«…Для
меня она была больше чем певицей. Она была душой, зеркалом, живым отражением
человеческого горя, отчаянным криком страдания, символом нашего одиночества и
нашей печали.
Как
только она начинала петь, на сцене происходило чудо. Люди уже не видели этой
маленькой славной женщины, одетой в черное, почти незначительной, их охватывало
большое чувство, этот сильный, несравненный голос, который вас пронизывает,
заставляет вас почувствовать всю нищету и отчаяние человечества. Эдит Пиаф была
более чем замечательным мастером песни. Она была медиумом. Ее влияние было
очень велико, но она была единственной, она была велика, потому что она познала
страдание, и это страдание придавало ей искренность, страдание, которого не
хватало ее последователям, взявшим от нее только ее внешнюю «маску»».
Строки
эти принадлежат поэту Жану Кокто, по странному стечению обстоятельств умершему
в тот же день, что и певица, 11 октября 1963 года.
Эдит
Джованна Гасьон родилась 19 декабря 1915 года в Париже, в артистической семье,
рождение произошло на улице Бельвиль. Ее мать — неудачливая актриса Анет Майяр,
носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец Эдит, Луи‑Альфонс Гасьон,
зарабатывал себе на хлеб ремеслом уличного акробата. Детство ее было далеко не
сладким. Отданная на попечение своих бабушек, она стала жертвой тяжелой
болезни. Ослепнув на несколько лет, а затем прозрев, некоторое время
сопровождала своего отца в поездках по ярмаркам, где он показывал свои
акробатические трюки.
В
семнадцать лет Эдит впервые решается попытать счастья самостоятельно. На
тротуаре улицы Тройон ее замечает Луи Лепле, директор кабаре «Жерни». Именно он
привел уличную певицу на профессиональную сцену в 1935 году и придумал ей
псевдоним Пиаф («воробышек»); за неотесанностью и грубостью формы, внешней
невзрачностью Лепле сумел разгадать и увидеть незаурядный талант.
Лепле
вытащил Эдит из нищеты, вывел на сцену, открыл перед ней новые горизонты.
Семнадцатого февраля 1936 года Пиаф выступила в большом концерте в цирке
«Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье,
Мистангетт, Мари Дюба. Короткое выступление на Радио‑Сити позволило ей сделать
первый шаг к настоящей славе — слушатели звонили на радио, в прямой эфир, и
требовали, чтобы Малышка Пиаф выступала еще.
Однако
в жизни Пиаф счастливым случайностям сопутствовали трагические ситуации. Лепле
вскоре убили при сведении каких‑то счетов, и Пиаф, только‑только встав на ноги,
вновь оказалась на улице. Огромная воля к жизни, целеустремленность и вера в
свои силы потребовались ей, чтобы опять подняться, бороться за свое место в
жизни, на сцене.
Нужно
было уговаривать известных композиторов, музыкантов, поэтов‑песенников, чтобы
они отдавали ей свои произведения. Иногда ей удавалось уговорить кого‑то
написать песню именно для нее. Поэтому чаще всего Пиаф исполняла произведения
молодых авторов, которые, как и она, только начинали свой путь в шоу‑бизнесе.
Один
из них, Раймон Ассо, поддержал Пиаф после смерти Папы, как она называла Лепле.
Их просто притянуло друг к другу. Ему Пиаф доверила некоторые факты своей
биографии, и они легли в основу прекрасных лирических стихотворений, ставших
песнями, например «Мой легионер», «Большое путешествие бедного негра», «Мое
сердце выбрало его», «Париж — Средиземноморье» и другие.
Музыка
к песне «Мой легионер» написана Маргерит Монно, которая тоже впоследствии стала
не только «своим» композитором, но и близкой подругой певицы. Позже Пиаф
создала с Монно еще несколько песен, и среди них — «Маленькую Мари», «Дьявол
рядом со мной» и «Гимн любви».
Именно
Раймон Ассо добился, чтобы Эдит выступила в мюзик‑холле «ABC» на Больших
бульварах, самом знаменитом мюзик‑холле Парижа.
"Решалась
ее судьба, — вспоминает подруга певицы Симона Берто. — За тридцать
минут она должна была добиться успеха. Неудача «ABC» — и все придется начинать
сначала.
До
рези в глазах всматривалась я в занавес, из‑за которого должна была появиться
Эдит. Она вышла на сцену так же уверенно, как выходила петь на улице! Но я
знала, чего ей это стоило.
По
залу пробежала волна. Маленькая, немного недоразвитая женщина выглядела почти
бедно в коротком платье (в то время на эстраде принято было выступать в
длинном), ее прекрасное лицо, на которое нищета наложила свой отпечаток, ярко
светилось в луче прожектора, а в голосе было все: и радость, и печаль, и
любовь…
Аплодисменты
раздались после первой песни. Вокруг меня, надо мной, я сама — все затаили
дыхание. Голос Эдит был как порыв ветра, который все сметает и наполняет легкие
пьянящим свежим воздухом.
Когда
Эдит кончила петь, зал заревел: «Еще! Еще!..»
Со
своего места я видела, что Эдит дрожит, выходя на поклоны. Она выглядела такой
хрупкой, что казалось, вот‑вот упадет. Впереди ее ждало много успехов,
колоссальных триумфов, но этот был особый. Как вихрь он увлекал ее к славе.
Я
сидела в зале, в горле комом стояли слезы, и я думала: «Теперь она станет
другой. Не может быть, чтобы она осталась такой, как раньше. Что‑то изменится,
возникнет стена. Этот успех разделит нас, как линия Мажино. Мы больше не будем
вместе».
Всем
этим людям вокруг, которые аплодировали ей, мне хотелось крикнуть: «Я с ней! Мы
вместе!» Я безумно гордилась ею, я опьянела от гордости. Как все в зале, я
сидела в кресле. Отныне это было мое место. А ее место теперь — там, на сцене,
в свете прожекторов. Пространство, разделявшее нас, внушало мне страх. И вместе
с тем безумие, восторг, царившие вокруг, заставляли дрожать от счастья.
Тот
вечер в «ABC» в книге жизни Эдит открыл новую страницу. Годы унизительной
нищеты ушли в прошлое. Но мы прожили их вместе, и мне были дороги эти восемь
лет. А в тот вечер я знала: она будет смеяться, веселиться, и вокруг нее будут
другие люди…"
Практически
большую часть творческого пути Пиаф пришлось доказывать свое право быть певицей
не для развлечения. Она хотела петь и пела реалистические песни о том мире
простых людей, откуда сама родом. Певица всегда считала, что зритель должен
принимать ее такой, какая она есть.
Из‑за
такой непримиримой позиции Пиаф однажды чуть было не провалились ее гастроли в
Америке. Не сомневаясь в полном успехе, она даже продала свою квартиру в
Париже. Но американцы ждали появления настоящей, как они это себе представляли,
парижанки и не приняли тот образ певицы в простом черном платье, который она создала.
Тогда Эдит впервые поняла, что к гастролям надо тщательно готовиться, учитывая
национальные и культурные традиции той страны, в которой собираешься выступать.
Постепенно ей удалось завоевать Америку, и Пиаф пробыла там одиннадцать
месяцев.
Пиаф
успешно прошла свой путь от небольшой строчки на афише до сольных выступлений
во всех самых престижных залах мира, включая «Олимпию», «Мулен‑Руж», «Карнеги‑холл»,
«Версаль» — самое известное кабаре в нью‑йоркском районе Манхэттен.
Пиаф
училась практически всю жизнь. Она смотрела выступления своих современниц — А.
Лежон, М. Дюба, анализировала их творчество, пытаясь понять, чем они
притягивают публику. Не получив музыкального образования, Пиаф самостоятельно
осваивала классические произведения. В ее артистической уборной стоял маленький
рояль, на котором с помощью самоучителя она даже выучила начало «Лунной сонаты»
Бетховена. Певица обладала превосходной музыкальной памятью и могла повторить
мелодию, даже не зная нот.
Постепенно
она сама начала писать песни, а со временем стала членом Общества авторов,
композиторов и издателей музыки. Пиаф больше всего привлекало именно песенное
творчество, причем в песне для нее главным всегда оставался текст. Она и раньше
включала в свой репертуар только те песни, стихи которых выражали ее чувства.
Первую
из своих песен «Жизнь в розовом свете», которую Пиаф написала в 1945 году под
впечатлением одной встречи в ночном поезде, она отдала для исполнения Марианн
Мишель. Тираж пластинки с этой песней, по свидетельству самой певицы, достиг
огромной цифры — три миллиона экземпляров. Впоследствии ее исполняли и другие
выдающиеся музыканты, среди них — Бинг Кросби и Луи Армстронг. Она же стала
визитной карточкой самой Пиаф.
Любить
для певицы означало жить. Она всегда страстно проживала свои отношения с
мужчинами независимо от того, сколько времени они продолжались. Ведь характер у
Пиаф, слывшей бессребреницей, которую не заботит состояние ее финансов, был
довольно жестким и непримиримым, как, впрочем, у большинства настоящих
талантов, полностью отдавших себя сцене. В жизни певицы было немало
романтических историй, и, конечно, ее имя было окружено множеством легенд. Одна
из таких историй, которая потом стала жить самостоятельно и превратилась в миф,
некий образ любви, связана с трагически погибшим боксером Марселем Серданом, с
которым Эдит Пиаф связывали близкие отношения. В 1949 году Сердан вылетел в Нью‑Йорк
к Пиаф, которая снова выступала там с гастролями. Самолет разбился над
Атлантическим океаном около Азорских островов.
«В
1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы; чтобы облегчить страдания,
вызванные переломами руки и ребер, врачи кололи ей морфий, и Эдит попала в
наркотическую зависимость, — пишет Е.Р. Секачева. — Она поклялась
самой себе, что никто из ее друзей не узнает об этом, что она избавится от
пагубной привычки самостоятельно. Эдит надеялась, что брак с Жаком Пилсом
поможет ей начать новую жизнь. 29 июля 1952 года состоялось их бракосочетание в
мэрии Парижа, венчались они уже в Нью‑Йорке, поскольку этого требовал график их
гастролей. Но брак, вопреки надеждам, оказался крайне неудачным, хотя и
продержался четыре года.
Зависимость
от наркотиков становилась все более сильной, и Эдит решилась на лечение. Это
требовало большого мужества. В первый раз лечение не помогло, она снова
вернулась в больницу; не выдержав, сбежала оттуда, вернулась опять. Излечиться
ей все‑таки удалось. Врач сказал ей: «Вы — моя первая победа, до вас мне не
удавалось вылечить до конца никого. У вас колоссальная сила воли!»»
Последние
годы она много страдала. Каких только трагических событий нет в ее жизни:
автомобильные аварии, катастрофы, потери близких людей, операции и болезни. И
все‑таки она находила в себе силы превозмочь недуги и опять петь. И каждый раз
выход на сцену означал возвращение к жизни. Последний концерт Пиаф в
ослепительной «Олимпии» превратился в настоящий триумф. Публика стоя
приветствовала свою любимицу и долго ее не отпускала, очевидно предчувствуя,
что это последняя встреча.
С.
Берто пишет:
"Врачи
говорят: «Она не сможет петь». Но прежде чем погрузиться в лечебный сон,
который должен наконец дать ей покой, возможность отдохнуть, отключиться, Эдит
запрещает Лулу отменять «Олимпию». Врач протестует:
— Мадам,
для вас выступление на сцене равносильно самоубийству!
Эдит
пристально смотрит на него:
— Такое
самоубийство мне нравится. Оно в моем жанре.
Через
шесть дней ее переводят из больницы в Медоне в клинику Амбруаза‑Паре в Нейи. Ей
лучше. Главное, в чем она нуждается, — это отдых и покой. Рождество она
проводит в клинике. 29 декабря выписывается и начинает репетировать в
«Олимпии». Эдит Пиаф создает программу «Олимпия‑61», вершину своего мастерства.
Так как времени для репетиций не хватает, премьера назначается на первые числа
января 1961 года.
Эдит
победила все: болезнь, алкоголь, наркотики, «все забыто, сметено». Она
очистилась в муках. Она осталась и навсегда останется самой великой. И это при
том, что, исполняя «Старину Люсьена», сбивается, останавливается, засмеявшись,
говорит: «Не сердитесь!..» — и начинает снова.
В
тот вечер Эдит впервые исполнила одну из самых тяжелых песен своего репертуара
— «Белые халаты» Маргерит Монно и Мишеля Ривгоша…
…Невозможно
было слушать, как она кричала о своем безумии. Хотелось, чтобы она замолчала,
чтобы все исчезло. Не было сил выдержать, когда эта маленькая женщина в черном,
раскачиваясь, кричала о своей муке! Никогда она не достигала такого величия,
как в эту минуту".
"…Публика
— горячая черная яма, — говорила Пиаф. — Она втягивает тебя в свои
объятия, открывает свое сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься ее
любовью, а она — твоей. Она желает тебя — ты отдаешься, ты поешь, ты кричишь,
ты вопишь от восторга.
Потом
в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Ты, еще распаленная, идешь
в свою гримерную. Они еще твои… Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но
тебе хорошо.
А
потом улицы, мрак… сердцу становится холодно… ты одна…
Зрители,
ждущие у служебного выхода, уже не те, кто был только что в зале, они стали
другими. Их руки требуют. Они больше не ласкают, они хватают. Их глаза
оценивают, судят: «Смотрите‑ка, а она не так хороша, как казалось со сцены!» Их
улыбки как звериный оскал…
Артисты
и публика не должны встречаться. После того как занавес падает, актер должен
исчезнуть как по мановению волшебной палочки!"