Ф.
Кони писал: «Джулия Гризи — величайшая драматическая артистка нашего времени;
она обладает сильным, звучным, энергическим сопрано… с этой силой голоса она
соединяет удивительную полноту и мягкость звука, ласкающие и очаровывающие
слух. Владея в совершенстве своим гибким и послушным голосом, она играет
трудностями или, лучше сказать, не знает их. Поразительная чистота и ровность
вокализации, редкая верность интонации и истинно художественное изящество
украшений, употребляемых ею умеренно, придают ее пению чудесную прелесть… Со
всеми этими материальными средствами исполнения Гризи соединяет качества более
важные: душевную теплоту, постоянно согревающую ее пение, глубокое
драматическое чувство, выражающееся как в пении, так и в игре, и высокий
эстетический такт, указывающий ей всегда на эффекты естественные и не
допускающие до утрировки и аффектации».
Ему
вторит В. Боткин: «Гризи имеет то преимущество перед всеми современными
певицами, что она при совершеннейшей обработке своего голоса, при самой
артистической методе соединяет высочайший драматический талант. Кто хоть раз
видел ее теперь… у того навсегда останется в душе этот величавый образ, этот
пламенеющий взгляд и эти электрические звуки, которые мгновенно потрясают всю
массу зрителей. Ей тесно, ей неловко в ролях спокойных, чисто лирических; ее
сфера — где она чувствует себя на свободе, ее родная стихия — страсть. То, что
Рашель в трагедии, то Гризи в опере… При совершеннейшей обработке голоса и
артистической методе, конечно, Гризи будет петь превосходно всякую роль и
всякую музыку; доказательством[является] роль Розины в „Севильском цирюльнике",
роль Эльвиры в „Пуританах" и многие другие, которые она постоянно пела в
Париже; но, повторяем, ее родная стихия — роли трагические…»
Джулия
Гризи родилась 28 июля 1811 года. Ее отец, Гаэтано Гризи, был майором
наполеоновской армии. Ее мать, Джованна Гризи, была неплохой певицей, а тетка,
Джузеппина Грассини, прославилась как одна из лучших певиц начала XIX столетия.
Старшая
сестра Джулии Джудитта обладала густым меццо‑сопрано, с отличием окончила
Миланскую консерваторию, после чего дебютировала в Вене, в опере Россини
«Бьянка и Фальеро», и быстро сделала блистательную карьеру. Она пела в лучших
театрах Европы, но рано оставила сцену, выйдя замуж за аристократа графа Барни,
а в 1840 году умерла в расцвете сил.
Биография
Джулии сложилась более счастливо и романтично. Что она рождена певицей, было
очевидно всем окружающим: нежное и чистое сопрано Джулии казалось созданным для
сцены. Первая ее учительница — старшая сестра, затем она занималась у Ф. Целли
и П. Гульельми. Следующим стал Дж. Джакомелли. Когда Джулии исполнилось семнадцать
лет, Джакомелли посчитал, что ученица готова для театрального дебюта.
Молодая
певица дебютировала в роли Эммы («Зельмира» Россини). Затем она отправилась в
Милан, где продолжала учиться у старшей сестры. Джудитта стала ее
покровительницей. Джулия занималась и у педагога Марлини. Лишь после
дополнительной подготовки она снова появилась на сцене. Теперь Джулия исполнила
партию Дорлиски в ранней опере Россини «Торвальдо и Дорлиска» в болонском
«Театро Комунале». Критика оказалась к ней благосклонна, и она отправилась в
первое турне по Италии.
Во
Флоренции ее услышал автор ее первых спектаклей — Россини. Композитор по
достоинству оценил и великолепные вокальные данные, и редкую красоту, и
поразительную работоспособность певицы. Покорен был и другой оперный композитор
Беллини, написавший для сестер Гризи главные партии — Ромео и Джульетты — в
своей новой опере «Монтекки и Капулетти». Премьера спектакля состоялась в 1830
году в Венеции.
26
декабря 1831 года состоялась премьера «Нормы» Беллини. «Ла Скала» оказал
восторженный прием не только прославленной Джудитте Пасте. Свою долю
аплодисментов получила и мало кому известная певица Джулия Гризи. Она исполнила
роль Адальджизы с истинно вдохновенной смелостью и неожиданным мастерством.
Выступление в «Норме» окончательно способствовало ее утверждению на сцене.
После
этого Джулия быстро поднималась по лестнице славы. Она едет в столицу Франции.
Здесь ее тетка Джузеппина, некогда покорившая сердце Наполеона, возглавляла
Итальянский театр. Великолепное созвездие имен украшало тогда парижскую сцену:
Каталани, Зонтаг, Паста, Шредер‑Девриент, Луиза Виардо, Мария Малибран. Но
всемогущий Россини помог получить молодой певице ангажемент в «Опера комик».
Последовали выступления в «Семирамиде», затем в «Анне Болейн» и «Лукреции Борджиа»,
и Гризи завоевала требовательных парижан. Спустя два года она перешла на сцену
Итальянской оперы и вскоре по предложению Пасты осуществила свою заветную
мечту, исполнив здесь партию Нормы.
С
этого момента Гризи встала в один ряд с величайшими звездами своего времени.
Один из критиков писал: «Когда поет Малибран, мы слышим голос ангела,
устремленный к небу и разливающийся истинным каскадом трелей. Когда слушаешь
Гризи, воспринимаешь голос женщины, которая поет уверенно и широко, —
голос человека, а не флейты». Что верно, то верно. Джулия — само воплощение
здорового, оптимистического, полнокровного начала. Она стала в известной
степени предвестницей нового, реалистического стиля оперного пения.
В
1836 году певица стала женой графа де Мелей, но артистическую деятельность не
прекратила. Ее ждут новые триумфы в операх Беллини «Пират», «Беатриче ди
Тенда», «Пуритане», «Сомнамбула», Россини «Отелло», «Женщина озера», Доницетти
«Анна Болейн», «Паризина д'Эсте», «Мария ди Рохан», «Велизарий». Широкий диапазон
голоса позволял ей практически с одинаковой легкостью исполнять и сопрановые, и
меццо‑сопрановые партии, а исключительная память — разучивать новые роли с
поразительной быстротой.
Гастроли
в Лондоне принесли неожиданную перемену в ее судьбу. Она пела здесь с известным
тенором Марио. Джулия и раньше выступала с ним и на сценах Парижа, и в салонах,
где собирался весь цвет парижской художественной интеллигенции. Но в столице
Англии она впервые по‑настоящему узнала графа Джованни Маттео де Кандиа —
таково было настоящее имя ее партнера.
Граф
в юности, отказавшись от семейных титулов и земельных угодий, стал участником
национально‑освободительного движения. Окончив Парижскую консерваторию, молодой
граф под псевдонимом Марио начал выступать на сцене. Он быстро стал знаменит,
объездил всю Европу, и немалую часть своих огромных гонораров отдавал
итальянским патриотам.
Джулия
и Марио полюбили друг друга. Муж певицы не возражал против развода, и
влюбленные артисты, получив возможность соединить свою судьбу, остались неразлучными
не только в жизни, но и на сцене. Выступления семейного дуэта в операх «Дон
Жуан», «Свадьба Фигаро», «Тайный брак», «Гугеноты», а позднее и в «Трубадуре»
вызывали овации публики повсюду — в Англии, Германии, Испании, Франции, Италии,
в Америке. Гаэтано Доницетти написал для них одно из самых солнечных,
оптимистических своих творений — оперу «Дон Паскуале», увидевшую свет рампы 3
января 1843 года.
С
1849 по 1853 год Гризи вместе с Марио многократно выступала в России. Русские
зрители слышали и видели Гризи в партиях Семирамиды, Нормы, Эльвиры, Розины,
Валентины, Лукреции Борджиа, донны Анны, Нинетты.
Партия
Семирамиды не входит в число лучших партий написанных Россини. Исключая
недолгое исполнение этой роли Кольбран, в сущности, до Гризи не было выдающихся
исполнительниц. Один из рецензентов писал, что в предшествующих постановках
этой оперы «Семирамиды не было… или, если хотите, была какая‑то бледная,
бесцветная, безжизненная фигура, мишурная царица, между поступками которой не
было никакой связи, ни психологической, ни сценической». «И вот наконец она
предстала — Семирамида, величественная владычица Востока, осанка, взгляд,
благородство движений и поз — Да, это она! Женщина страшная, натура громадная…»
А.
Стахович вспоминает: «Прошло тому пятьдесят лет, а я не могу забыть ее первого
выхода…» Обычно Семирамида, сопровождаемая пышным кортежем, появляется медленно
на тутти оркестра. Иначе поступила Гризи: «…вдруг стремительно выходит полная
черноволосая женщина, в белой тунике, с прекрасными, обнаженными до плеч
руками; низко поклонилась она жрецу и, повернувшись чудным античным профилем,
стала перед пораженной ее царственной красотой публикой. Загремели
аплодисменты, крики: браво, браво! — не дают ей начать арию. Гризи
продолжала стоять, сияя красотой, в своей величественной позе и не прервала
поклонами публике своего чудесного вступления в роль».
Особый
интерес представляло для петербургских зрителей выступление Гризи в опере
«Пуритане». До той поры непревзойденной исполнительницей роли Эльвиры в глазах
меломанов оставалась Э. Фреццолини. Впечатление, произведенное Гризи, было
ошеломляющим. «Забыты были все сравнения… — писал один из критиков, — и
все бесспорно сознались, что лучшей Эльвиры у нас еще не было. Очарование ее
игры увлекло всех. Гризи придала этой роли новые оттенки изящества, и созданный
ею тип Эльвиры может служить образцом для ваятелей, живописцев и поэтов.
Французы и итальянцы до сих пор не решили спорного вопроса: одно ли пение
должно преобладать в исполнении оперы, или на первом плане остается главное
сценическое условие — игра. Гризи в роли Эльвиры решила вопрос в пользу
последнего условия, доказав удивительным выполнением, что на сцене первое место
занимает актриса. В финале первого акта сцена сумасшествия ведена была ею с
таким высоким искусством, что, исторгая слезы у самых равнодушных зрителей, она
заставила всех удивляться своему таланту. Мы привыкли видеть, что сценическое
сумасшествие отличается резкими, угловатыми пантомимами, беспорядочными
движениями и блуждающими взорами. Гризи — Эльвира научила нас, что благородство
и изящество движений может и должно быть нераздельно в сумасшествии. Гризи тоже
бегала, бросалась, становилась на колени, но все это было облагорожено… Во
втором акте в знаменитой своей фразе: „Возвратите мне надежду или дайте
умереть!" Гризи изумила всех совершенно отличным своим колоритом музыкального
выражения. Мы помним ее предместницу: фраза эта всегда нас трогала, как вопль
отчаянной, безнадежной любви. Гризи при самом выходе осуществила невозможность
надежды и готовность умереть. Выше, изящнее этого мы ничего не слыхали».
Во
второй половине 50‑х годов болезнь начала подтачивать кристально чистый голос
Джулии Гризи. Она боролась, лечилась, продолжала петь, хотя прежний успех уже
не сопутствовал ей. В 1861 году она оставила сцену, но не прекращала выступать
в концертах.
В
1868 году Джулия спела в последний раз. Это произошло на похоронах Россини. В
церкви Санта‑Мария дель Фиоре вместе с огромным хором Гризи и Марио исполнили
«Стабат матер». Это выступление оказалось последним для певицы. По
свидетельству современников, голос ее звучал красиво и проникновенно, как в
лучшие годы.
Спустя
несколько месяцев внезапная смерть унесла обеих ее дочерей, а вслед за ними
умерла 29 ноября 1869 года и Джулия Гризи.