«"Есть
в искусстве имена, одаренные какой‑то магической силой. Одно упоминание их
навевает на душу прелесть поэзии". Эти слова русского композитора Серова
можно целиком отнести к Ивану Семеновичу Козловскому — гордости нашей
отечественной культуры.
Мне
довелось недавно послушать записи певца. Я просто диву давалась снова и снова,
ведь что ни вещь — исполнительский шедевр. Вот, к примеру, произведение с таким
скромным и прозрачным названием — «Зеленая рощица» — принадлежит перу великого
нашего современника Сергея Сергеевича Прокофьева. Написанное на народные слова,
оно звучит как задушевный русский напев. И как нежно, как проникновенно
исполняет его Козловский.
Он
всегда в поиске. Это касается не только новых форм исполнения, которые его
постоянно увлекают, но и репертуара. Те, кто бывает на его концертах, знают,
что певец всегда исполнит что‑то новое, незнакомое его слушателям до сих пор. Я
бы сказала больше: каждая его программа таит в себе что‑то необыкновенное. Это
— как ожидание тайны, чуда. Мне вообще кажется, что искусство всегда должно
быть немножко тайной…»
Иван
Семенович Козловский родился 24 марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской
губернии. Первые музыкальные впечатления в жизни Вани связаны с отцом, который
прекрасно пел, играл на венской гармонике. У мальчика рано пробудилась любовь к
музыке и пению, он имел исключительный слух и от природы поставленный красивый
голос.
Неудивительно,
что совсем юным, подростком, Ваня стал петь в хоре Троицкого народного дома в
Киеве. Вскоре Козловский уже солист Большого академического хора. Хором
руководил известный на Украине композитор и хормейстер А. Кошиц, ставший первым
профессиональным наставником талантливого певца. Именно по рекомендации Кошица
в 1917 году Козловский поступил в Киевский музыкально‑драматический институт на
вокальный факультет, в класс профессора Е.А. Муравьевой.
С
отличием окончив институт в 1920 году, Иван уходит добровольцем в Красную
армию. Он определен в 22‑ю стрелковую бригаду инженерных войск и направляется в
Полтаву. Получив разрешение совмещать службу с концертной работой, Козловский
участвует в постановках Полтавского музыкально‑драматического театра. Здесь
Козловский, по существу, и сформировался как оперный артист. В его репертуар
входят арии в «Наталке‑Полтавке» и «Майской ночи» Лысенко, «Евгении Онегине»,
«Демоне», «Дубровском», «Гальке» Монюшко, такие ответственные и технически
сложные партии, как Фауст, Альфред («Травиата»), Герцог («Риголетто»).
В
1924 году певец поступает в труппу Харьковского оперного театра, куда его
пригласил ее руководитель А.М. Пазовский. Блестящий дебют в «Фаусте» и
следующие выступления позволили молодому артисту занять ведущее положение в
труппе. Еще через год, отвергнув заманчивое и весьма почетное предложение от
знаменитой «Мариинки», артист приезжает в Свердловский оперный театр. В 1926
году имя Козловского впервые появляется на московских афишах. На столичной
сцене певец дебютировал на сцене филиала Большого театра в партии Альфреда в
«Травиате». Стоявший в тот вечер за дирижерским пультом оркестра М.М. Ипполитов‑Иванов
сказал после спектакля: «Этот певец — многообещающее явление в искусстве…»
В
Большой театр Козловский пришел уже не дебютантом, а сложившимся мастером.
В
первый же сезон работы молодого певца в Большом театре В.И. Немирович‑Данченко
сказал ему по окончании спектакля «Ромео и Джульетта»: «Вы необычайно храбрый
человек. Вы идете против течения и не ищете сочувствующих, бросаясь в бурю
противоречий, которые переживает сейчас театр. Я понимаю, что вам трудно и
многое пугает вас, но поскольку вас окрыляет ваша смелая творческая мысль — а
это чувствуется во всем — и виден везде ваш собственный творческий почерк,
плывите не останавливаясь, не сглаживайте углы и не ждите сочувствия тех, кому
вы кажетесь странным».
А
вот мнение Натальи Шпиллер: «В середине двадцатых годов в Большом театре
появилось новое имя — Иван Семенович Козловский. Тембр голоса, манера пения,
актерские данные — все в молодом тогда артисте изобличало ярковыраженную,
редкую индивидуальность. Голос Козловского никогда не отличался особой мощью.
Но свободное извлечение звука, умение концентрировать его позволяло певцу
„прорезать" большие пространства. Козловский может петь с любым составом
оркестра и с любым ансамблем. Его голос звучит всегда чисто, звонко, без тени
напряжения. Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойденная легкость
в верхнем регистре, отточенная дикция — поистине безупречный вокалист, с годами
доведший владение голосом до высшей степени виртуозности…»
В
1927 году Козловский спел Юродивого, ставшего вершинной ролью в творческой
биографии певца и подлинным шедевром в мировом исполнительском искусстве.
Отныне этот образ стал неотделим от имени его создателя.
Вот
что пишет П. Пичугин: «…Ленский Чайковского и Юродивый Мусоргского. Трудно
найти во всей русской оперной классике более несхожие, более контрастные, даже
в известной степени чуждые по своей чисто музыкальной эстетике образы, а между
тем и Ленский и Юродивый — едва ли не в равной степени высшие достижения
Козловского. Об этих партиях артиста много написано и сказано, и все же нельзя
еще раз не сказать о Юродивом, образе, созданном Козловским с бесподобной
силой, ставшем в его исполнении по‑пушкински великим выражением „судьбы
народной", голосом народа, криком его страданий, судом его совести. Все в этой
сцене, исполняемой Козловским с неподражаемым мастерством, от первого до
последнего произносимого им слова, от бессмысленной песенки Юродивого „Месяц
едет, котенок плачет" до знаменитого приговора „Нельзя молиться за царя‑Ирода"
полно такой бездонной глубины, смысла и значения, такой правды жизни (и правды
искусства), которые поднимают эту эпизодическую роль на грань высочайшей
трагедийности… Есть в мировом театре роли (их немного!), что давно слились в
нашем представлении с тем или иным выдающимся актером. Таков Юродивый. Он
навсегда останется в нашей памяти как Юродивый — Козловский».
С
тех пор артист спел и сыграл на оперной сцене около пятидесяти самых
разнообразных ролей. О. Дашевская пишет: «На сцене этого прославленного театра
он спел самые разные партии — лирические и былинные, драматические, а порой и
трагические. Самые лучшие из них — Звездочет („Золотой петушок" Н.А. Римского‑Корсакова)
и Хосе („Кармен" Ж. Бизе), Лоэнгрин („Лоэнгрин" Р. Вагнера) и Принц („Любовь к
трем апельсинам" С.С. Прокофьева), Ленский и Берендей, Альмавива и Фауст,
вердиевские Альфред и Герцог — трудно перечислить все роли. Сочетая философскую
обобщенность с точностью социально‑характерных черт персонажа, Козловский
создавал неповторимый по цельности, емкости и психологической точности образ».
«Его герои любили, страдали, их чувства были всегда просты, естественны,
глубоки и проникновенны», — вспоминает певица Е.В. Шумская.
В
1938 году по инициативе В.И. Немировича‑Данченко и под художественным
руководством Козловского создан Государственный ансамбль оперы СССР. Здесь
работали такие известные певцы, как М.П. Максакова, И.С. Паторжинский, М.И.
Литвиненко‑Вольгемут, И.И. Петров, в качестве консультантов — А.В. Нежданова и
Н.С. Голованов. За три года существования ансамбля Иван Сергеевич осуществил
ряд интереснейших постановок опер в концертном исполнении: «Вертер» Ж. Массне,
«Паяцы» Р. Леонкавалло, «Орфей» К. Глюка, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского‑Корсакова,
«Катерина» Н.Н. Аркаса, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини.
Вот
что писал композитор К.А. Корчмарев о первом спектакле ансамбля — опере
«Вертер»: "Во всю ширину эстрады Большого зала консерватории установлены
оригинальные коричневые ширмы. Верх их полупрозрачен: сквозь прорези виден
дирижер, временами мелькают смычки, грифы и раструбы. Перед ширмами — несложные
аксессуары, столы, стулья. В такой форме И.С. Козловский осуществил свой первый
режиссерский опыт…
Создается
полное впечатление спектакля, однако такого, в котором музыка играет
первенствующую роль. В этом отношении Козловский может считать себя
победителем. Оркестр, находящийся на одной площадке с певцами, все время
прекрасно звучит, но не заглушает певцов. И вместе с тем сценические образы
живы. Они способны волновать, и с этой стороны данная постановка свободно
выдерживает сравнение с любым идущим на сцене спектаклем. Опыт Козловского, как
вполне оправдавший себя, заслуживает большого внимания".
Во
время воины Козловский в составе концертных бригад выступает перед бойцами,
дает концерты в освобожденных городах.
В
послевоенный период помимо выступлений в качестве солиста Иван Семенович
продолжает режиссерскую работу — ставит несколько опер.
С
самого начала своего творческого пути Козловский неизменно сочетает оперную
сцену с концертной. В его концертном репертуаре сотни произведений. Здесь
кантаты Баха, бетховенский цикл «К далекой возлюбленной», цикл Шумана «Любовь
поэта», украинские и русские народные песни. Особое место занимают романсы,
среди авторов — Глинка, Танеев, Рахманинов, Даргомыжский, Чайковский, Римский‑Корсаков,
Метнер, Гречанинов, Варламов, Булахов и Гурилев.
П.
Пичугин отмечает:
"Значительное
место в камерном репертуаре Козловского занимают старинные русские романсы.
Козловский не только «открыл» для слушателей многие из них, как, например,
повсеместно известные сегодня «Зимний вечер» М. Яковлева или «Я встретил вас».
Он создал совершенно особый стиль их исполнения, свободный от какой бы то ни
было салонной слащавости или сентиментальной фальши, максимально близкий
атмосфере того естественного, «домашнего» музицирования, в условиях которого в
свое время и создавались и звучали эти маленькие жемчужины русской вокальной
лирики.
На
протяжении всей своей артистической жизни Козловский сохраняет неизменной
любовь к народной песне. Нет нужды говорить, с какой задушевностью и теплотой
поет Иван Семенович Козловский дорогие его сердцу украинские песни. Напомним
несравненные в его исполнении «Солнце низенько», «Ой не шуми, луже», «Ехав
казак», «Дивлюсь я на небо», «Ой у поле криниченька», «Взяв бы я бандуру». Но
Козловский — изумительный интерпретатор и русских народных песен. Достаточно
назвать такие, как «Липа вековая», «Ой да ты, калинушка», «Вороные, удалые», «Не
одна в поле дороженька пролегала». Эта последняя у Козловского — настоящая
поэма, в песне поведанная история целой жизни. Впечатление от нее
незабываемо".
И
в преклонном возрасте артист не снижает творческой активности. Ни одно
значительное событие в жизни страны не обходится без участия Козловского. По
инициативе певца на его родине в Марьяновке открылась музыкальная школа. Здесь
Иван Семенович увлеченно работал с маленькими вокалистами, выступал с хором
учащихся.
Иван
Семенович Козловский скончался 24 декабря 1993 года.
Борис
Покровский пишет: «И.С. Козловский — это яркая страница в истории
отечественного оперного искусства. Лирика восторженного поэта оперы
Чайковского; гротеск прокофьевского принца, влюбленного в три апельсина; вечно
юный созерцатель красоты Берендей и певец „далекой Индии чудес" Римского‑Корсакова,
лучезарный посланец Грааля Рихарда Вагнера; обольстительный герцог Мантуи Дж.
Верди, его же мятущийся Альфред; благородный мститель Дубровский… Среди
большого списка великолепно исполненных ролей есть в творческой биографии И.С.
Козловского и подлинный шедевр — образ Юродивого в опере М. Мусоргского „Борис
Годунов". Создание классического образа в оперном театре явление очень редкое…
Жизнь и творческая деятельность И.С. Козловского — пример для каждого, кто взял
на себя миссию быть артистом и служить своим искусством народу».