Силс
— одна из крупнейших певиц XX века, «первая леди американской оперы».
Обозреватель журнала «Нью‑Йоркер» с необычайным воодушевлением писал: «Если бы
я рекомендовал туристам достопримечательности Нью‑Йорка, я бы поставил Беверли
Силс в партии Манон на самом первом месте, значительно выше статуи Свободы и
Эмпайр стейт билдинг». Голос Силс отличала необыкновенная легкость, а вместе с
тем покоряющее слушателей обаяние, сценический талант и очаровательная
внешность.
Описывая
ее внешность, критик нашел такие слова: «У нее карие глаза, славянский овал
лица, вздернутый нос, полные губы, прекрасный цвет кожи и очаровательная
улыбка. Но главное в ее внешности — тонкая талия, что является большим
преимуществом для оперной актрисы. Все это, вместе с огненно‑рыжими волосами,
делает Силс очаровательной. Короче говоря, по оперным стандартам она
красавица».
В
«славянском овале» нет ничего удивительного: мать будущей певицы — русская.
Беверли
Силс (настоящее имя Белла Силвермен) родилась 25 мая 1929 года в Нью‑Йорке, в
семье эмигрантов. Отец приехал в США из Румынии, а мать — из России. Под
влиянием матери и формировались музыкальные вкусы Беверли. «У моей
матери, — вспоминает Силс, — была коллекция грампластинок с записями
Амелиты Галли‑Курчи, знаменитого сопрано 1920‑х годов. Двадцать две арии.
Каждое утро мать заводила граммофон, ставила пластинку и потом уже шла готовить
завтрак. И к семи годам я знала наизусть все 22 арии, я выросла на этих ариях
так же, как теперь дети вырастают на телевизионных рекламах».
Не
ограничиваясь домашним музицированием, Белла регулярно участвовала в детских
радиопрограммах.
В
1936 году мать привезла девочку в студию Эстелл Либлинг, концертмейстера Галли‑Курчи.
С тех пор в течение тридцати пяти лет Либлинг и Силс не расставались.
Поначалу
солидный педагог Либлинг не особенно хотела заниматься подготовкой
колоратурного сопрано в столь раннем возрасте. Однако, услышав, как девочка
спела… рекламу о мыльном порошке, она согласилась приступить к занятиям. Дело
шло в головокружительном темпе. К тринадцати годам ученица подготовила 50
оперных партий! «Эстелл Либлинг меня просто ими нашпиговала», — вспоминает
артистка. Можно только удивляться, как у нее сохранился голос. Она вообще
готова была петь где угодно и сколько угодно. Беверли выступала в
радиопрограмме «Поиски талантов», в дамском клубе в фешенебельной гостинице
«Уолдорф‑Астория», в ночном клубе в Нью‑Йорке, в мюзиклах и опереттах различных
трупп.
После
окончания школы Силс был предложен ангажемент в передвижном театре. Сначала она
пела в опереттах, а в 1947 году дебютировала в Филадельфии в опере с партией
Фраскиты в «Кармен» Бизе.
Вместе
с передвижными труппами она перебиралась из города в город, исполняя одну
партию за другой, успевая каким‑то чудом пополнять свой репертуар. Позднее она
скажет: «Мне хотелось бы спеть все партии, написанные для сопрано». Ее норма
около 60 спектаклей в год — просто фантастика!
После
десяти лет гастролей по различным городам США певица в 1955 году решила
попробовать свои силы в «Нью‑Йорк сити‑опера». Но и здесь она не сразу заняла
ведущее положение. Долгое время ее знали лишь по опере американского
композитора Дугласа Мора «Баллада о Бэби Доу».
Наконец
в 1963 году ей доверили партию донны Анны в моцартовском «Дон Жуане» — и не
ошиблись. Но окончательной победы пришлось ждать еще три года, до партии
Клеопатры в «Юлии Цезаре» Генделя. Тогда всем стало ясно, какой масштабный
талант пришел на сцену музыкального театра. «Беверли Силс, — пишет
критик, — исполняла сложные фиоритуры Генделя с такой техничностью, с
таким безупречным мастерством, с такой теплотой, которые редко встречаются у
певиц ее типа. Помимо этого, ее пение отличалось такой гибкостью и
выразительностью, что аудитория моментально улавливала любую перемену в
настроении героини. Спектакль имел ошеломляющий успех… Главная заслуга
принадлежала Силс: заливаясь соловьем, она соблазняла римского диктатора и
держала в напряжении весь зрительный зал».
В
том же году она имела огромный успех в опере Ж. Массне «Манон». Публика и
критика были в восторге, называя ее лучшей Манон со времен Джеральдины Фаррар.
В
1969 году прошло дебютное выступление Силс за границей. Знаменитый миланский
театр «Ла Скала» специально для американской певицы возобновил постановку оперы
Россини «Осада Коринфа». В этом спектакле Беверли пела партию Памиры. Далее
Силс выступала на сценах театров Неаполя, Лондона, Западного Берлина, Буэнос‑Айреса.
Триумфы
в лучших театрах мира не остановили кропотливой работы певицы, цель которой —
«все сопрановые партии». Их действительно чрезвычайно много — свыше
восьмидесяти. Силс, в частности, с успехом пела Лючию в опере Доницетти «Лючия
ди Ламмермур», Эльвиру в «Пуританах» Беллини, Розину в «Севильском цирюльнике»
Россини, Шемаханскую царицу в «Золотом петушке» Римского‑Корсакова, Виолетту в
«Травиате» Верди, Дафну в опере Р. Штрауса.
Артистка,
обладающая поразительной интуицией, вместе с тем и вдумчивый аналитик. «Вначале
я изучаю либретто, работаю над ним со всех сторон, — говорит
певица. — Если, например, мне попадается итальянское слово с несколько
иным, чем в словаре, значением, я начинаю докапываться до его подлинного
смысла, а в либретто часто встречаешься с такими вещами… Я не хочу просто
щеголять своей вокальной техникой. В первую очередь меня интересует сам образ…
Я прибегаю к украшениям лишь после того, как получаю полное представление о
роли. Я никогда не использую орнаментики, которая не соответствует персонажу.
Все мои украшения в „Лючии", например, способствуют драматизации образа».
И
при всем том Силс считает себя эмоциональной, а не интеллектуальной певицей: «Я
старалась руководствоваться желанием публики. Я изо всех сил стремилась
угождать ей. Каждый спектакль был для меня каким‑то критическим анализом. Если я
обрела себя в искусстве, то только потому, что научилась управлять своими
чувствами».
В
юбилейный для себя 1979 год Силс приняла решение уйти с оперной сцены. Уже в
следующем году она возглавила театр «Нью‑Йорк сити‑опера».