Элла
Фицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти
десятилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий «Грэмми» — высших
наград музыкального мира Америки.
Фицджеральд
обладала колоссальным диапазоном голоса, который был способен сохранять легкую
вибрацию в течение большей части ее карьеры, придавая свежесть и
привлекательность исполнению песен в стиле скэт. Ее голос, сила которого
заставляла лопаться хрустальные бокалы, критики описывают как «экстатическое
сопрано», «полное бурлящей энергии» и обладающее «чистым, ясным, джазовым
стилем» в «широком диапазоне».
Опираясь
на истоки негритянского родного искусства, Элла Фицджеральд дала неповторимо
оригинальный тип джазового пения, когда исполнитель действительно уже ничуть не
уступает композитору. Старые песни в исполнении певицы приобретают новую жизнь,
порой совершенно неожиданные очертания.
Элла
Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт‑Ньюсе, штат Вирджиния.
Ее отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше
всего любила петь и танцевать. После смерти матери ее взяла к себе тетя.
В
школьные годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная
застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой.
В
1934 году негритянская девчонка‑сирота, успевшая уже поработать смотрительницей
в борделе, едет в Нью‑Йорк. Здесь она записывается на любительский конкурс.
Тогда она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс, в первую очередь
танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла выбрала пение.
Выступление
в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех, явилось
важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе
внимание руководителя свингового джаз‑бэнда Чика Уэбба. Он предложил девушке
стать солисткой его ансамбля, но лишь с условием, что та понравится «ребятам из
Йельского университета», пригласившим оркестр Уэбба поиграть у них на танцах.
«Ребятам» молодая негритянская певица чрезвычайно приглянулась, что и стало для
нее началом большого пути на эстраде.
В
1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и
поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит‑парады. В 1938 году вместе с Элом
Фелдманом создала прославившую ее композицию «Э‑тискет, э‑таскет», сочетавшую в
себе не только джазовые, но и поп‑мотивы. Певица переделала детские куплеты «Я
написала письмо маме, потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и
положила к себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку…» В
результате получился ритмичный номер — вполне в духе предвоенной танцевальной
лихорадки.
«Сопоставьте
символику „потерянной желтой корзиночки" с мифологемой „красной шапочки"
(разумеется, тоже восходящей к архетипу инициации), опять‑таки во взрослой, а
не пионерско‑прокофьевской интерпретации, — и уже в этом сопоставлении
будет вся Элла Фицджеральд, — пишет Д. Ухов. — И напрасно в той
поистине пьянящей легкости, с какой все ей давалось, видели поверхностность, а
в безупречности ее профессионализма — лишь ремесленное безразличие и к
репертуару, и к жизни вообще. На самом деле здесь, конечно, было что‑то
экзистенциально другое — то, что интуитивно ощущала и сама певица, она ведь так
и не стала исполнительницей негритянских блюзов, негритянских песен трагической
иронии бытия, уступив лишь однажды, уже в начале 60‑х, как и следовало ожидать,
без особого результата».
После
успеха «Э‑тискет, э‑таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими
миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд
оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.
Двадцатилетняя
Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. Часто она
говорила: «Мать постоянно твердила мне, если чувствуешь, что не так красива,
как твои подружки, улыбайся чаще, чем они».
СУэббомзаписаныхиты «Sing Me a Swing Song», «Oh, Yes», «Take Another Guess», «The Dipsy
Doodle», «If Dreams Come True» и «Undecided».
После
смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила это
положение до 1942 года, когда ансамбль распался.
Тогда
Элла расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд выступает
с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм бойз», «Фо кис» и
«Инк спотс». И вновь певица поднимается на вершину хит‑парадов, выпустив в 1944
году пластинку «Into Each Life Some Rain Must Fall». Вместе с Луи Джорданом ей
удается продать более миллиона экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the
Market». Во время одного турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рея Брауна, одного
из лучших басистов своего времени.
Певица
была дважды замужем. Первый ее муж в 1941—1943 годах, — рабочий‑докер
Бенни Корнегей. Во второй раз она вышла замуж за Брауна; второй брак продлился
пять лет.
С
1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы
«Джаз в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После Уэбба она
вновь обрела учителя и наставника. Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра.
Потом вывел ее из состава труппы и певица стала выступать с сольными концертами
в сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.
Именно
под руководством Гранца Фицджеральд своими импровизациями без слов, так
называемым скэтом, добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать не
меньше, чем инструменталистов‑виртуозов. Благодаря своим шлягерам «Леди, будьте
добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом
импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными музыкантами‑солистами.
Она уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором,
создателем. Ее импресарио с 1950 года всячески поддерживал и поощрял эту
деятельность певицы.
В
1947 году появилась знаменательная запись Фицджеральд «Как высоко луна» — она
продемонстрировала амплитуду голоса певицы. Потом прозвучал знаменитый «Мекки‑Нож»
Эллы, оставивший далеко позади и Фрэнка Синатру, и Бобби Дарина.
Д.
Ухов пишет: «Сейчас мало кто может поверить, что если бы не милая пародия Эллы
на Луи Армстронга, то знаменитые куплеты „Мекки‑Ножа" Курта Вайля могли
оказаться в США на грани запрета, поскольку, вырванные из контекста
„Трехгрошовой оперы", они действительно звучали как идеализация воровского
цинизма. В 50‑е годы тот же Норман Гранц безошибочно увидел в своей подопечной
лирическую певицу: появляется целая серия монографических пластинок —
songbooks, посвященных классикам бродвейского мюзикла от Джорджа Гершвина до
Коула Портера (высшее ее достижение как поп‑певицы). Тогда же был предпринят
эксперимент: запись оперы Гершвина „Порги и Бесс", в которой все партии
исполняли только два вокалиста — Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Эксперимент
оказался настолько убедительным, что позднее по той же схеме записывали эту
оперу Сэмми Дэйвис и Кармен Макрэй, Рэй Чарльз и Клио Лэйн и даже культовая
панк‑группа „When People Were Shorter"».
В
сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее аккомпаниаторам (особенно
пианисту Эллису Ларкинсу) американский мюзикл приобретает собственно
музыкальное измерение, вместо избранных «коронных номеров» из театральных
постановок возникает новый жанр — песенного цикла‑альбома, от которого всего
лишь два шага до «Сержанта Пеппера» «Битлз». «Я и не знал, как хороши наши
песни, — заметил как‑то Айра Гершвин, брат и соавтор композитора, —
пока за них не взялась Элла Фицджеральд».
Для
записей на пластинки Гранц нашел интересный ход — записать весь репертуар
известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали
лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла
исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и
Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера.
Таким
образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни,
исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и
конечно же популярные эстрадные и джазовые композиции.
Эти
записанные в 50‑е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой
плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее
чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища,
о которых до нее никто даже и не догадывался.
Среди
других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с Андре
Превэном и Паулино да Коста.
«…В
70‑е, когда голос певицы неизбежно начнет слабеть, певица будет выступать и
записываться под аккомпанемент одной только акустической гитары Джо
Пасса, — пишет Д. Ухов. — Но и в этих ее поздних записях почти нет
характерной для зрелого возраста (и самих исполнителей, и их жанра) ностальгии,
голос Эллы Фицджеральд, казалось, навсегда остается задорно мальчишеским. Элла
Фицджеральд — артистка молодого искусства, молодежного темперамента и вообще
юной нации. Не кто‑нибудь, а первая леди джаза сама первой потянулась к
подростковым забавам Леннона и Маккартни».
Певица
всегда избегала политики. Однако в январе 1961 года приняла участие в гала‑концерте
в поддержку Кеннеди, организованном Синатрой.
Более
двух десятилетий певица жила в фешенебельном квартале Беверли‑Хиллз, штат
Калифорния, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась.
Жизнь вела безмятежную: вязала, смотрела телевизор в компании сына Рэя,
ставшего музыкантом‑барабанщиком, иногда выезжала за покупками; предпочитала
крупные магазины.
Если
с возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче оттенками,
то здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины семидесятых все более
стремительно. В августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и срочно
лечь в больницу из‑за обнаружившейся в легких жидкости. В июле 1986 года ее
снова госпитализировали, на этот раз из‑за проблем с сердцем; для лечения
пришлось прибегнуть к операции.
В
конце 80‑х — начале 90‑х годов ее выступления на нью‑йоркском джазовом
фестивале постоянно становились событием года. Сама идея отдохнуть приводила
певицу в ужас, она постоянно жаловалась, что просто не может сидеть дома. В
1989 году у нее в гостях, в ее калифорнийском доме, побывал журналист Леонард
Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и
скучаю, мне не хватает путешествий, переездов».
В
1990 году она опять попала в больницу — во время гастролей в Голландии. В 1993
году из‑за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен.
Скончалась
она во сне, 15 июня 1996 года, в своем доме в Беверли‑Хиллз. Узнав о смерти
знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил: «Я глубоко
опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта, изящества и
класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».