В.В.
Тимохин пишет: «Кэтлин Феррьер обладала одним из красивейших голосов нашего
столетия. У нее было настоящее контральто, отличавшееся особой теплотой и
бархатистостью тона в нижнем регистре. На протяжении всего диапазона голос
певицы звучал насыщенно и мягко. В самом его тембре, характере звучания были
какие‑то „изначальная" элегичность и внутренний драматизм. Подчас нескольких
фраз, спетых певицей, было достаточно, чтобы создать у слушателя представление
об образе, полном скорбного величия и строгой простоты. Неудивительно, что
именно в этой эмоциональной тональности решены многие замечательные
артистические создания певицы».
Кэтлин
Мэри Феррьер родилась 22 апреля 1912 года в городе Хайгер Уолтон (графство
Ланкашир), что на севере Англии. Ее родители сами пели в хоре и с ранних лет
прививали девочке любовь к музыке. В средней школе города Блэкберна, где Кэтлин
получила образование, она также научилась играть на фортепиано, пела в хоре,
приобрела знания по основным музыкальным дисциплинам. Это помогло ей победить в
конкурсе молодых музыкантов, который проводился в соседнем городке. Интересно,
что она получила сразу две первые премии — по пению и по фортепиано.
Однако
неважное материальное положение родителей привело к тому, что в течение
нескольких лет Кэтлин работала телефонисткой. Только в двадцативосьмилетнем
возрасте (!) она стала брать уроки пения в Блэкберне. К тому времени началась
Вторая мировая война. Так что первые выступления певицы были на заводах и
госпиталях, в расположении воинских частей.
Кэтлин
выступала с английскими народными песнями, и с большим успехом. Ее сразу
полюбили: красота голоса и безыскусная манера исполнения покорили слушателей.
Порой начинающую певицу приглашали и на настоящие концерты, с участием
профессиональных музыкантов. Свидетелем одного из таких выступлений стал
известный дирижер Малколм Сарджент. Он порекомендовал молодую певицу
руководству лондонской концертной организации.
В
декабре 1942 года Феррьер появилась в Лондоне, где занималась у видного певца и
педагога Роя Гендерсона. Вскоре она начала свои выступления. Кэтлин пела и
соло, и вместе ведущими английскими хоровыми коллективами. С последними она
исполняла оратории Генделя и Мендельсона, пассивны Баха. В 1943 году состоялся
дебют Феррьер в качестве профессиональной певицы в «Мессии» Генделя.
В
1946 году певица познакомилась с композитором Бенджамином Бриттеном, имя
которого было на устах у всех музыкантов страны после премьеры его оперы «Питер
Граймс». Бриттен работал над новой оперой «Поругание Лукреции» и уже наметил
состав исполнителей. Лишь партию героини — Лукреции, воплощения чистоты,
хрупкости и незащищенности женской души, долгое время не решался никому
предложить. Наконец Бриттен вспомнил о Феррьер — певице‑контральто, которую
слышал год назад.
Премьера
«Поругания Лукреции» состоялась 12 июля 1946 года, на первом послевоенном
Глайндборнском фестивале. Опера прошла с успехом. В дальнейшем труппа
Глайндборнского фестиваля, в которую вошла и Кэтлин Феррьер, исполнила ее более
шестидесяти раз в различных городах страны. Так имя певицы приобрело широкую
известность у английских слушателей.
Через
год Глайндборнский фестиваль вновь открылся оперной постановкой с участием
Феррьер — на этот раз «Орфеем и Эвридикой» Глюка.
Партиями
Лукреции и Орфея ограничилась оперная карьера Феррьер. Партия Орфея —
единственная работа артистки, сопровождавшая ее на всем протяжении короткой
артистической жизни. «В свое исполнение певица привносила ярко выраженные
экспрессивные черты, — отмечает В.В. Тимохин. — Голос артистки
переливался множеством красок — матовых, нежных, прозрачных, густых.
Показателен ее подход к известной арии „Потерял я Эвридику" (третье действие).
У некоторых певиц (достаточно вспомнить в этой связи замечательного
интерпретатора роли Орфея на немецкой сцене Маргарет Клозе) эта ария звучит как
скорбное, возвышенно‑просветленное Largo. Феррьер придает ей гораздо большую
импульсивность, драматическую порывистость, и сама ария приобретает совсем иной
характер — не пасторально элегичный, а взволнованно‑страстный…».
После
одного из спектаклей в ответ на похвалы почитателя ее дарования Феррьер
сказала: «Да, эта роль мне очень близка. Отдать все, что имеешь, чтобы бороться
за свою любовь, — как человек и артистка я чувствую себя в постоянной
готовности к этому шагу».
Но
певицу более влекла концертная эстрада. В 1947 году на Эдинбургском фестивале
она исполнила симфонию‑кантату Малера «Песнь о земле». Дирижировал Бруно
Вальтер. Исполнение симфонии стало сенсацией фестиваля.
Вообще
трактовки Феррьер произведений Малера составили замечательную страницу в
истории современного вокального искусства. Об этом ярко и красочно пишет В.В.
Тимохин:
"Кажется,
что в сердце певицы находили особенный отклик малеровская скорбь, сострадание к
своим героям…
Удивительно
тонко чувствует Феррьер живописно‑изобразительное начало музыки Малера. Но ее
вокальная живопись не просто красива, она согрета горячей нотой участия,
человеческого сочувствия. Исполнение певицы выдержано не в приглушенном,
камерно‑интимном плане, оно захватывает лирической взволнованностью,
поэтической просветленностью".
С
той поры Вальтер и Феррьер стали большими друзьями и часто выступали вместе.
Дирижер считал Феррьер «одной из величайших певиц нашего поколения». С
Вальтером в качестве пианиста‑аккомпаниатора артистка дала сольный концерт на
Эдинбургском фестивале 1949 года, пела на Зальцбургском фестивале того же года,
выступила на Эдинбургском фестивале 1950 года — в «Рапсодии для меццо‑сопрано»
Брамса.
С
этим дирижером Феррьер дебютировала в январе 1948 года и на американской земле
в той же симфонии «Песнь о земле». После концерта в Нью‑Йорке лучшие
музыкальные критики США откликнулись на дебют артистки восторженными
рецензиями.
Артистка
еще дважды побывала в США на гастролях. В марте 1949 года состоялся ее первый
сольный концерт в Нью‑Йорке. В том же году Феррьер выступила в Канаде и на
Кубе. Часто певица выступала в Скандинавских странах. Ее концерты в
Копенгагене, Осло, Стокгольме неизменно проходили с большим успехом.
Феррьер
часто выступала на Голландском музыкальном фестивале. На первом фестивале, 1948
года, она пела «Песнь о земле», а на фестивалях 1949 и 1951 годов исполняла
партию Орфея, вызвав единодушные восторги публики и прессы. В Голландии же в
июле 1949 года с участием певицы прошла международная премьера «Весенней
симфонии» Бриттена. конце 40‑х годов появились первые пластинки Феррьер. В
дискографии певицы значительное место занимают записи английских народных
песен, любовь к которым она пронесла через всю жизнь.
В
июне 1950 года певица приняла участие в Международном баховском фестивале в
Вене. Первое выступление Феррьер перед местной аудиторией состоялось в
«Страстях по Матфею» в зале венского «Музикферейна».
«Отличительные
черты художественной манеры Феррьер — высокое благородство и мудрая простота —
с особой силой впечатляют в ее баховских трактовках, полных сосредоточенной
углубленности и просветленной торжественности, — пишет В.В.
Тимохин. — Феррьер великолепно чувствует монументальность баховской
музыки, ее философскую значительность и возвышенную красоту. Богатством
тембровой палитры своего голоса она расцвечивает баховскую вокальную линию,
сообщает ей поразительную „многоцветность" и, что самое главное, эмоциональную
„объемность". Каждая фраза у Феррьер согрета горячим чувством, — конечно,
оно не носит характера открытого романтического высказывания. Экспрессия певицы
всегда сдержанна, но есть в ней одно замечательное качество — богатство
психологической нюансировки, что для баховской музыки приобретает особенную
важность. Когда Феррьер передает своим голосом настроение печали, слушателя не
покидает ощущение, что в недрах его словно вызревает зерно драматического
конфликта. Подобно этому, и светлое, радостное, приподнятое чувство имеет у
певицы свой „спектр" — тревожную трепетность, взволнованность, импульсивность».
В
1952 году столица Австрии приветствовала Феррьер после блестящего исполнения
партии меццо‑сопрано в «Песне о земле». К тому времени певица уже знала, что
неизлечимо больна, интенсивность ее артистической деятельности значительно
снижается.
В
феврале 1953 года певица нашла в себе силы вернуться на сцену театра «Ковент‑Гарден»,
где был поставлен ее любимый «Орфей». Она выступила лишь в двух спектаклях из
запланированных четырех, но, несмотря на нездоровье, как всегда, блистательно.
Критик
Уинтон Дин, например, писал в журнале «Опера» по поводу премьерного спектакля 3
февраля 1953 года: «Удивительная красота голоса, высокая музыкальность и
драматическая страстность позволили певице воплотить самую сердцевину легенды
об Орфее, передать скорбь человеческой утраты и всепокоряющую силу музыки.
Сценическая внешность Феррьер, всегда необычайно выразительная, на этот раз
особенно впечатляла. В целом это было исполнение такой чарующей красоты и
трогательности, что она совершенно затмила всех своих коллег».