассажиры в полосатой одежде не попадали зуб на зуб. Но радость переполнила
сердце: я крикнул: "Ребята, горючего в баках – хоть до Москвы!" Всем
захотелось прямо до Москвы и лететь. Но я понимал: такой полет невозможен –
станем добычей своих истребителей и зениток…»
В лагере после
побега гитлеровцы проводили повальные обыски, считали узников. Авиационное
подразделение, осуществлявшее испытания новейшей техники, возглавлял
тридцатитрехлетний летчик Карл Хейнц Грауденц, имевший немало военных заслуг.
По некоторым данным, именно он летал на угнанном «хейнкеле», имевшем вензель
«Г.А.» – «Густав Антон».
По немецким
источникам, спустя пять дней на базу явился сам рейхсмаршал Герман Геринг. Он
был вне себя, сорвал с коменданта лагеря (говорят, что впоследствии он вместе с
несколькими эсэсовцами‑охранниками был расстрелян), погоны и награды.
Каким образом
уцелела голова Карла Хейнца Грауденца – остается загадкой. Возможно, вспомнили
о прежних заслугах бывшего аса, но, скорее всего, ярость Геринга была смягчена
спасительной ложью. Объявили, что угнанный самолет был якобы сбит под
Кюстрином… Как выяснилось позже, угнанный «Хейнкель‑111» предназначался для
управления полетами «Фау». Да и сам факт угона пленными бомбардировщика с
секретного объекта был вопиющим и невероятным.
…Когда внизу
потянулись бесконечные обозы, колонны машин и танков, Девятаев понял, что
самолет приближается к линии фронта. Вскоре показались дымы, вспышки разрывов…
При виде летящего «хейнкеля» люди с дороги вдруг побежали и стали ложиться.
Неожиданно загрохотали зенитки.
«…Два снаряда
«хейнкель» настигли. Слышу крик: "Ранены!" И вижу, дымится правый
мотор. Резко бросаю самолет в боковое скольжение. Дым исчезает. Но надо
садиться. Садиться немедленно. Внизу раскисшая, в пятнах снега земля: дорога,
опушка леса, и за ней – приемлемо ровное поле. Резко снижаюсь. Неубранные шасси
в земле увязнут. Надо их срезать в момент посадки скольжением в сторону…»
Артиллеристам
61‑й армии с дороги, ведущей к линии фронта, хорошо было видно, как на поле,
подломив колеса, юзом на брюхо сел вражеский «хейнкель». Вдоль лесной опушки
солдаты бросились к самолету.
«…А мы в
«хейнкеле» не вполне уверены были, что сели среди своих. Плексигласовый нос
самолета был поврежден. В кабину набился снег с грязью. Я выбрался кое‑как…
Тишина. Винты погнуты, от моторов поднимается пар. "Хейнкель",
пропахавший по полю глубокую борозду, казался сейчас неуклюжим толстым китом,
лежащим на животе. Не верилось, что два часа назад машина стояла на
секретнейшей базе фашистов».
Выбравшись из
самолета, бывшие узники попытались скрыться в лесу. Вооружившись винтовкой
убитого вахтмана и пулеметом с самолета, поддерживая раненых, они пробежали
сотню шагов по полю, но потом вернулись назад – сил уже не было. Затащив оружие
в самолет, они решили выждать, что будет дальше.
Пока имелось
время Девятаев написал на обороте полетной карты, кто они, откуда бежали, где
до войны жили. Перечислил все фамилии: Михаил Девятаев, Иван Кривоногов,
Владимир Соколов, Владимир Немченко, Федор Адамов, Иван Олейник, Михаил Емец,
Петр Кутергин, Николай Урбанович, Дмитрий Сердюков.
Когда за
словами: «Фрицы! Хенде хох! Сдавайтесь, иначе пальнем из пушки!», донесшимися с
опушки, послышалась порция отборного мата, сидевшие в самолете словно
воскресли. Для них сейчас это были самые дорогие слова.
Услышав в ответ
русскую речь, ошеломленные артиллеристы с автоматами в руках подбежали к
самолету. Десять скелетов в полосатой одежде, обутые в деревянные башмаки,
забрызганные кровью и грязью, плакали, повторяя одно только слово: «Братцы,
братцы…»
В одной из
фронтовых газет появилась заметка со снимком: на подтаявшем поле на брюхе лежит
самолет «хейнкель», из которого только что вышли люди в полосатой одежде. Два
часа назад они еще были узниками. В расположение артиллерийского дивизиона их
понесли на руках, как детей, – каждый весил менее сорока килограммов…
Вернувшись из
плена, Девятаев больше года находился под следствием. Следователи не верили,
что истощенный до крайнего состояния летчик‑истребитель мог без специальной подготовки
поднять в небо тяжелый вражеский самолет. Полагали даже, что он специально
подослан, ибо не укладывалось в голове – как мог летчик‑истребитель поднять в
воздух новейший немецкий бомбардировщик.
Позже половина
из десяти бежавших узников искупили свою «вину», сложив головы у стен Берлина в
рядах бойцов штрафных батальонов. Награды и признание и к погибшим, и к
оставшимся в живых пришли только через многие годы. Кстати, к Звезде Героя
Советского Союза Девятаева представляли еще во время войны за сбитые в
воздушных боях самолеты противника. Но в штаб 237‑го авиаполка угодила бомба,
все документы пропали, а полк расформировали…
Девятаев: «В
начале сентября 45‑го меня из лагеря опять привезли на остров Узедом, где меня
почти трое суток подробнейшим образом расспрашивал некий Сергей Павлович
Сергеев. Я ведь оказался едва ли не единственным живым свидетелем испытаний
"оружия возмездия" фашистов, наблюдал вблизи запуск ракет "Фау‑2",
как они взлетали, падали, как выглядели ракетные установки, платформы для их перевозки,
шахты… Сведения по тем временам, конечно, весьма ценные. Вот он пристрастно
меня и слушал».
Как
распорядились этой информацией? Говорят, что поначалу задумывалась операция с
высадкой на остров десанта, чтобы освободить пленных и завладеть таинственным
оружием. В реальности, конечно, никакого десанта не было. А вот массированные
бомбардировки – как союзной авиацией, так и своей, – были. Полигон на
Узедоме превратили в руины, а лагерь – в братскую могилу. Оставшихся в живых
узников фашисты погрузили на баржи, как дрова. Нацисты, похоже, полагали, что
люди утонут в море. Но баржи через несколько суток прибило к берегу, где
несчастных высадили и погнали вглубь материка, чтобы распределить по другим
лагерям смерти. А ведь если бы советское командование приняло бы другое
решение, может быть, СССР уже тогда владел бы всем ракетным хозяйством Третьего
рейха…
Как выяснилось
позже, была и еще одна попытка уничтожить засекреченный объект. За полгода до
переброски Девятаева на остров военнопленные совершили не менее дерзкий
коллективный подвиг – взорвали завод по производству кислорода, надолго
притормозив работы по созданию «Фау». Всех участников диверсии – а их было 92
человека – расстреляли и закопали в общей яме за лагерем. Позже Девятаев
присутствовал при их перезахоронении – останки мучеников уложили в гробы и,
покрыв национальными флагами, заново предали земле. Сейчас на этом месте
обелиск.
После войны
бывшего узника фашистских концлагерей Михаила Девятаева ждали свои лагеря –
советские. Сталинское клеймо «врага народа» и «изменника» Девятаев носил еще
долгие 12 лет. В послевоенной разрушенной стране летчику‑асу не нашлось работы
– ни в родном селе Торбеево, ни в Казани. Узнав о его военнопленном прошлом, в
речном порту специалиста с дипломом речника приняли… разнорабочим. Полторы
навигации был он ночным дежурным по вокзалу, – потом устроился прорабом –
монтировать портовые краны. Но и тут ему «шили» дела о «вредительстве»: то соль
в раствор подсыпал, то дрова рабочим раздал…
«Те годы были
потяжелее концлагеря, – вспоминал Девятаев. – Не поверите, когда
вышел указ о награждении меня Золотой Звездой, я от нервного потрясения весь
покрылся… язвой, как рыба чешуей! 80 процентов тела было поражено. Выпали
волосы. Ужас! Не знали, как меня лечить. Спасибо, один профессор посоветовал:
тебе, Миша, нужен температурный шок. Была поздняя осень, я прыгнул в ледяную
воду, после чего долго пробыл на сквозняке. Несколько дней горел в жару,
температура за 40, но хворь, действительно, как рукой сняло…»
Девятаев
пытался узнать, кто же это его представил к награде. Ему ответили: какой‑то
большой и очень засекреченный ученый. В конце концов Девятаев выяснил, что этим
ученым был Сергей Павлович Королев, главный конструктор космических ракет, тот
самый «Сергеев», что подробно расспрашивал Девятаева после побега из Пенемюнде.
Да, именно Сергей Павлович Королев стал «звездным крестным» Михаила Девятаева.
О подвиге героя
хорошо знают за рубежом. Он встречался со старым бароном Йоханнесом Штейнхофом,
бывшим начальником секретного аэродрома на острове Узедом, знаменитым асом,
одержавшим 176 воздушных побед. Барон растрогался и подарил Михаилу Петровичу
метровую хрустальную вазу с надписью: «Самому храброму человеку на земле».