История
«Гебена» достаточно широко известна, и вряд ли стоило ее еще раз пересказывать
только для того, чтобы добавить несколько страниц к уже написанным томам.
Хочется обратить внимание на один странный факт: как вообще «Гебену» удался его
отчаянный прорыв к Стамбулу?
Смелый и
дерзкий замысел – это понятно; энергия главного исполнителя, адмирала Сушона,
несомненно, в огромной степени помогла осуществлению этого замысла; но вот
обстоятельства, сопутствовавшие самому прорыву…
Вполне
объяснимы неудовлетворительная координация действий флотов Франции и Англии (в
истории масса примеров, когда союзники не могли толком договориться) и промахи
верховного руководства, но есть и непонятное.
Почему сбои
радиосвязи проявлялись в самых ответственных случаях? Наиболее важные депеши
или доходили до адресатов с большим опозданием, или не доходили вовсе. Что это
за избирательность такая?
Почему все‑таки
англичане отпустили «Гебен» после семичасовой погони за ним 4 августа, так и не
сделав по крейсеру ни единого выстрела?
Почему немцы
прошли Мессинским проливом, а британские корабли не последовали за ними тем же
самым путем?
Почему
Трубридж, направившийся было на перехват «Гебена», не довел дело до конца? Если
он не был уверен хотя бы в ничейном исходе предстоящего боя, зачем тогда вообще
было трогаться с места?
Почему Милн
приказал командиру «Глостера» прекратить наблюдение за «Гебеном»? В коротком
бою английский крейсер легко вышел из‑под огня немцев, значит, он с такой же
легкостью уклонился бы и от других контратак, не прерывая при этом
преследования. Знай англичане местонахождение врага, эскадра Милна у Денузы не
оставила бы от «Гебена» даже обломков, попутно пустив на дно и «Бреслау».
Германский линейный крейсер не мог двигаться к цели без угля, и его остановка
для бункеровки была неизбежна. Но это если бы Милн не остановился в Ионическом
море 8 августа…
Что это за загадочная
история с якобы перепутанными радиограммами о начале войны между
Великобританией и Австро‑Венгрией? Депеши такого уровня важности не
отправляются наобум, без тщательной проверки – это ведь не время свидания
перепутать или имя дамы, с которой это свидание назначено! И почему британское
Адмиралтейство молчало целых двадцать четыре часа, прежде чем заметило эту
роковую ошибку и сообщило об этом Милну? Именно этого времени и хватило
«Гебену», чтобы окончательно оторваться от погони.
Легче всего
сослаться на нелепую случайность, однако, как говорил Воланд в бессмертном
романе Булгакова: «Случайно кирпич на голову никому не падает!». И какая‑то
странная случайность (точнее, целая цепь случайностей) получается: все эти так
называемые случайности работают только в пользу одной стороны, а другая сторона
от них полностью застрахована. Так не бывает.
Правильные
ответы на все эти вопросы представляются очень и очень интересными – если,
конечно, они будут именно правильными.
И еще одно: о
судьбе тех боевых кораблей, чьи курсы в августе 1914 года пересеклись в
Средиземном море с курсом «Гебена».
Три из четырех
броненосных крейсеров (которым не хватило решимости навязать бой «Гебену» в
ночь на 7 августа) Трубриджа – «Черный принц», «Защита» и «Воин» – погибли в
Ютландском сражении, причем первые два вместе со всем личным составом. Линейный
крейсер «Неутомимый» (не открывший по «Гебену» огня 4 августа) в том же
Ютландском бою взорвался после нескольких попаданий в него одиннадцатидюймовых
снарядов с германского линейного крейсера «Фон дер Танн». Из всего экипажа
корабля спаслось только два человека.
Создается
впечатление, что зловещий «Гебен», как и положено посланцу из преисподней,
опосредованно расправился с теми, от кого он вынужденно убегал. А вот
доблестный «Глостер» провоевал всю войну, не получив даже царапины на своем
стройном корпусе…