На
вопрос, может ли цвет кожи мешать карьере оперного исполнителя, Леонтина Прайс
отвечала так: «Что касается почитателей — им он не мешает. Но мне как певице —
безусловно. На „благодатной" граммофонной пластинке я могу записывать все, что
угодно. Но, если быть откровенной, каждое появление на оперной сцене приносит
мне волнения и тревоги, связанные с гримом, актерской игрой и так далее. Как
Дездемона или Елизавета я чувствую себя на сцене хуже, чем как Аида. Вот почему
мой „живой" репертуар не так велик, как мне того хотелось бы. Что и говорить,
трудна карьера темнокожей оперной певицы, даже если судьба не обделила ее
голосом».
Мэри
Вайолет Леонтина Прайс родилась 10 февраля 1927 года на юге США, в городке
Лорел (штат Миссисипи), в негритянской семье рабочего на лесопилке.
Несмотря
на скромный достаток, родители стремились обязательно дать дочери образование,
и она, в отличие от многих сверстниц, смогла окончить колледж в Уилферфорсе,
взять несколько уроков музыки. Дальше путь ей был бы закрыт, если бы не первая
счастливая случайность: одна из богатых семей назначила ей стипендию для учебы
в знаменитой Джульярдской школе.
Однажды
на одном из студенческих концертов декан вокального факультета, услышав, как
Леонтина поет арию Дидоны, не смог сдержать восторга: «Эту девушку через
несколько лет узнает весь музыкальный мир!»
На
другом ученическом спектакле молодую негритянскую девушку услышал известный
критик и композитор Вирджил Томсон. Он первым почувствовал в ней незаурядный
талант и пригласил ее дебютировать в предстоящей премьере своей комической
оперы «Четверо святых». Несколько недель она появлялась на сцене и привлекла
внимание критиков. Как раз в то время небольшая негритянская труппа «Эвримен‑опера»
искала исполнительницу главной женской роли в опере Гершвина «Порги и Бесс».
Выбор пал на Прайс.
«Ровно
две недели в апреле 1952 года я пела ежедневно на Бродвее, — вспоминает
артистка, — это помогло мне познакомиться с Айрой Гершвином — братом
Джорджа Гершвина и автором текстов большинства его произведений. Вскоре я
разучила арию Бесс из „Порги и Бесс" и, когда спела ее впервые, меня сразу пригласили
на главную роль в этой опере».
На
протяжении следующих трех лет молодая певица вместе с труппой объездила десятки
городов США, а потом и других стран — Германии, Англии, Франции. Всюду она
покоряла зрителей искренностью интерпретации, отличными вокальными данными.
Критики неизменно отмечали блистательное исполнение Леонтиной партии Бесс.
В
октябре 1953 года в зале библиотеки Конгресса в Вашингтоне молодая певица
впервые исполнила вокальный цикл «Песни отшельника» Самуэла Барбера. Цикл был
специально написан в расчете на вокальные данные Прайс. В ноябре 1954 года
впервые как концертная певица Прайс выступает в зале «Таун‑холл» в Нью‑Йорке. В
том же сезоне она поет с Бостонским симфоническим оркестром. После этого
последовали выступления с Филадельфийским оркестром и с другими ведущими
американскими симфоническими коллективами в Лос‑Анджелесе, Цинциннати,
Вашингтоне.
Несмотря
на очевидные успехи, Прайс могла лишь мечтать о сцене «Метрополитен‑опера» или
Чикагской лирической оперы — негритянским певцам доступ туда был практически
закрыт. Одно время, по собственному признанию, Леонтина даже помышляла о том,
чтобы уйти в джаз. Но, услышав болгарскую певицу Любу Велич в роли Саломеи, а
затем и в других ролях, окончательно решила посвятить себя опере. Дружба с
известной артисткой с той поры стала для нее огромным моральным подспорьем.
На
счастье, в один прекрасный день последовало приглашение спеть Тоску в
телевизионной постановке. Уже после этого спектакля стало ясно, что родилась
настоящая звезда оперной сцены. За «Тоской» последовали «Волшебная флейта»,
«Дон Жуан», тоже на телевидении, а потом и новый дебют на оперной сцене в Сан‑Франциско,
где Прайс участвовала в исполнении оперы Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток». Так,
в 1957 году началась ее блистательная карьера.
Знаменитая
певица Роза Понсель вспоминала о своей первой встрече с Леонтиной Прайс:
"После
того как она спела одну из моих любимейших оперных арий «Pace, pace, mio Dio»
из «Силы судьбы», я поняла, что слушаю один из самых замечательных голосов нашего
времени. Но блестящие вокальные данные еще далеко не все решают в искусстве.
Много раз мне представляли одаренных молодых певцов, которые впоследствии не
смогли реализовать свои богатые природные возможности.
Поэтому
я с интересом и — не скрою — внутренней тревогой старалась в нашем длительном
разговоре разглядеть в ней черты характера, человека. И тут я поняла, что
помимо замечательного голоса и музыкальности она обладает и многими другими
чрезвычайно ценными для художника достоинствами — самокритичностью,
скромностью, способностью пойти на большие жертвы ради искусства. И я поняла —
этой девушке суждено овладеть вершинами мастерства, стать подлинно выдающейся
артисткой".
В
1958 году прошли триумфальные дебюты Прайс в партии Аиды в трех крупнейших европейских
центрах оперного искусства — Венской опере, лондонском театре «Ковент‑Гарден» и
на фестивале «Веронская арена». В этой же роли американская певица в 1960 году
первый раз ступила на сцену «Ла Скала». Критики единодушно заключили: Прайс,
несомненно, одна из лучших исполнительниц этой партии в XX веке: «Новая
исполнительница роли Аиды Леонтина Прайс сочетает в своей трактовке теплоту и
страстность Ренаты Тебальди с музыкальностью и отточенностью деталей, которые
отличают интерпретацию Леонии Ризанек. Прайс сумела создать органичный сплав
лучших современных традиций прочтения этой роли, обогатив его собственной
художественной интуицией и творческой фантазией».
"Аида
— это образ моего цвета, олицетворяющий и обобщающий целую расу, целый
континент, — говорит Прайс. — Она особенно близка мне своей
готовностью к самопожертвованию, изяществом, психикой героини. В оперной
литературе немного образов, в которых мы, чернокожие певцы, можем с такой
полнотой проявить себя. Потому я так люблю Гершвина — за то, что он подарил нам
«Порги и Бесс».
Пылкая,
страстная певица буквально покорила европейскую публику и ровным, наполненным
тембром своего мощного сопрано, одинаково сильного во всех регистрах, и своей
способностью достигать захватывающих драматических кульминаций,
непринужденностью актерской игры и прямо‑таки врожденным безупречным вкусом.
С
1961 года Леонтина Прайс — солистка театра «Метрополитен‑опера». Двадцать
седьмого января в опере «Трубадур» она дебютирует на сцене знаменитого нью‑йоркского
театра. Музыкальная пресса не скупилась на похвалу: «Божественный голос»,
«Совершенная лирическая красота», «Воплощенная поэзия музыки Верди».
Именно
тогда, на рубеже 60‑х годов, сложился и костяк репертуара певицы, включившего
кроме «Тоски» и «Аиды» также партии Леоноры в «Трубадуре», Лиу в «Турандот»,
Кармен. Позднее, когда Прайс уже была в зените славы, этот список постоянно
пополнялся новыми партиями, новыми ариями и романсами, народными песнями.
Дальнейшая
карьера артистки — цепь непрерывных триумфов на различных сценах мира. В 1964
году в составе труппы «Ла Скала» она выступала в Москве, пела в «Реквиеме»
Верди под управлением Караяна, и москвичи по достоинству оценили ее искусство.
Сотрудничество с австрийским маэстро вообще стало одной из самых значительных
страниц ее творческой биографии. Многие годы их имена были неразлучны на
концертных и театральных афишах, на пластинках. Эта творческая дружба
зародилась в Нью‑Йорке во время одной из репетиций, и с тех пор ее долгое время
называли «караяновским сопрано». Под мудрым руководством Караяна негритянская
певица смогла раскрыть лучшие черты своего таланта, расширить творческий
диапазон. С тех пор и навсегда ее имя вошло в элиту мирового вокального
искусства.
Несмотря
на контракт с «Метрополитен‑опера», певица большую часть времени проводила в
Европе. «Для нас это нормальное явление, — говорила она
корреспондентам, — и объясняется оно недостатком работы в США: оперных
театров мало, а певцов много».
«Многие
записи певицы расценены критикой как выдающийся вклад в современное вокальное
исполнительство, — отмечает музыкальный критик В.В. Тимохин. — Одну
из своих коронных партий — Леонору в „Трубадуре" Верди — она записала трижды.
Каждая из этих записей имеет свои достоинства, но особенно впечатляет, пожалуй,
запись, сделанная в 1970 году в ансамбле с Пласидо Доминго, Фьоренцей Коссотто,
Шерриллом Милнсом. Поразительно ощущает Прайс характер вердиевской мелодии, ее
полетность, завораживающую проникновенность и красоту. Голос певицы исполнен
необыкновенной пластичности, гибкости, трепетной одухотворенности. Как поэтично
звучит у нее ария Леоноры из первого действия, в которую Прайс привносит в то
же время ощущение неясной тревоги, душевное волнение. В немалой степени этому
способствует и специфическая „темная" окраска голоса певицы, так пригодившаяся
ей в партии Кармен, а в ролях итальянского репертуара придающая им характерный
внутренний драматизм. Ария Леоноры и „Miserere" из четвертого действия оперы
принадлежат к числу высших достижений Леонтины Прайс в итальянской опере. Здесь
не знаешь, чем больше восхищаться — поразительной свободой и пластикой
вокализации, когда голос превращается в совершенный инструмент, бесконечно
подвластный художнику, или самоотдачей, артистическим горением, когда в каждой
спетой фразе ощущается образ, характер. Удивительно поет Прайс во всех
ансамблевых сценах, которыми так богата опера „Трубадур". Она душа этих
ансамблей, цементирующая основа. Голос Прайс словно вобрал в себя всю поэзию,
драматическую порывистость, лирическую красоту и глубокую искренность музыки
Верди».
В
1974 году на открытии сезона в оперном театре Сан‑Франциско Прайс покоряет
слушателей веристским пафосом исполнения партии Манон Леско в одноименной опере
Пуччини: партию Манон она пела впервые.
В
конце 70‑х годов певица значительно сокращает количество своих оперных
выступлений. Вместе с тем в эти годы она обращается к партиям, которые, как
казалось ранее, не совсем отвечают складу дарования артистки. Достаточно
назвать исполнение в 1979 году в «Метрополитен» партии Ариадны в опере Р.
Штрауса «Ариадна на Наксосе». После этого многие критики поставили артистку в
один ряд с выдающимися штраусовскими певицами, блиставшими в этой роли.
С
1985 года Прайс продолжила выступления как камерная певица. Вот что писал в
начале 80‑х годов В.В. Тимохин: «Современные программы Прайс — камерной певицы
свидетельствуют о том, что она не изменила своим прежним симпатиям к немецкой и
французской вокальной лирике. Конечно, многое она поет иначе, чем в годы своей
артистической юности. Прежде всего изменился сам тембровый „спектр" ее голоса —
он стал гораздо „темнее", насыщеннее. Но, как и прежде, глубоко впечатляют
плавность, красота звуковедения, тонкое ощущение артисткой гибкой „текучести"
вокальной линии…»