«Талант
Отса поражает своей универсальностью, — пишет Л. Неведомская. — Ему —
превосходному оперному певцу — были равно близки романс и оперетта, эстрадная и
народная песня, он с успехом снимался в кинофильмах, танцевал эпизодическую
роль Солнца в балете Э.А. Каппа „Калевипоэг", а в начале своей творческой деятельности
выступал в качестве пианиста‑аккомпаниатора».
В
его исполнении ничего деланного, приукрашенного ради парада. Он не стремился
ошеломить зрителей блеском своих вокальных возможностей. Иной раз слушателю в
голову даже приходила грешная мысль: «Это до того просто, что так петь мог бы
каждый из нас!»
«Если
оглянуться на творческий путь Отса, — пишет В. Оякяер, — то можно
увидеть, что развитие этого певца протекало так стабильно и гармонично, как
будто было обусловлено некой устойчивой логикой роста, наподобие той, которой
мы так часто восхищаемся в природе. Мы не находим в творчестве Отса никаких
крайностей, поэтому создается впечатление, будто у него никогда и не было
особенно мучительных поисков. Разумеется, впечатление это весьма обманчиво,
однако поиск его, вне всяких сомнений, велся в основном не в области формы, а
был сосредоточен на проникновении в глубину, в суть содержания. И когда после
трех десятилетий работы в театре артист решил попробовать свои силы в оперной
режиссуре и взялся за постановку „Дон Жуана" в государственном театре
„Эстония", то это свидетельствовало о его внутреннем росте — Отс стал уже не
только певцом, но художником, пытливым, многогранным, с широким кругозором».
Георг
Карлович Отс родился 21 марта 1920 года в семье потомственных певцов. Пел его
дед, каретник Х. Отс, руководивший хором общества «Ильмарине», пел дядя А.
Викхольм. Отец, также певец, Карл Хансович был народным артистом Эстонской ССР.
В
доме царила атмосфера музыки, и это не могло не оказать влияния на мальчика. Известен
случай, когда маленький Георг изумил пришедшую в гости к отцу итальянскую
певицу Арманду дельи Аббатти: спрятавшись под накрытым скатертью столом, он
исполнил запомнившуюся ему по пластинке Карузо песню «O sole mio».
Музыкальность Отса вне всяких сомнений, и все же певцом он стал не сразу.
Среди
его юношеских увлечений немаловажное место занимал спорт. Отс был чемпионом
Эстонии по плаванию на 800 и 1500 м, участвовал в международных соревнованиях.
Не случайно в 60‑х годах одна из спортивных организаций учредила для
победителей в состязании юных пловцов переходящий приз имени Георга Отса. В
юности он также увлекся фехтованием. Через всю жизнь пронес любовь к рисованию.
"Я
вырос среди музыки, — рассказывает он. — Отец мой был ведущим
драматическим тенором в театре «Эстония», и я уже с детства был, что
называется, насыщен оперной музыкой. И, конечно, уже тогда мечтал пойти по
стопам отца, стать оперным артистом. В юные годы я очень любил петь.
Вспоминается мне такой забавный случай. В первый день, когда я пошел в школу, у
нас как раз был урок пения. Учительница просила каждого из ребят что‑нибудь
спеть. Все пели либо детские песенки, либо народные песни. Когда очередь дошла
до меня, я сказал, что не умею петь такие песни. Учительница удивилась: «Почему
же, ведь ты сын певца?» На это я ответил, что могу спеть оперную арию, и спел
первую арию Каварадосси на итальянском языке…
Когда
пришло время серьезно подумать о выборе профессии, я попросил отца, чтобы он
послушал меня и дал мне совет. Он выполнил эту просьбу, однако, видимо, не
нашел у меня нужных вокальных данных, большого оперного голоса. Отец сказал,
что путь оперного певца, да и вообще артиста, очень тернист, поэтому он
посоветовал мне выбрать профессию посолиднее, например врача или инженера.
Поступить в университет было очень трудно — слишком много требовалось денег;
обстоятельства сложились так, что я пошел в армию, чтобы учиться в каком‑нибудь
военном техническом училище.
События
эти относятся к 1938 году, а в 1940 году в Эстонию пришла советская власть — я
получил возможность поступить в Политехнический институт. Там я занимался всего
один год, но Великая Отечественная война прервала мою учебу. Меня призвали в
Красную армию, и в начале 1942 года я оказался в эстонских воинских частях.
Некоторое время служил в Свердловске, и как раз там состоялась знаменательная
для меня встреча. В Свердловск приехали артисты Прийт Пыльдроос и Каарел Ирд,
которые собирали кадры для национальных художественных ансамблей Эстонской ССР.
Они услышали, что здесь, в одной из частей, находится сын певца Карла Отса, и
так как им нужны были хористы, то решили меня испробовать: уж сын певца
наверняка умеет петь хоть немножко. Я действительно обладал некоторым опытом в
этом отношении: приходилось петь и в детских хорах, и в хоре Политехнического
института. В результате меня охотно приняли в один из ансамблей.
Пребывание
в ансамбле было для меня своего рода начальной музыкальной школой. Правда, я и
раньше занимался игрой на рояле, и это, кажется, пошло мне на пользу. А за два
года, которые я провел в ансамбле, выяснилось, что у меня есть какой‑то голос и
даже данные для сольных выступлений. Концертировать нам приходилось довольно
много. Я исполнял сольные партии в хоровых произведениях, пел советские песни.
После
возвращения в Таллин, когда ансамбль наш демобилизовался, пришлось выбирать
дорогу в жизни. Куда идти дальше? Продолжать учебу в Политехническом институте
или попробовать свои силы на вокальном поприще? И вот я получил предложение
поступить в хор театра «Эстония». Это окончательно повлияло на мое решение
остаться верным музыке.
Видимо,
дебют у артистов связан, как правило, с какими‑то необычными обстоятельствами.
Хотя я и был хористом, мне предложили как‑то выучить в «Евгении Онегине» партию
Зарецкого. Я выучил ее и должен был выступать во втором составе, а премьера
состоялась как раз в канун ноябрьских праздников 1944 года. В этот день пел,
конечно, первый состав, а я участвовал в хоре. И вот уже идет спектакль. Бал у
Лариных… Вдруг во время действия меня вызывает помощник режиссера и говорит:
«Быстро переодевайся, тебе придется сегодня спеть Зарецкого. Заболел основной
исполнитель роли». Вот так случайно я попал в премьерный спектакль. Мои
родители сидели в зале, когда я вышел на сцену, они не поверили своим глазам.
Как
раз тогда я только начал учиться в музыкальном училище. А потом я уже пел
многие сольные партии. Одновременно учился и работал в театре…"
Таллинское
музыкальное училище вместо положенных четырех лет Отс закончил за два года — в
1946 году. Затем Георг окончил Таллинскую консерваторию. Здесь в оперном классе
он занимается у Э. Уули, а его педагог по вокалу, как и в училище — профессор
Тийт Куузик, которого считают одним из выдающихся эстонских баритонов. То, что
Отс не стал «маленьким Куузиком», в равной мере заслуга и учителя и ученика.
«Преподаватель подходит к ученику со всей суммой своего предыдущего опыта, иной
раз весьма внушительного, — говорит сам Отс. — И в то же время почти
невозможно встретить хотя бы два совершенно идентичных голосовых аппарата.
Ученик должен и сам чувствовать, что идет ему на пользу, что его развивает, а
что нет. Для меня, к примеру, как Тийт Куузик, так и мой отец в равной степени
большие авторитеты, но я никогда не следовал их советам вслепую».
Отец
был самым строгим педагогом Георга. По словам Б. Стрельникова, «он не только
придирчиво следил за каждой спетой сыном фразой, но и щедро делился с ним своим
сценическим опытом и теми глубоко индивидуальными приемами пения, которые
существуют у каждого вокалиста».
В
1951 году Георг с отличием окончил консерваторию. К этому времени он уже
приобрел широкую известность как оперный певец. За исполнение партии Евгения
Онегина в одноименной опере Чайковского певца в 1950 году удостоили
Государственной премии СССР.
Отса
как оперного певца отличал большой и разнообразный репертуар. В частности, он
пел Демона в одноименной опере А.Г. Рубинштейна, Порги в опере Дж. Гершвина
«Порги и Бесс», Дон Жуана в одноименной опере В.‑А. Моцарта, Меэлиса в опере В.‑Х.
Каппа «Лембиту», Джанни Скикки в одноименной опере Дж. Пуччини, Олега Кошевого
в «Молодой гвардии» Ю.С. Мейтуса, Яго в «Отелло» и Ренато в «Бале‑маскараде»
Дж. Верди.
Зрителя
подкупало в певце обаяние, искренность, задушевность пения. Отса отличал
безупречный художественный вкус, большое актерское мастерство, постоянное
стремление к жизненной правде.
Сам
певец говорил: «Из всех качеств, которые в сумме своей составляют артистическое
дарование, одним из самых благодарных мне представляется способность актера
совершенно точно оценивать свои возможности».
"Он
одинаково серьезно относился к своим выступлениям и в опере и на
эстраде, — отмечает В. Оякяер. — Отс говорил, что при смене жанров он
как бы забывал свое бытие в первом и целиком сосредоточивался на задачах
второго. На оперной сцене это был прежде всего поющий артист, способный создать
яркий сценический образ. Выступление же на эстраде, в обычном костюме, без
декораций и грима, требовало иных изобразительных средств: здесь поза, мимика и
жесты Отса выдержаны в полутонах, нюансы едва заметны, главное — текст и
музыка. Есть певцы, которые каждое слово текста, каждую паузу выделяют столь
активно, что чуть ли не кряхтят под грузом всяческих ударений. Отс умел точно
разграничить основное и второстепенное.
Исключительное
чувство формы позволяло певцу выделить именно те компоненты, которые в этом
действительно нуждались, и слушатель, избавленный от необходимости ощущать
напряжение исполнителя, свободно устремлялся следом за музыкальной
мыслью".
Артистическое
дарование помогало Отсу сниматься в кино. Впервые он сыграл в фильме «Свет в
Коорди» (1952). Первоначально Отс должен был сниматься с дублером. Но Георг
возмутился: «Что же получается — я буду петь с экрана о работе, а работать
будет другой?!» И снимался сам.
Невероятную
популярность принесло Отсу исполнение роли Этьена Вердье в фильме «Мистер Икс»,
поставленном в 1958 году по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка». Зрителей
покорила знаменитая ария Мистера Икса — «Снова туда, где море огней». Пожалуй,
именно в ней объединилось все лучшее, что присуще пению Отса, — душевная
щедрость, сердечность, поэтичность.
Георг
Карлович много и успешно гастролировал не только в СССР, но и за рубежом.
Финская газета «Суомен сосиелдемокраатти» писала: «Директора оперы Талонен и
Альми просили вчера со слезами на глазах, чтобы пресса не разглашала название
гостиницы, где остановился Г. Отс. Они боятся неистовых поклонников, требующих
автографы и волосы человека, который будет выступать у них в театре.
Популярность Отса необычайна. Он популярен среди всех».