Изумительный
голос Сазерленд, сочетающий колоратурное мастерство с драматической
насыщенностью, богатство тембровых красок с ясностью голосоведения покоряли
долгие годы любителей и знатоков вокального искусства. Сорок лет длилась ее
успешная театральная карьера. Мало кто из певцов обладал такой широтой жанрово‑стилистической
палитры. Одинаково легко она чувствовала себя не только в итальянском и австро‑немецком
репертуаре, но и во французском. С начала 60‑х годов Сазерленд входит в число
крупнейших певиц современности. В статьях и рецензиях ее часто называют звучным
итальянским словом La Stupenda («Изумительная»).
Джоан
Сазерленд родилась в австралийском городе Сиднее 7 ноября 1926 года. Мать
будущей певицы обладала прекрасным меццо‑сопрано, хотя из‑за сопротивления родителей
в свое время не стала певицей. Подражая матери, девочка исполняла вокализы
Мануэля Гарсиа и Матильды Маркези.
Определяющей
стала для Джоан встреча с сиднейским вокальным педагогом Аидой Диккенс. Та
открыла у девушки настоящее драматическое сопрано. До этого Джоан была
убеждена, что у нее меццо‑сопрано.
Профессиональное
образование Сазерленд получила в Сиднейской консерватории. Еще студенткой Джоан
начинает концертную деятельность, объездив многие города страны. Частенько ее
сопровождал студент консерватории пианист Ричард Бониндж. Кто бы мог подумать,
что это было началом творческого дуэта, ставшего известным во многих странах
мира.
В
двадцать один год Сазерленд на концерте в сиднейском зале «Таун‑холл» спела
свою первую оперную партию — Дидону в опере Перселла «Дидона и Эней». Следующие
два года Джоан продолжает выступать в концертах. Кроме того, она принимает
участие во всеавстралийских конкурсах вокалистов и оба раза занимает первые
места. На оперной сцене Сазерленд дебютировала в 1950 году в своем родном
городе, в заглавной партии в опере «Юдифь» Ю. Гуссенса.
В
1951 году вслед за Бонинджем Джоан переехала в Лондон. Сазерленд много
занимается с Ричардом, шлифуя каждую вокальную фразу. Она также год занималась
в Лондонском королевском музыкальном колледже у Клайва Кэри.
Тем
не менее, лишь с большим трудом Сазерленд попадает в труппу «Ковент‑Гарден». В
октябре 1952 года молодая певица поет маленькую партию Первой дамы в «Волшебной
флейте» Моцарта. Но после того как Джоан с успехом выступила в партии Амелии в
«Бал‑маскараде» Верди, заменив внезапно заболевшую немецкую певицу Елену Верт,
руководство театра поверило в ее способности. Уже в дебютном сезоне Сазерленд
доверяют партии Графини («Свадьба Фигаро») и Пенелопы Рич («Глориана»
Бриттена). В 1954 году Джоан поет заглавную партию в «Аиде» и Агату в новой
постановке «Волшебного стрелка» Вебера.
В
том же году происходит важное событие и в личной жизни Сазерленд — она выходит
замуж за Бонинджа. Муж стал ориентировать Джоан на лирико‑колоратурные партии,
считая, что они более всего отвечают характеру ее дарования. Артистка в этом
сомневалась, но все‑таки согласилась и в 1955 году спела несколько таких ролей.
Самой интересной работой стала технически трудная партия Дженнифер в опере
современного английского композитора Майкла Типпетта «Свадьба в Иванову ночь».
С
1956 по 1960 год Сазерленд принимает участие в Глайндборнском фестивале, где
пела партии графини Альмавива («Свадьба Фигаро»), донны Анны («Дон Жуан»),
мадам Герц в водевиле Моцарта «Директор театра».
В
1957 году Сазерленд прославилась как генделевская певица, спев заглавную роль в
«Альцине». «Выдающаяся генделевская певица нашего времени», — писали в
прессе о ней. В следующем году Сазерленд впервые отправляется на зарубежные
гастроли: она поет на Голландском фестивале сопрановую партию в «Реквиеме»
Верди, а на Ванкуверском фестивале в Канаде — в «Дон Жуане».
Все
ближе певица к своей цели — исполнить произведения великих композиторов
итальянского бельканто — Россини, Беллини, Доницетти. Решающей пробой сил
Сазерленд стала роль Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти, которая
требовала безупречного владения стилем классического бельканто.
Громкими
аплодисментами слушатели «Ковент‑Гарден» оценили мастерство певицы. Видный
английский музыковед Гарольд Розенталь назвал исполнение Сазерленд
«откровением», а трактовку роли — потрясающей по эмоциональной силе. Так с
лондонским триумфом к Сазерленд приходит мировая слава. С того времени лучшие
оперные театры жаждут заключить с ней контракты.
Новые
успехи приносят артистке выступления в Вене, Венеции, Палермо. Выдержала
Сазерленд и проверку взыскательной парижской публикой, покорив «Гранд‑опера» в
апреле 1960 года, все в той же «Лючии ди Ламмермур».
«Если
бы кто‑нибудь сказал мне всего неделю назад, что я буду слушать „Лючию" не
только не испытывая ни малейшей скуки, но с чувством, которое пробуждается,
когда наслаждаешься шедевром, великим сочинением, написанным для лирической
сцены, я был бы несказанно удивлен», — отмечал в рецензии французский
критик Марк Пеншерль.
В
апреле следующего года Сазерленд блистала на сцене «Ла Скала» в заглавной
партии в опере «Беатриче ди Тенда» Беллини. Осенью того же года певица
дебютировала на сценах трех крупнейших американских оперных театров: Сан‑Франциско,
Чикаго и нью‑йоркской «Метрополитен‑опера». Дебютировав в «Метрополитен‑опера»
в партии Лючии, она выступала там в течение 25 лет.
В
1963 году исполняется еще одна мечта Сазерленд — она впервые поет Норму на
сцене театра в Ванкувере. Потом артистка пела эту партию в Лондоне в ноябре
1967 года и в Нью‑Йорке на сцене «Метрополитен» в сезонах 1969/70 и 1970/71
года.
"Интерпретация
Сазерленд вызвала в среде музыкантов и любителей вокального искусства немало
споров, — пишет В.В. Тимохин. — Поначалу было даже трудно представить
себе, чтобы образ этой жрицы‑воительницы, который с таким потрясающим
драматизмом воплощала Каллас, мог предстать в каком‑либо ином эмоциональном
ракурсе!
В
своей трактовке Сазерленд сделала главный акцент на мягкую элегичность,
поэтическую созерцательность. В ней не было почти ничего от героической
порывистости Каллас. Конечно, в первую очередь все лирические, мечтательно‑просветленные
эпизоды в партии Нормы — и прежде всего молитва «Casta Diva» — прозвучали у
Сазерленд исключительно впечатляюще. Однако нельзя не согласиться с мнением тех
критиков, которые указывали на то, что подобное переосмысление роли Нормы,
оттенив поэтическую красоту музыки Беллини, все же в целом, объективно,
обеднило характер, созданный композитором".
В
1965 году впервые после четырнадцатилетнего отсутствия Сазерленд возвращается в
Австралию. Приезд певицы стал настоящим праздником для любителей вокального
искусства в Австралии, которые восторженно приняли Джоан. Местная пресса
уделила гастролям певицы большое внимание. С той поры у себя на родине
Сазерленд выступала неоднократно. Она и покинула сцену в родном Сиднее в 1990
году, исполнив партию Маргариты в «Гугенотах» Мейербера.
В
июне 1966 года в театре «Ковент‑Гарден» она впервые выступает в роли Марии в
чрезвычайно редко идущей на современной сцене опере Доницетти «Дочь полка». Эта
опера была поставлена для Сазерленд и в Нью‑Йорке в феврале 1972 года.
Солнечная, ласковая, непосредственная, увлекающаяся — вот только несколько из
эпитетов, которых достойна певица в этой незабываемой роли.
Не
снизила творческой активности певица и в 70—80‑е годы. Так в американском
Сиэтле в ноябре 1970 года Сазерленд исполнила все четыре женские роли в
комической опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». Критика отнесла эту работу певицы
к числу ее лучших.
В
1977 году певица впервые спела в «Ковент‑Гарден» Марию Стюарт в одноименной
опере Доницетти. В Лондоне же в 1983 году она в очередной раз поет одну из
лучших своих партий — Эсклармонды в одноименной опере Массне.
С
начала 60‑х годов Сазерленд почти постоянно выступала в ансамбле со своим мужем
— Ричардом Бонинджем. Вместе с ним она осуществила и большинство своих записей.
Лучшие из них: «Анна Болейн», «Дочь полка», «Лукреция Борджиа», «Лючия ди
Ламмермур», «Любовный напиток» и «Мария Стюарт» Доницетти; «Беатриче ди Тенда»,
«Норма», «Пуритане» и «Сомнамбула» Беллини; «Семирамида» Россини, «Травиата»
Верди, «Гугеноты» Мейербера, «Эсклармонда» Массне.
Одну
из своих лучших записей в опере «Турандот» певица осуществила с Зубином Метой.
Эта запись оперы — в числе лучших среди тридцати аудиоверсий пуччиниевского
шедевра. Сазерленд, которой в целом не очень свойственны такого рода партии,
где нужна экспрессия, иногда доходящая до брутальности, удалось здесь раскрыть
новые черты образа Турандот. Он получился более «хрустальным», пронзительным и
в чем‑то беззащитным. За суровостью и сумасбродностью принцессы стала
чувствоваться ее страдающая душа. Отсюда и более логичным оказывается чудесное
превращение жестокосердной красавицы в любящую женщину.
Вот
мнение В.В. Тимохина:
"Хотя
Сазерленд никогда не училась в Италии и среди ее педагогов не было вокалистов‑итальянцев,
артистка составила себе имя прежде всего своей выдающейся интерпретацией ролей
в итальянских операх XIX века. Даже в самом голосе Сазерленд — редком,
необыкновенном по красоте и разнообразию тембровых красок инструменте — критики
находят характерные итальянские качества: искристость, солнечную яркость,
сочность, сверкающий блеск. Звуки его верхнего регистра, чистые, прозрачные и
серебристые, напоминают флейту, средний регистр своей теплотой и наполненностью
производит впечатление задушевного пения гобоя, а мягкие и бархатистые низкие
ноты словно исходят от виолончели. Столь богатая гамма звуковых оттенков —
результат того, что в течение продолжительного времени Сазерленд выступала
сначала в роли меццо‑сопрано, затем — драматического сопрано и, наконец,
колоратурного. Это помогло певице до конца познать все возможности своего
голоса, особое внимание уделяла она верхнему регистру, поскольку первоначально
пределом ее возможностей было «до» третьей октавы; теперь она легко и свободно
берет «фа».
Сазерленд
владеет голосом как законченный виртуоз своим инструментом. Но для нее никогда
не существует техники ради показа самой техники, все ее филигранно выполненные
сложнейшие фиоритуры вписываются в общий эмоциональный строй роли, в общий
музыкальный рисунок как его неотъемлемая составная часть".