Галина
Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года. Еще в детстве девочка была
брошена непутевой матерью, укатившей с очередным любовником, и пьяницей отцом.
Галину воспитывала бабушка. Жили они в Кронштадте.
Она
сама себя воспитала, рано повзрослев. Оказавшись в кольце блокады, девочка
выжила, потеряв единственного близкого человека — бабушку. Ее взяли в команду
МПВО, чистившую пожарные трубы, канализацию, разбиравшую дома на топливо.
Работа давала немного хлеба; подкармливали и моряки.
Галина
отличалась особой красотой: смоляные густые волосы, яркие чувственные губы,
мягкий овал лица, гармоническая стройность фигуры. Вольная как птица, она
любила одно — петь. Убегала к заливу и пела все, что слышала по радио, на
демонстрациях, у соседок. От природы Галина обладала естественной постановкой
голоса, слухом и редкой памятью на музыку, впечатления, лица.
Ей
еще не исполнилось и семнадцати лет, когда на нее обратил внимание морской
офицер Вишневский, и она вышла за него замуж, задумав стать певицей. Брак не
удался, распался очень быстро, и Галина в 1944 году смогла устроиться в
областной ансамбль оперетты. Ездили по воинским частям, колхозам, селам, играя
оперетты Кальмана, Оффенбаха, Стрельникова. Условия были трудными: «Спали
вповалку, где придется… Играли каждый день в промерзлых клубах — на стенах
снег. Платили мне семьдесят рублей в месяц». Но причастность к музыке,
вхождение в новый мир казались ей благом.
Она
поступила в музыкальную школу для взрослых, где неумелый педагог сумел
испортить ее природные вокальные данные: верхние ноты пропали, и Галю уверили,
что она поет меццо‑сопрано. С этим она и пришла к скромной учительнице —
восьмидесятилетней Вере Николаевне Гариной, дававшей частные уроки пения за
рубль в час. Гале повезло: учительница, у которой ни тогда, ни позже не
появилось других талантливых певцов‑профессионалов, в голосе Вишневской смогла
не только разобраться, но ощутить его особенности, физиологию и показать
безошибочные приемы, воспринятые Вишневской с легкостью и принесшие ей огромную
пользу. Открылись верха, и Гарина определила решительно: «У тебя сопрано.
Лирико‑драматическое. Будешь петь сопрано». И предсказала: «В опере. У тебя
звезда на лбу».
О
такой карьере Вишневская не мечтала и продолжала кочевать, выступая в роли
субреток. В нее влюбился директор ансамбля оперетты — Марк Ильич Рубин. Он был
старше Вишневской на двадцать два года. В 1945 году у них родился сын и умер
двухмесячным от пищевого отравления. Так восемнадцатилетняя женщина познала
материнское горе.
Жилось
скудно, и Вишневская, не привыкшая беречь себя, заболела туберкулезом. Муж
собрал денег и отправил ее в санаторий. Врачи петь запрещали, а она пела.
Однажды,
гуляя по Невскому проспекту, она увидела афишу о прослушивании в Доме искусств
молодых вокалистов для набора в стажерскую группу Большого театра.
Терять
было нечего, и Вишневская отправилась на прослушивание не без колебаний, спела
и, к собственному изумлению, прошла на следующий тур, состоявшийся в Москве.
Природный голос, драматический талант, внешние данные сыграли свою роль: из
всего всесоюзного конкурса она была единственной принятой в Большой театр.
Скрыв в анкетах арест отца, Вишневская предстала перед отделом кадров Большого
театра как дитя трудового народа.
Режиссер
Большого театра Борис Александрович Покровский позже говорил:
"Она
откуда‑то вдруг появилась в Большом театре. Нежданно‑негаданно, никому не
известная, но совершенно готовая, в высшей мере профессионал! Совершенно
готовая для того, чтобы стать первоклассным исполнителем любой партии, любой
роли; совершенно готовая для любого концерта, любой репетиции; совершенно
готовая для того, чтобы мгновенно стать лидером актерского цеха прославленного
Большого театра. Совершенно готовая!..
Как
будто кто‑то свыше для проверки нашего художественного чутья и справедливости
заслал к нам молодую, красивую, умную, энергичную женщину с экстраординарными
музыкально‑вокальными данными, уже кем‑то, когда‑то отработанными,
отшлифованными, натренированными, с актерским обаянием, темпераментом,
природным сценическим самочувствием и ядовито‑дерзкой правдой на устах.
Актриса!"
К
ней отнеслись в театре с симпатией. Ее поддержали и сразу ввели в труднейшую
премьеру: поручили партию Леоноры в опере Бетховена «Фиделио». За «Фиделио»
последовало участие в «Евгении Онегине», «Снегурочке», «Травиате», «Аиде», и
все с большим успехом.
Публика
заметила красивую певицу с чистым, серебристым голосом, действовавшую на
оперной сцене с удивительной гибкостью и естественностью, ощущавшую оперу как
яркую драму, певшую сильно и свободно. Скоро она становится ведущей солисткой
Большого театра и исполняет все основные партии для сопрано — Лизу в «Пиковой
даме» П. Чайковского, Эльзы в опере «Лоэнгрин» Р. Вагнера, Аиду и Травиату в
одноименных операх Дж. Верди, Тоску в опере Д. Пуччини. Певица стала первой
исполнительницей партии Наташи Ростовой в опере С. Прокофьева «Война и мир».
В
1955 году Вишневская была направлена в Прагу для участия в концертной программе
происходившего там фестиваля молодежи и студентов. Там она познакомилась с
известным виолончелистом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, который
участвовал в проходившем на фестивале конкурсе виолончелистов.
Вишневская
вспоминала: «Я ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные
героини. Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас
удержать. Будучи в свои двадцать восемь лет умудренной жизненным опытом
женщиной, я всем сердцем почувствовала его молодой безудержный порыв, и все мои
чувства, так долго бродившие во мне, устремились ему навстречу».
Летом
1955 года они поженились. В 1956 году родилась дочь Ольга. Много пережившая,
имевшая такой трудный женский опыт, Вишневская, на удивление всему театру, где
именитые солистки, сберегая голос и карьеру, в лучшем случае ограничивались
одним ребенком или оставались бездетными, решилась на вторую беременность и снова,
используя свою физическую закаленность, вынашивала ребенка, не покидая работы:
родилась вторая дочь — Елена.
Это
было время больших успехов Вишневской в театре. Она овладела многими ведущими
сопрановыми партиями текущего репертуара. Ее отличали многие дирижеры:
всесильный А. Мелик‑Пашаев на свои спектакли выбирал только Вишневскую. Позднее
Вишневская называла 50—60‑е годы лучшими в своем творчестве.
Режиссер
Большого театра Б.А. Покровский пишет:
"Слияние
таланта с любимым трудом делало карьеру Вишневской в театре искрометной и
естественной.
У
каждого таланта есть свои опасности. Творчеству Вишневской часто мешала легкая,
быстро ударяющая подражательность, снова хамелеонство! Отсюда разное качество
ролей: а) созданные роли, б) исполненные роли. Одни — ее открытия, часто
уникальные для себя и для нас, другие — хорошо, мастерски исполненные,
приносящие шумный успех у привыкших к определенному стандарту меломанов.
К
первым принадлежит Купава, которую актриса никогда раньше на сцене не видала.
Здесь она участвовала в подготовке нового спектакля, а для настоящих артистов
это намного предпочтительнее, чем ввод в уже готовый, давно идущий. Это было
сжигающее всех любвеобилие. Фиделио — новое, совершенно не похожее на немецкую
традицию создание. Катарина в опере В. Шебалина «Укрощение строптивой» была
новостью, ибо она была не столько строптивая, сколько умная и честная! Полина
(опера С. Прокофьева «Игрок») — мятущаяся гордячка, заблудившаяся в
обстоятельствах любви и чести. Катерина Измайлова (в кино) — женская тайна,
недоступная даже для нее самой. Наташа Ростова — неизведанный мир радостей и
разочарований. Все заново.
Но
вот Виолетта, Баттерфляй, Марфа, Маргарита были хорошими, но уже прочитанными
книгами. Даже ее знаменитая Аида иногда грешила предрасположением к принятому
штампу. В этих ролях она имела большой успех и с удовольствием хамелеонствовала
в принятых «звездами» условиях. Здесь предлагаемые обстоятельства: «Я —
знаменитая артистка!» — рождали неизменный восторг зрителей.
Г.П.
Вишневская сполна ощущала разницу между созданием долгой и кропотливой работой
своего образа и высокого сорта штампом в известном, проверенном, наверняка
приносящем успех репертуаре".
В
60‑е годы три поездки Галины в США и ряд других гастролей прошли уже с
Ростроповичем как пианистом. Триумф был общим. Полученные гонорары позволяли
привозить семье все — от питания до материала для покрытия крыши на даче — и
избавляли от бытовых тягот.
Вместе
с Ростроповичем Вишневская вошла в круг друзей Шостаковича, стала первым
интерпретатором многих его вокальных сочинений, посвященных ей, и это ввело ее
имя в историю советского композиторского творчества.
Творческая
и личная жизнь Вишневской, казалось, складывалась вполне благополучно. Однако в
конце 60‑х годов ее судьба круто меняется. В те годы они подружились с
писателем А. Солженицыным. Когда Солженицына исключили из Союза писателей и
начали преследовать, Ростропович и Вишневская приютили его на своей даче.
С
этого времени не стало покоя и Вишневской с Ростроповичем. Им устроили
настоящую травлю: срывали гастрольные концерты, записи на радио, запретили
выезжать в зарубежные гастроли. Все это привело к тому, что в мае 1974 года
вначале Ростропович, а затем и Вишневская с детьми уезжают из СССР за границу.
«Именно
ей, Галине Вишневской, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР
тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы и я начал медленно
угасать, близко подходя к трагической развязке… Галина Вишневская в это время
своей решительностью спасла меня», — говорит Ростропович.
Двадцать
шестого мая Галина, Ирина Шостакович и несколько близких учеников и друзей
проводили Ростроповича в аэропорт.
Ростропович
и Вишневская официально значились в зарубежной творческой командировке сроком
на два года, имели советские паспорта и формально даже сохраняли свои
московские служебные места: Вишневская — в Большом театре, Ростропович — в
консерватории.
Первый
за рубежом концерт спела Вишневская — по контракту, заключенному ранее еще
Госконцертом. В Монако в театре у княжеского дворца она исполнила под
аккомпанемент Ростроповича программу романсов и арий.
В
январе 1975 года Ростроповича и Вишневскую пригласили на гастроли в Израиль,
где русское музыкальное исполнительство всегда высоко ценили.
В
то время как многие другие семьи не выдерживали испытания эмиграцией и
распадались из‑за обострявшихся противоречий, союз Ростроповича и Вишневской
трудности наоборот укрепляли. На чужбине Ростропович особенно ощутил значение в
своей жизни такой надежной опоры: рядом женщина, понимающая его характер;
артистка, с ним сотрудничающая; мать его дочерей, умеющая находить общий язык с
ними, повзрослевшими, строптивыми; умелая хозяйка с хорошим вкусом. Она не
стесняет его свободу. Эмиграция не укротила ее непримиримого нрава, но научила
выдержке; никто и никогда не распознал бы в красивой, элегантной, сдержанной на
людях даме озлобленную сиротством кронштадтскую девчонку.
В
1978 году Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства. Тогда же
они купили квартиру в Париже. Но вскоре уехали в Америку, поскольку Ростропович
стал главным дирижером Национального симфонического оркестра США.
Галина
Вишневская говорит в своих воспоминаниях о том, что жить в разных странах ей
всегда интересно, поскольку это расширяет кругозор, позволяет выступать в
разных творческих коллективах, с разными партнерами и обогащает репертуар.
Певица пела в столице США в премьерах «Ребенок зовет» Ландовского (1979), «Te
Deum» Пендерецкого (1981), «Иоланта» (1981), «Реквием» Пендерецкого (1983). В
1983 году выступила в Экс‑ан‑Провансе в спектакле «Тюрьма» Ландовского.
Тогда
же в середине восьмидесятых, находясь в расцвете своего дарования, Вишневская
покинула оперную сцену после триумфального исполнения партии Татьяны на сцене
«Гранд‑опера» в Париже. После этого занималась преподавательской деятельностью
и выступала как драматическая актриса. Ранее Вишневская попробовала сниматься в
кинематографе — в роли Катерины Измайловой в одноименном фильме по опере Д.
Шостаковича.
Беды
родной страны по‑прежнему волновали Вишневскую и Ростроповича. Когда в 1988
году произошло страшное землетрясение в Армении, они организовали в Лондоне
благотворительный концерт. На нем Вишневская пела романсы Чайковского.
В
январе 1990 года супругам вернули российское гражданство. И вскоре они смогли
вернуться на родину. Два концерта в Москве дополнились двумя концертами в
Ленинграде, где Вишневская успела съездить в родной Кронштадт на могилу
бабушки.
В
марте 1992 года Большой театр исправляет несправедливость по отношению к
Вишневской: сорокапятилетию ее творческой деятельности посвящается огромный
концерт, ей символически возвращается пропуск в родной театр, ею учреждается
фонд для помощи ветеранам сцены. Туда она вносит все деньги, полученные за
русский перевод ее книги «Галина», изданной в пятнадцати странах. В Москву съезжается
вся семья: сам Ростропович, дочь Елена с четырьмя детьми, в том числе
двухмесячным Александром, ожидающая ребенка Ольга.
Вишневская
создала и возглавила пенсионный фонд. В 1992 году сыграла драматическую роль в
фильме режиссера А. Белинского «Прощальный бенефис» по пьесам А. Островского.
В
середине 90‑х годов по книге певицы «Галина» композитор Мишель Ландовский
создал одноименную оперу и пригласил Вишневскую помочь в постановке. Премьера
этой оперы состоялась в Лионе.
В
сентябре 2002 года исполнилась мечта Вишневской — открылся Центр вокального
искусства. Здесь недавние выпускники консерваторий имеют теперь возможность
подготовиться к профессиональным выступлениям на оперной сцене.