Даже
тридцати лет не прожила на свете Анджолина Бозио. Ее артистическая карьера
продолжалась лишь тринадцать лет. Надо было обладать ярким талантом, чтобы
оставить неизгладимый след в памяти людей в ту эпоху, столь щедрую на вокальные
таланты! Среди почитателей итальянской певицы — Серов, Чайковский, Одоевский,
Некрасов, Чернышевский…
Анджолина
Бозио родилась 28 августа 1830 года в итальянском городе Турине, в семье
актера. Уже в десятилетнем возрасте она начала обучаться пению в Милане, у
Венчеслао Каттанео.
Дебют
певицы состоялся в июле 1846 года в Королевском театре Милана, где она
исполнила партию Лукреции в опере Верди «Двое Фоскари».
В
отличие от многих современниц Бозио пользовалась за рубежами Италии
популярностью даже большей, чем на родине. Неоднократные гастроли по странам
Европы и выступления в США принесли ей всеобщее признание, поставили ее очень
быстро в один ряд с лучшими артистками того времени.
Бозио
пела в Вероне, Мадриде, Копенгагене, Нью‑Йорке, Париже. Поклонники вокала тепло
приветствовали артистку на сцене лондонского театра «Ковент‑Гарден». Главное в
ее искусстве — искренняя музыкальность, благородство фразировки, тонкость
тембровых красок, внутренний темперамент. Наверное, эти черты, а не сила голоса
привлекли к ней повышенное внимание русских меломанов. Именно в России, которая
стала для певицы второй родиной, снискала Бозио особенную любовь слушателей.
Бозио
впервые приехала в Петербург в 1853 году, находясь уже в зените славы.
Дебютировав в Петербурге в 1855 году, она четыре сезона подряд пела на сцене
Итальянской оперы и с каждым новым выступлением завоевывала все большее число
поклонников. Репертуар певицы исключительно широк, но центральное место в нем
занимали творения Россини и Верди. Она первая Виолетта на русской сцене, пела
партии Джильды, Леоноры, Луизы Миллер в операх Верди, Семирамиды в одноименной
опере, Графини в опере «Граф Ори» и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини,
Церлины в «Дон Жуане» и Церлины в «Фра‑Дьяволо», Эльвиры в «Пуританах», Графини
в «Графе Ори», леди Генриетты в «Марте».
По
уровню вокального искусства, глубине проникновения в духовный мир образа, по
высокой музыкальности Бозио принадлежала к величайшим певицам эпохи. Ее
творческая индивидуальность раскрылась не сразу. Первоначально слушатели
восхищались изумительной техникой и голосом — лирическим сопрано. Затем смогли
оценить драгоценнейшее свойство ее таланта — вдохновенный поэтический лиризм,
проявившийся в лучшем ее создании — Виолетте в «Травиате». Дебют в партии
Джильды в опере «Риголетто» Верди был встречен одобрительно, но без особого
восторга. Среди первых откликов в прессе характерно мнение Ростислава (Ф.
Толстой) в «Северной пчеле»: «Голос Бозио — чистый сопрано, необычайно
приятный, в особенности в средних звуках… верхний регистр чист, верен, хотя и
не слишком силен, но одарен некоторою звучностью, не лишенною выразительности».
Однако уже вскоре обозреватель Раевский констатирует: «Первый дебют Бозио был
успешный, но любимицею публики она стала после исполнения партии Леоноры в
„Трубадуре", впервые представленного петербургской публике».
Ростислав
также отмечал: "Она не захотела удивить или, вернее сказать, поразить
публику с первого раза многотрудною вокализациею, необычайно эффектными или
вычурными какими‑либо пассажами. Напротив, для… своего дебюта она избрала
скромную роль Джильды («Риголетто»), в которой вокализация ее, в высшей степени
замечательная, не могла выказаться вполне. Соблюдая постепенность, Бозио
являлась попеременно в «Пуританах», «Доне Паскуале», «Трубадуре», «Севильском
цирюльнике» и «Северной звезде». От этой умышленной постепенности произошло
замечательное крещендо в успехе Бозио… Сочувствие к ней росло и развивалось… с
каждою новою партиею, сокровища таланта ее казались неистощимыми… После
грациозной партии Норины… общественное мнение присудило новой нашей примадонне
венец меццо‑характерных партий… Но Бозио появилась в «Трубадуре», и дилетанты
пришли в недоумение, слушая естественную, выразительную ее декламацию. «Как же
это… — говорили они, — мы полагали, что глубокий драматизм недоступен
грациозной нашей примадонне».
Для
описания того, что случилось 20 октября 1856 года, когда Анджолина впервые
исполнила в «Травиате» партию Виолетты, трудно подобрать слова. Всеобщее
безумство быстро перешло во всенародную любовь. Роль Виолетты стала высшим
достижением Бозио. Восторженным отзывам не было конца. Особенно отмечалось
изумительное драматическое мастерство и проникновенность, с которым певица
проводила заключительную сцену.
«Слышали
ли вы Бозио в „Травиате"? Если нет, то отправляйтесь непременно слушать, и в
первый раз, как дадут эту оперу, потому что, как бы коротко вы ни были знакомы
с талантом этой певицы, без „Травиаты" ваше знакомство будет поверхностно. Ни в
одной опере богатые средства Бозио как певицы и драматической артистки не
выражаются в таком блеске. Здесь симпатичность голоса, задушевность и грация
пения, изящная и умная игра, словом, все, что составляет ту прелесть
исполнения, посредством которого Бозио завладела безгранично и в последнее
время почти безраздельно расположением петербургской публики, — все нашло
себе прекрасное применение в новой опере». «Только о Бозио в „Травиате" и
толкуют теперь… Что за голос, что за пение. Лучше ее мы в настоящее время не
знаем в Петербурге ничего».
Интересно,
что именно Бозио вдохновила Тургенева на замечательный эпизод в романе «Накануне»,
где Инсаров и Елена присутствуют в Венеции на представлении «Травиаты»:
«Начался дуэт, лучший нумер оперы, в котором удалось композитору выразить все
сожаления безумно растраченной молодости, последнюю борьбу отчаянной и
бессильной любви. Увлеченная, подхваченная дуновением общего сочувствия, со
слезами художнической радости и действительного страдания на глазах, певица
отдалась поднимавшейся волне, лицо ее преобразилось, и перед грозным призраком…
смерти с таким, до неба достигающим, порывом моленья исторглись у ней слова:
„Lasciami vivere… morire si giovane!" („Дай мне жить… умереть такой молодой!"),
что весь театр затрещал от бешеных рукоплесканий и восторженных кликов».
Лучшим
сценическим образам — Джильде, Виолетте, Леоноре и даже веселым героиням:
образам — …героиням — Бозио придавала оттенок задумчивости, поэтической
меланхолии. «В этом пении какой‑то меланхолический оттенок. Это ряд звуков,
которые льются вам прямо в душу, и мы совершенно согласны с одним из меломанов,
который сказал, что когда слушаешь Бозио, то какое‑то скорбное чувство невольно
щемит сердце. Действительно, такова была Бозио в партии Джильды. Что может,
например, быть более воздушно‑изящно, более проникнуто поэтическим колоритом
той трели, которою Бозио окончила свою арию II акта и которая, начиная форте,
мало‑помалу слабеет и наконец замирает в воздушном пространстве. И каждый
номер, каждая фраза Бозио запечатлены были теми же двумя качествами — глубиною
чувства и изяществом, качествами, которые составляют главный элемент ее исполнения…
Изящная простота и задушевность — вот к чему она преимущественно стремится».
Восхищаясь виртуозным исполнением труднейших вокальных партий, критики
указывали, что «в индивидуальности Бозио преобладает элемент чувства. Чувство
составляет главную прелесть ее пения — прелесть, доходящую до обаяния… Публика
слушает это воздушное, неземное пение и боится проронить одну нотку».
Бозио
создала целую галерею образов молодых девушек и женщин, несчастных и
счастливых, страдающих и радующихся, умирающих, веселящихся, любящих и любимых.
А.А. Гозенпуд отмечает: «Центральную тему творчества Бозио можно определить
названием вокального цикла Шумана „Любовь и жизнь женщины". Она с равной силой
передавала страх юной девушки перед неведомым чувством и упоение страсти,
страдание измученного сердца и торжество любви. Как уже было сказано, самое
глубокое воплощение эта тема получила в партии Виолетты. Исполнение Бозио было
столь совершенным, что его не могли вытеснить из памяти современников даже
такие артистки, как Патти. Одоевский и Чайковский высоко ценили Бозио. Если
аристократического зрителя пленяли в ее искусстве изящество, блеск,
виртуозность, техническое совершенство, то зритель разночинный был увлечен
проникновенностью, трепетностью, теплотой чувства и задушевностью исполнения.
Бозио пользовалась огромной популярностью и любовью в демократической среде;
она часто и охотно выступала в концертах, сбор с которых поступал в пользу
„недостаточных" студентов».
Рецензенты
дружно писали, что с каждым спектаклем пение Бозио становится совершеннее.
«Голос очаровательной, симпатичной нашей певицы стал, кажется, сильнее,
свежее»; или: «…голос Бозио приобретал более и более силы, по мере того как
успех ее упрочивался… голос ее стал звучнее».
Но
ранней весной 1859 года она простудилась во время одной из гастрольных поездок.
9 апреля певица умерла от воспаления легких. Трагическая судьба Бозио вновь и
вновь возникала перед творческим взором Осипа Мандельштама:
«За
несколько минут до начала агонии по Невскому прогремел пожарный обоз. Все
отпрянули к квадратным запотевшим окнам, и Анджолину Бозио — уроженку Пьемонта,
дочь бедного странствующего комедианта — basso comico — предоставили на
мгновение самой себе.
…Воинственные
фиоритуры петушиных пожарных рожков, как неслыханное брио безоговорочного
побеждающего несчастья, ворвались в плохо проветренную спальню демидовского
дома. Битюги с бочками, линейками и лестницами отгрохотали, и полымя факелов
лизнуло зеркала. Но в потускневшем сознании умирающей певицы этот ворох
горячечного казенного шума, эта бешеная скачка в бараньих тулупах и касках, эта
охапка арестованных и увозимых под конвоем звуков обернулась призывом
оркестровой увертюры. В ее маленьких некрасивых ушах явственно прозвучали
последние такты увертюры к «Due Poscari», ее дебютной лондонской оперы…
Она
приподнялась и пропела то, что нужно, но не тем сладостным металлическим,
гибким голосом, который сделал ей славу и который хвалили газеты, а грудным
необработанным тембром пятнадцатилетней девочки‑подростка, с неправильной
неэкономной подачей звука, за которую ее так бранил профессор Каттанео.
«Прощай, —
моя Травиата, Розина, Церлина…»»
Смерть
Бозио болью отозвалась в сердцах тысяч людей, горячо любивших певицу. «Сегодня
я узнал о смерти Бозио и очень пожалел о ней, — сообщал Тургенев в письме
к Гончарову. — Я видел ее в день ее последнего представления: она играла
„Травиату"; не думала она тогда, разыгрывая умирающую, что ей скоро придется
исполнить эту роль не в шутку. Прах и тлен, и ложь — все земное».
В
воспоминаниях революционера П. Кропоткина мы находим такие строки: «Когда
заболела примадонна Бозио, тысячи людей, в особенности молодежи, простаивали до
поздней ночи у дверей гостиницы, чтобы узнать о здоровье дивы. Она не была
хороша собой, но казалась такой прекрасной, когда пела, что молодых людей,
безумно в нее влюбленных, можно было считать сотнями. Когда Бозио умерла, ей
устроили такие похороны, каких Петербург до тех пор никогда не видел».
Судьба
итальянской певицы запечатлелась и в строчках некрасовской сатиры «О погоде»:
Самоедские нервы и кости
Стерпят всякую стужу, но
вам,
Голосистые южные гости,
Хорошо ли у нас по зимам?
Вспомним — Бозио,
Чванный Петрополь не жалел
ничего для нее.
Но напрасно ты кутала в
соболь
Соловьиное горло свое.
Дочь Италии! С русским
морозом
Трудно ладить полуденным
розам.
Перед силой его роковой
Ты поникла челом
идеальным,
И лежишь ты в отчизне
чужой
На кладбище пустом и
печальном.
Позабыл тебя чуждый народ
В тот же день, как земле
тебя сдали,
И давно там другая поет,
Где цветами тебя осыпали.
Там светло, там гудет
контрабас,
Там по‑прежнему громки
литавры.
Да! на севере грустном у
нас
Трудны деньги и дороги
лавры!
12
апреля 1859 года Бозио хоронил, казалось, весь Петербург. «К выносу ее тела из
дома Демидова в католическую церковь собралась толпа, в том числе множество
студентов, признательных покойной за устройство концертов в пользу
недостаточных слушателей университета», — свидетельствует современник
событий. Обер‑полицмейстер Шувалов, опасаясь беспорядков, оцепил здание церкви
полицейскими, что вызвало всеобщее возмущение. Но опасения оказались
напрасными. Процессия в скорбном молчании направились к Католическому кладбищу
на Выборгской стороне, близ Арсенала. На могиле певицы один из поклонников ее
таланта, граф Орлов, в полном беспамятстве ползал по земле. На его средства
позднее соорудили красивый памятник.