Говорит
прославленный певец Леонид Осипович Утесов: «Я не раз слышал от композиторов,
пишущих для эстрады, чьи произведения исполняет Клавдия Ивановна, что она умеет
открывать в песне, особенно лирической, такие стороны, о которых сами авторы
прежде не подозревали. Как это делается? Рецепта нет — есть индивидуальность
замечательной певицы, главное достоинство которой заключается в богатстве
интонационных оттенков и актерской игры, далеко выходящих за пределы нотной
страницы. Великолепно владея этими средствами, Шульженко оживляет ими мелодию,
усиливает роль стихотворного текста в песне и тем самым повышает эмоциональное
восприятие ее слушателями. Могу смело утверждать, что есть немало песен,
которые живы в памяти народа, поются до сей поры только потому, что к ним
приложила свое мастерство, свою душу Клавдия Шульженко».
Клавдия
Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове. Вот что она сама
вспоминает:
«С
детства мечтала стать актрисой драматического театра. Эта мечта зародилась во
мне еще до того, как я впервые побывала в настоящем театре.
Мы
жили в Харькове, на Владимирской улице. Район наш назывался Москалевкой. Наша
семья — отец, мать, брат Коля и я — занимала флигель, в котором жила еще и
соседка.
Первое
художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала
украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Бухгалтер управления
железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом
инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда и пел соло в
концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в
неописуемый восторг…
Тем
не менее ничто не предвещало моей песенной судьбы. В гимназии Драшковской, где
я училась, любимым предметом была словесность. Я учила наизусть стихи русских
поэтов, которые с восторгом декламировала и на уроках, и в пансионе подругам по
комнате…
…Не
скрою, к большинству предметов относилась как к обременительной нагрузке. Мне
очень жаль, сегодня могу в этом сознаться, что я несерьезно отнеслась и к
занятиям по музыке. Родители, заметив мои музыкальные способности, определили
меня к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову,
удивительному педагогу и добрейшему человеку. Он занимался со мной нотной
грамотой и исподволь обучал пению. «Ты счастливая, — говорил он, — у
тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать
его».
Петь
я любила, но не считала пение своим призванием. Все мои мечты были о сцене
драматического театра. И «виноваты» здесь были не только наши любительские
спектакли. «Виноват» был кинематограф с его Верой Холодной, Иваном Мозжухиным,
Владимиром Максимовым — кумирами зрителей тех лет. Они не говорили и не пели,
но тем не менее покорили мое сердце, разжигая мечты об актерской карьере.
«Виноват»
был и театр. Именно он оставил во мне самые яркие впечатления юности. Театр в
нашем городе был замечательный. Его руководитель — один из крупнейших
режиссеров тех лет Николай Николаевич Синельников, собрал великолепную
актерскую труппу. Каждый поход с папой в театр Синельникова становился для меня
праздником. И разве не естественно, что безумно хотелось, чтобы этот «праздник
был всегда со мной».
И
я решилась. Ранней весной 1923 года, когда мне еще не было семнадцати лет,
отправилась к Синельникову «поступать в актрисы»».
В
то время театр этот был одним из самых интересных периферийных коллективов,
славившийся и режиссурой, и репертуаром, и актерским составом. Быстрое
зачисление Шульженко в столь сильную труппу говорит о ее таланте. В театре
Шульженко прошла хорошую актерскую школу, но тяга к эстраде оказалась сильнее.
В
1928 году Шульженко едет в Ленинград уже в качестве эстрадной певицы. Надо
сказать, что в те годы положение эстрадного артиста, как и всей эстрады в
целом, было незавидно. Вскоре певица впервые выступает на сцене Мариинского
театра, в концерте, посвященном Дню печати.
"Легко
можно догадаться, что чувствовала молодая исполнительница, как она
волновалась, — пишет И.А. Василинина. — Но все окончилось не просто
хорошо, а блистательно. Ее долго не отпускали со сцены. Она пела весь свой
репертуар, тот, который «сомнительный», «вчерашний день», «чепуха», — «Красный
мак» и «Гренаду», «Жорж и Кэтти» и «Колонну Октябрей». Она легко переходила от
шуточной песенки к гражданской, романтической. Она подчиняла себе зал, который
неистово аплодировал, требуя продолжения выступления.
Буквально
в один вечер имя Шульженко стало известным. И тогда… владельцы кинотеатров
«рискнули» заключить с ней контракты. Она начала давать свои концерты перед
демонстрацией фильмов. Для только‑только начинающей певицы здесь не было ничего
зазорного — это были честь, признание, возможность стать рядом с лучшими
мастерами эстрады, среди которых были такие, как Владимир Хенкин, Изабелла
Юрьева, Наталия Тамара и другие. Все они участвовали в концертах, проходящих
перед началом сеанса.
Очень
скоро зрители стали «ходить» главным образом на Шульженко…"
После
успешного дебюта на сцене Московского мюзик‑холла в программе «100 минут
репортера» в 1929 году Шульженко приглашают в Ленинградский мюзик‑холл. В ее
репертуаре появляются песни «Никогда», «Негритянская колыбельная»,
«Физкультура».
Но
уже тогда слушатели заставили молодую певицу сделать выбор. Наиболее
благосклонный прием имели песни лирические — о любви, такие, как «Кирпичики»,
«Шахта номер 3». В конечном итоге уже в первый период своего творчества
Шульженко стала петь о людях, которых хорошо знала, об их чувствах и
настроениях.
Шульженко
участвует в театральных постановках, снимается в кино. В кинокомедии Э.
Иогансона «На отдыхе» певица исполняет лирическую песню героини фильма Тони.
Пластинка с записью «Песни Тони» стала фонографическим дебютом Шульженко.
«В
джазе Якова Скоморовского, солисткой которого она стала в 1937 году, —
пишет Г. Скороходов, — запела разные по характеру песни: зажигательного
„Андрюшу" (И. Жак — Г. Гридов), задумчивые „Часы" (музыка и слова А. Волкова),
шуточного „Дядю Ваню" (М. Табачников — А. Галла), но возвращаться к песням, в
которых „идеология" выглядела принудительным довеском, песням с „голым"
лозунговым текстом не решалась, была уверена, что риторика ей противопоказана,
что у нее свой „лирический голос" и его не нужно нагружать чуждой ему манерой —
не выдержит».
В
1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов
эстрады. «Шульженко явилась украшением Первого Всесоюзного конкурса артистов
эстрады, — отмечает Скороходов. — Ее выступлениям сопутствовал
огромный зрительский успех. Сразу же после завершения состязания последовало
приглашение в Дом звукозаписи. Здесь она напела пять песен — факт, означавший
выход ее пластинок на всесоюзную арену: диски, изготовленные с матриц Дома
Апрелевским и Ногинским заводами, распространялись по всей стране. Ее снимают
для всесоюзного киножурнала „Советское искусство" — единственную из вокалистов,
участвовавших в конкурсе. Руководство ленинградской эстрады сочло нужным
организовать для Шульженко джаз‑оркестр, программы которого, в отличие от
выступлений коллектива Я. Скоморовского, будут строиться главным образом на
песнях, исполняемых Шульженко. Она же была назначена и одним из художественных
руководителей нового ансамбля».
В
январе 1940 года был организован джаз‑оркестр под управлением Шульженко и В.
Коралли, который решено сделать театрализованным. В своей первой программе, под
названием «Скорая помощь», музыканты обыгрывали эпизоды, связанные с
организациями, призванными оказывать «скорую помощь» в быту. Вторая программа
целиком строилась на «радиоконферансе». В репертуаре нового ансамбля много
шуточных песен: «Нюра», «Курносый», «О любви не говори», «Упрямый медведь».
С
началом Великой Отечественной войны Шульженко вступает в ряды действующей армии
— становится солисткой фронтового джаз‑ансамбля. Только за первый год
ленинградской блокады певица дала пятьсот концертов. В конце 1941 года в
репертуаре Шульженко появилась знаменитая песня «Синий платочек» — одна из
самых популярных песен военного времени.
В
своей книге Клавдия Ивановна пишет:
"Однажды
после выступления нашего ансамбля в горнострелковой бригаде ко мне подошел
стройный молодой человек в форме, с двумя кубиками в петлицах.
— Лейтенант
Михаил Максимов! — представился он.
Робея,
заливаясь краской от смущения, симпатичный лейтенант сказал, что написал песню.
— Я
долго думал о ней, но все не получалось. А вот вчера… Мелодию я взял известную
— вы, наверное, знаете ее, — «Синий платочек», я ее слышал до войны, а вот
слова написал новые. Ребята слушали — им нравится… — Он протянул мне тетрадный
листок. — Если вам понравится тоже, может быть, вы споете…
Мелодия
«Синего платочка» была знакома мне. Я ее услышала впервые в одном из концертов
Белостокского джаз‑оркестра — в довоенной Москве лета 1940 года. Ее автора,
польского композитора Иржи Петербургского (на наших афишах его именовали то
Юрием, то Георгием), одного из руководителей гастролировавшего коллектива,
знали как создателя исполнявшегося в 30‑х годах чуть ли не на каждом шагу танго
«Утомленное солнце». Пела это танго и я — не могла устоять перед очарованием
романтической мелодии, только у меня называлось оно «Песней о юге» (текст Асты
Галлы).
«Синий
платочек» в том, довоенном варианте мне понравился — легкий, мелодичный вальс,
очень простой и сразу запоминающийся, походил чем‑то на городской романс, на
песни городских окраин, как их называли. Но текст его меня не заинтересовал:
показался рядовым, банальным…
Лейтенант
Максимов написал, по существу, новый текст, сумев сделать главное — выразить в
нем то, что волновало слушателей 1942 года и продолжает волновать до сих пор
как точная фотография чувств и настроений солдата тех далеких военных лет.
Позже эту песню назовут «песней окопного быта», но мне думается, дело здесь не
в терминах, тем более что не каждый из них может выразить суть. А суть, на мой
взгляд, была в ином.
Новый
«Синий платочек» в простой и доступной форме рассказывал о разлуке с любимой,
проводах на фронт, о том, что и в бою солдаты помнят тех, кого они оставили дома.
Сам платочек стал теперь не девичьим атрибутом, что «мелькнет среди ночи», как
в прежнем варианте, а символом верности солдата, сражающегося за тех, с кем его
разлучила война, — «за них — таких желанных, любимых, родных», «за синий
платочек, что был на плечах дорогих».
И
произошел случай в моей исполнительской практике уникальный. В тот же день
после одной‑единственной репетиции отдала песню на суд слушателей. «Приговор»
был единодушным — повторить! И, пожалуй, не было потом ни одного концерта, где
бы не звучало это требование.
Песня
попала в точку. Думаю, что мне она далась так легко потому, что настроения и
мысли, отразившиеся в ней, витали в воздухе. Я старалась выразить в «Синем
платочке» то, что узнала и увидела на встречах с фронтовиками, чем жила, о чем
думала. Эта простая песенка мне показалась необычайно эмоционально насыщенной,
потому что она несла большие чувства — от нежности к любимым, преданности им до
ненависти к врагу.
Песня
полюбилась повсюду. В частях, куда мы приезжали впервые, меня встречали
вопросом‑просьбой: «А „Синий платочек" споете?» После концерта слушатели
подходили и просили «дать им слова». С улыбкой вспоминаю, как иногда
превращалась в учительницу, ведущую диктант, а солдаты — в прилежных учеников,
записывающих под диктовку «Синий платочек».
С
песней этой для меня связаны десятки самых дорогих воспоминаний, сотни
волнующих страниц военной жизни…"
В
послевоенный период певица находится на пике популярности. Многие композиторы и
поэты предлагают ей свои произведения. Они понимают, что само имя Шульженко
гарантирует зрительский успех. Но не всякая, даже и хорошая, песня попадала в
репертуар певицы: «Я ищу песню — значит, я смотрю, слушаю десятки песен. Как же
приходит ощущение, что вот эта песня — моя, эта тоже, а другие — нет, не мои?
Ответить на этот вопрос легко тогда, когда я могу предъявить к произведению
конкретные претензии: допустим, оно мне кажется недостаточно выразительным или
глубоким, не нравится музыка, холодным и скучным представляется текст. Но ведь
бывает и так: всем хороша песня, а я просто слышу, как превосходно может она
прозвучать в чьем‑то исполнении… Только не в моем. Мы с ней чужие друг другу».
С
1950 года артистка сотрудничает с известным композитором Исааком Дунаевским. В
репертуаре певицы появляются его песни «Окрыляющее слово», «Письмо матери»,
«Школьный вальс». Дунаевский пишет и песни для фильма с участием Шульженко —
«Веселые звезды».
В
60‑е годы Клавдия Ивановна отказалась от многих песен, которые, по мнению
певицы, не соответствовали ее возрасту. Она все чаще обращается к репертуару
военных лет. В 1965 году певица выступила на Первом фестивале советской
эстрадной песни.
"В
эти свои вечера К.И. Шульженко пела только о любви, — пишет И.А.
Василинина. — Она пела, говорила, шептала любовные признания. Была раба
любви и ее госпожа. Она превозносила это великое и таинственное чувство и
смеялась над ним. Была отвергнута, брошена, забыта и снова счастлива, желанна,
любима. Она утверждала, что любви все возрасты покорны. И заставляла
безоговорочно верить этому. Царила на сцене женщина, певица, актриса. Царила
вновь.
Десять
дней над входом Государственного театра эстрады висел плакат: «Все билеты
проданы». Десять дней на дальних подступах к театру спрашивали: «Нет лишнего?»
Десять дней счастливчики, заполнившие зрительный зал, с нетерпением ждали
открытия занавеса… Так в октябре 1965 года проходил в Москве Первый фестиваль
советской эстрадной песни".
С
конца 70‑х годов Шульженко прекращает выступления с сольными программами, но
принимает участие в сборных концертах и делает новые записи на фирме «Мелодия».
Одна из самых популярных песен ее репертуара того времени — песня «Вальс о
вальсе» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко.
«Талант
этой замечательной артистки таков, что, раз спев песню, она делает ее своей,
„шульженковской", — сказал Э. Колмановский. — Мы, авторы песен, не
можем быть за это в обиде. Наоборот, мне кажется, что именно благодаря
исполнению Клавдии Шульженко „Вальс о вальсе" получил столь долгую и счастливую
жизнь».