М.В.
Пескова так представляет Образцову в своей статье: "Великая певица
современности, чье творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной
жизни. Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой.
Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо‑сопрано, интонационная
выразительность, тонкий психологизм и безусловный драматический талант
заставили весь мир говорить о ее воплощении партий Сантуццы («Сельская честь»),
Кармен, Далилы, Марфы («Хованщина»).
После
ее выступления в «Борисе Годунове» на гастролях Большого театра в Париже
знаменитый импресарио Сол Юрок, работавший еще с Ф.И. Шаляпиным, назвал ее
певицей экстра‑класса. Зарубежная критика относит ее к «великим голосам
Большого». В 1980 году певице присуждена премия итальянского города Буссето
«Золотой Верди» за выдающееся исполнение музыки великого композитора".
Елена
Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. У отца, инженера
по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. В
квартире Образцовых часто звучала музыка. Петь Лена начала рано, еще в детском
саду. Затем стала солисткой хора Дворца пионеров и школьников. Там девочка с
удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы
песни из репертуара Лолиты Торрес. Поначалу ее отличало легкое, подвижное
колоратурное сопрано, которое со временем трансформировалось в контральто.
Окончив
школу в Таганроге, где в то время работал отец, Лена по настоянию родителей
поступила в Ростовский электротехнический институт. Но, проучившись год,
девушка едет на свой страх и риск в Ленинград, поступать в консерваторию и
добивается своего.
Начались
занятия у профессора Антонины Андреевны Григорьевой. «Она очень тактична,
аккуратна как человек и музыкант, — говорит Образцова. — Мне все
хотелось сделать скорей, петь сразу большие арии, сложные романсы. А она
настойчиво убеждала, что без постижения „азов" вокала ничего не выйдет… И я
пела упражнения за упражнениями и лишь иногда — маленькие романсы. Потом
настала очередь более крупных вещей. Антонина Андреевна никогда не наставляла,
не поучала, а всегда стремилась к тому, чтобы я сама высказывала свое отношение
к исполнявшемуся произведению. Первым моим победам в Хельсинки и на конкурсе имени
Глинки радовалась не меньше меня самой…».
В
1962 году Елена в Хельсинки получает свою первую награду, золотую медаль и
звание лауреата, и в том же году побеждает в Москве на II Всесоюзном конкурсе
вокалистов имени М.И. Глинки. На заключительном концерте конкурса присутствуют
солист Большого театра П.Г. Лисициан и заведующий оперной труппой Т.Л.
Черняков, которые пригласили Образцову прослушаться в театре.
Так
в декабре 1963 года, еще будучи студенткой, Образцова дебютировала на сцене
Большого театра в партии Марины Мнишек («Борис Годунов»). С особым волнением
вспоминает певица об этом событии: «Я вышла на сцену Большого театра без единой
оркестровой репетиции. Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе: „„Борис
Годунов" может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай
закроется занавес, я не выйду". У меня было совершенно обморочное состояние, и
если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть,
действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы. У меня нет никаких
впечатлений о моем первом спектакле — только одно волнение, какой‑то огненный
шар рампы, а остальное все было в беспамятстве. Но подсознательно я
чувствовала, что пою правильно. Публика приняла меня очень хорошо…»
Позднее
парижские рецензенты писали об Образцовой в роли Марины Мнишек: «Публика… со
всем энтузиазмом приветствовала Елену Образцову, обладающую прекрасными
вокальными и внешними данными идеальной Марины. Образцова — восхитительная
актриса, голосом, стилем, сценичностью и красотой которой любуются зрители…»
Блестяще
окончив в 1964 году Ленинградскую консерваторию, Образцова сразу становится
солисткой Большого театра. Вскоре она летит в Японию с бригадой артистов, а
затем выступает в Италии с труппой Большого театра. На сцене «Ла Скала» молодая
артистка исполняет партии Гувернантки («Пиковая дама» Чайковского) и княжны
Марьи («Война и мир» Прокофьева).
М.
Жирмунский пишет:
"До
сих пор ходят легенды о ее триумфе на сцене «Ла Скала», хотя событию этому уже
20 лет. Ее первое выступление в «Метрополитен‑опера» по длительности овации
было названо «самым грандиозным дебютом за всю историю театра». Тогда же
Образцова попала в группу певцов Караяна, достигнув высшего из возможных
признания профессиональных качеств. За три дня записи «Трубадура» она пленила великого
дирижера открытостью немыслимого темперамента, способностью извлечь из музыки
максимум эмоционального воздействия, а также огромным количеством красивой
одежды, полученной от американских друзей специально для встречи с маэстро. Она
переодевалась по три раза в день, получала от него розы, приглашения петь в
Зальцбурге и записать пять опер. Но нервное истощение после успеха в «Ла Скала»
помешало поехать к Караяну на спектакль — он не получил уведомления от
ответственной советской организации, обиделся на Образцову и на всех русских.
Крушение
этих планов она считает главным ударом по собственной карьере. От
последовавшего через два года перемирия остался единственный спектакль — «Дон
Карлос» и воспоминания о шоке от его телефонного звонка, заваленного «Плейбоями»
личного самолета и караяновского удара партитурой по голове у входа в театр. К
тому моменту постоянным меццо‑сопрано Караяна уже стала Агнес Бальтса —
обладательница одного из тех бесцветных голосов, которые не могли отвлечь
слушателя от восприятия последних идей Мастера".
В
1970 году Образцова удостоилась высших наград на двух крупных международных
конкурсах: имени П.И. Чайковского в Москве и имени известного испанского певца
Франсиско Виньяса в Барселоне.
Но
Образцова не остановилась в росте. Значительно расширяется ее репертуар. Она
исполняет такие разнохарактерные роли, как Фрося в опере Прокофьева «Семен
Котко», Азучена в «Трубадуре», Кармен, Эболи в «Доне Карлосе», Женя Комелькова
в опере Молчанова «Зори здесь тихие».
С
труппой Большого театра она выступает в Токио и Осаке (1970), Будапеште и Вене
(1971), Милане (1973), Нью‑Йорке и Вашингтоне (1975). И повсюду критика
неизменно отмечает высокое мастерство советской певицы. Один из рецензентов
после выступлений артистки в Нью‑Йорке писал: «Елена Образцова стоит на пороге
международного признания. О такой певице мы можем только мечтать. В ней есть
все, что отличает современного художника оперной сцены экстра‑класса».
Примечательным
было ее выступление в барселонском театре «Лисео» в декабре 1974 года, где были
показаны четыре спектакля «Кармен» с разными исполнителями ведущих партий.
Образцова одержала блестящую творческую победу над американскими певицами —
Джой Дэвидсон, Розалинд Элайс и Грейс Бамбри.
«Слушая
советскую певицу, — писал испанский критик, — мы еще раз имели
возможность убедиться в том, сколь многогранна, эмоционально многопланова,
объемна роль Кармен. Ее коллеги по выступлению в этой партии убедительно и
интересно воплощали в основном какую‑то одну сторону характера героини. У
Образцовой образ Кармен предстал во всей сложности и психологической глубине.
Поэтому можно смело сказать, что она является самым тонким и верным выразителем
художественной концепции Бизе».
М.
Жирмунский пишет: «В „Кармен" она исполняла песню фатальной любви, невыносимой
для слабой человеческой природы. В финале, двигаясь легкой походкой через всю
сцену, ее героиня сама бросается на вынутый нож, воспринимая смерть как
избавление от внутренней боли, непереносимого несовпадения мечты и реальности.
По‑моему, в этой роли Образцова совершила не оцененную пока революцию оперного
театра. Одной из первых она сделала шаг к концептуальной постановке, которая в
70‑е годы расцвела в феномене режиссерской оперы. В ее уникальном случае
концепция всего спектакля исходила не от режиссера (а им был сам Дзеффирелли),
а от певицы. Оперный талант Образцовой — прежде всего театральный, именно она
держит в руках драматургию спектакля, навязывая ему свое измерение…»
Сама
Образцова говорит: «Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на
Канарских островах, в небольшом театре „Перес Гальдес". Я думала, что никогда
не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия. Когда я впервые выступила
в ней, то по‑настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать
артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. И когда в финальной сцене я
падала от удара навахи Хозе, мне вдруг стало безумно себя жаль: отчего же это
я, такая молодая, должна умирать? Потом, как в полусне, до меня донеслись крики
зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».
В
1975 году певица была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен.
Эту роль Образцова исполняла позднее на сценах Праги, Будапешта, Белграда,
Марселя, Вены, Мадрида, Нью‑Йорка.
В
октябре 1976 года в «Аиде» Образцова дебютирует в нью‑йоркском театре
«Метрополитен‑опера». «Зная советскую певицу по предыдущим выступлениям в
Соединенных Штатах, мы, конечно, многого ожидали от ее исполнения партии
Амнерис, — писал один из критиков. — Действительность, однако,
превзошла даже самые смелые прогнозы завсегдатаев „Метрополитен". Это был
настоящий триумф, которого американская сцена не знала долгие годы. Она ввергла
аудиторию в состояние экстаза и неописуемого восторга своим захватывающим
исполнением роли Амнерис». Другой критик безапелляционно заявлял: «Образцова —
самое яркое открытие на международной оперной сцене за последние годы».
Много
гастролировала за рубежом Образцова и в дальнейшем. В 1977 году она спела
Принцессу Бульонскую в опере Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер» (Сан‑Франциско) и
Ульрику в «Бале‑маскараде» («Ла Скала»); в 1980 году — Иокасту в «Царе Эдипе»
И.Ф. Стравинского («Ла Скала»); в 1982 году — Джейн Сеймур в «Анне Болейн» Г.
Доницетти («Ла Скала») и Эболи в «Доне Карлосе» (Барселона). В 1985 году на
фестивале «Арена ди Верона» артистка с успехом исполнила партию Амнерис
(«Аида»).
В
следующем году Образцова выступила в качестве оперного режиссера, поставив в
Большом театре оперу Массне «Вертер», где с успехом исполнила главную партию.
Дирижером‑постановщиком выступил ее второй муж — А. Жюрайтис.
Образцова
с успехом выступала не только в оперных постановках. Имея обширнейший
концертный репертуар, она выступала с концертами в «Ла Скала», концертном зале
«Плейель» (Париж), нью‑йоркском «Карнеги‑холл», лондонском «Вигмор‑холл» и во
многих других местах. Ее знаменитые концертные программы русской музыки
включают циклы романсов Глинки, Даргомыжского, Римского‑Корсакова, Чайковского,
Рахманинова, песни и вокальные циклы Мусоргского, Свиридова, цикл песен
Прокофьева на стихи А. Ахматовой. В программу зарубежной классики входят цикл
Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины», произведения итальянской, немецкой,
французской музыки.
Известна
Образцова и как педагог. С 1984 года она профессор Московской консерватории. В
1999 году Елена Васильевна возглавила Первый Международный конкурс вокалистов
имени Елены Образцовой в Санкт‑Петербурге.
В
2000 году состоялся дебют Образцовой на драматической сцене: она сыграла главную
роль в спектакле «Антонио фон Эльба», поставленном Р. Виктюком.
С
успехом продолжает выступать Образцова и как оперная певица. В мае 2002 года
она в знаменитом вашингтонском «Кеннеди‑центре» вместе с Пласидо Доминго пела в
опере Чайковского «Пиковая дама».
"Сюда
я приглашена, чтобы петь в «Пиковой даме», — сказала Образцова. —
Кроме того, 26 мая состоится мой большой концерт… 38 лет мы работаем вместе (с
Доминго. — Прим. авт.). Мы пели вместе и в «Кармен», и в «Трубадуре», и в
«Бале‑маскараде», и в «Самсоне и Далиле», и в «Аиде». А последний раз выступали
минувшей осенью в Лос‑Анджелесе. Как и сейчас, это была «Пиковая дама».
Ее
дочь тоже стала певицей, и сейчас готовится к выступлению семейный дуэт
Образцовых.