«Один
из выдающихся современных певцов, он обладал редкими вокальными данными, —
пишет И. Рябова. — Его голос, обширного диапазона, необычайной силы и
насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим
по тембру. Блестящее мастерство, тонкое чувство стиля и искусство
перевоплощения позволяли артисту исполнять разнохарактерные партии оперного
репертуара. Особенно близки Дель Монако героико‑драматические и трагические
партии в операх Верди, Пуччини, Масканьи, Леонкавалло, Джордано. Крупнейшим
достижением артиста является роль Отелло в опере Верди, исполняемая с
мужественной страстностью и глубокой психологической правдивостью».
Марио
Дель Монако родился во Флоренции 27 июля 1915 года. Позднее он вспоминал:
«Музыку меня научили любить с детства отец и мать, петь я начал с семи‑восьми
лет. Отец мой не был музыкально образован, но очень хорошо разбирался в
вокальном искусстве. Он мечтал о том, чтобы кто‑нибудь из его сыновей стал
известным певцом. И даже назвал своих детей именами оперных героев: меня —
Марио (в честь героя „Тоски"), а младшего брата — Марчелло (в честь Марселя из
„Богемы"). Сначала выбор отца пал на Марчелло; он считал, что брат унаследовал
от матери голос. Отец как‑то сказал ему в моем присутствии: „Ты будешь петь
Андре Шенье, у тебя будут красивая куртка и сапожки на высоких каблуках".
Признаться, я тогда очень позавидовал брату».
Мальчику
минуло десять лет, когда семья перебралась в Пезаро. Один из местных
преподавателей пения, познакомившись с Марио, весьма одобрительно высказался о
его вокальных данных. Похвала прибавила энтузиазма, и Марио стал усердно
изучать оперные партии.
Уже
в тринадцать лет он впервые выступил на открытии театра в Мондольфо, небольшом
соседнем городе. По поводу дебюта Марио в главной роли в одноактной опере
Массне «Нарцисс» критик писал в местной газете: «Если мальчик сбережет свой
голос, есть все основания полагать, что он станет выдающимся певцом».
К
шестнадцати годам Дель Монако уже знал много оперных арий. Однако лишь в девятнадцать
лет Марио начал серьезно заниматься — в Пезарской консерватории, у маэстро
Мелокки.
"Когда
мы познакомились, Мелокки было пятьдесят четыре года. В его доме постоянно
находились певцы, и среди них очень известные, приезжавшие со всех сторон земли
за советами. Помню долгие прогулки сообща по центральным улицам Пезаро; маэстро
шествовал в окружении учеников. Щедрый был человек. Денег за свои частные уроки
он не брал, лишь изредка соглашаясь на то, чтобы его угостили кофе. Когда
какому‑нибудь из его учеников удавалось чисто и уверенно взять высокий красивый
звук, из глаз маэстро на мгновение исчезала печаль. «Вот! — восклицал
он. — Это настоящий кофейный „си‑бемоль"!»
Самые
дорогие из воспоминаний о жизни в Пезаро связаны у меня с маэстро
Мелокки".
Первый
успех юноше принесло участие в конкурсе молодых певцов в Риме. В соревновании
участвовали 180 певцов со всех концов Италии. Исполнив арии из «Андре Шенье»
Джордано, «Арлезианки» Чилеа и знаменитый романс Неморино «Очи ее прелестные»
из «Любовного напитка», Дель Монако оказался в числе пяти победителей.
Начинающий артист получил стипендию, которая давала ему право заниматься в
школе при Римском оперном театре.
Однако
эти занятия не принесли Дель Монако пользы. Более того, применяемая его новым
педагогом методика привела к тому, что голос начал тускнеть, терять округлость
звучания. Лишь через полгода, вернувшись к маэстро Мелокки, он вернул голос.
Вскоре
Дель Монако призвали в армию. «Но мне повезло, — вспоминал певец. —
На мое счастье, нашим подразделением командовал полковник — большой любитель
пения. Он говорил мне: „Дель Монако, ты обязательно будешь петь". И разрешал
отлучаться в город, где я для своих уроков взял напрокат старенькое пианино».
Командир части не только разрешал талантливому солдату заниматься пением, но и
предоставлял ему возможность выступать. Так, в 1940 году в небольшом городке
Кальи близ Пезаро Марио впервые спел партию Туридду в «Сельской чести» П.
Масканьи.
Но
подлинное начало певческой карьеры артиста относится к 1943 году, когда он с
блестящим успехом дебютировал на сцене миланского театра «Ла Скала» в «Богеме»
Дж. Пуччини. Вскоре после этого он спел партию Андре Шенье. У. Джордано,
присутствовавший на спектакле, подарил певцу свой портрет с надписью: «Моему
дорогому Шенье».
После
войны Дель Монако приобретает широкую известность. С огромным успехом он
выступает в партии Радамеса из «Аиды» Верди на фестивале «Веронская арена».
Осенью 1946 года Дель Монако впервые гастролирует за рубежом в составе труппы
неаполитанского театра «Сан‑Карло». Марио поет на сцене лондонского «Ковент‑Гардена»
в «Тоске», «Богеме», «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Сельской чести» Масканьи и
«Паяцах» Р. Леонкавалло.
"…Следующий,
1947 год стал для меня рекордным. Я выступил 107 раз, спев однажды за 50 дней
22 раза, и проехал от Северной Европы до Южной Америки. После долгих лет нужды
и несчастий все это походило на фантастику. Тогда же мне достался потрясающий
контракт на гастроли в Бразилии с невероятным по тем временам гонораром —
четыреста семьдесят тысяч лир за выступление…
В
1947 году я выступал и в других странах. В бельгийском городе Шарлеруа я пел
для итальянских шахтеров. В Стокгольме я исполнял «Тоску» и «Богему» при
участии Тито Гобби и Мафальды Фаверо…
Театры
уже оспаривали меня. Но я еще не выступал с Тосканини. Возвратившись из Женевы,
где пел в «Бале‑маскараде», я повстречался в кафе «Биффи‑Скала» с маэстро
Вотто, и тот сообщил, что намерен предложить мою кандидатуру Тосканини для
участия в концерте, посвященном открытию только что восстановленного театра «Ла
Скала»…
Впервые
я вышел на сцену театра «Ла Скала» в январе 1949 года. Исполнялась «Манон
Леско» под руководством Вотто. Спустя несколько месяцев маэстро Де Сабата
пригласил меня спеть в оперном спектакле «Андре Шенье» памяти Джордано. Вместе
со мной выступала Рената Тебальди, ставшая звездой «Ла Скала» после участия
вместе с Тосканини в концерте на повторном открытии театра…"
Год
1950‑й принес певцу одну из самых важных в его артистической биографии
творческих побед в буэнос‑айресском театре «Колон» артист в первый раз выступил
в партии Отелло в одноименной опере Верди и покорил публику не только блестящим
вокальным исполнением, но и замечательным актерским решением образа. Отзывы
критики единодушны: «Роль Отелло в исполнении Марио Дель Монако останется
вписанной золотыми буквами в историю театра „Колон"».
Дель
Монако позднее вспоминал: «Где бы я ни выступал, всюду обо мне писали как о
певце, но никто не сказал, что я артист. Я долго боролся за это звание. И если
я его заслужил за исполнение партии Отелло, видимо, я кое‑чего все‑таки
добился».
Вслед
за этим Дель Монако отправился в США. Выступление певца в «Аиде» на сцене
оперного театра в Сан‑Франциско прошло с триумфальным успехом. Нового успеха
добился Дель Монако 27 ноября 1950 года, исполнив в «Метрополитен» Де Грие в
«Манон Леско». Один из американских рецензентов писал: «У артиста не только
прекрасный голос, но и выразительная сценическая внешность, стройная, юношеская
фигура, которой может похвастаться далеко не каждый известный тенор. Верхний регистр
его голоса совершенно электризовал публику, сразу же признавшую в Дель Монако
певца высшего класса. Настоящих высот достиг он в последнем акте, где его
исполнение захватило зал трагедийной силой».
"В
50—60‑е годы певец часто гастролирует по различным городам Европы и
Америки, — пишет И. Рябова. — В течение многих лет он являлся
одновременно премьером двух ведущих мировых оперных сцен — миланской «Ла Скала»
и нью‑йоркской «Метрополитен‑опера», неоднократно участвуя в спектаклях,
открывающих новые сезоны. По традиции такие спектакли вызывают особый интерес
публики. Дель Монако пел во многих спектаклях, ставших для нью‑йоркской
аудитории памятными. Его партнерами были звезды мирового вокального искусства:
Мария Каллас, Джульетта Симионато. А с замечательной певицей Ренатой Тебальди
Дель Монако связывали особые творческие узы — совместные выступления двух
выдающихся артистов всегда становились событием в музыкальной жизни города.
Рецензенты называли их «золотым дуэтом итальянской оперы».
Приезд
Марио Дель Монако в Москву летом 1959 года вызвал грандиозный интерес у
поклонников вокального искусства. И ожидания москвичей оправдались в полной
мере. С одинаковым совершенством исполнил Дель Монако на сцене Большого театра
партии Хозе в «Кармен» и Канио в «Паяцах».
Успех
артиста в те дни поистине триумфален. Вот какую оценку дала выступлениям
итальянского гостя известная певица Е.К. Катульская. "Выдающиеся вокальные
данные Дель Монако сочетаются в его искусстве с поразительным мастерством.
Какой бы силы звука ни достигал певец, его голос никогда не теряет своего
светлого серебристого звучания, мягкости и красоты тембра, проникновенной
выразительности. Столь же красиво его mezzo voce и яркое, легко несущееся в зал
piano. Виртуозное владение дыханием, дающее певцу замечательную опору звука,
активность каждого звука и слова — таковы основы мастерства Дель Монако, это
то, что позволяет ему свободно преодолевать предельные вокальные трудности; для
него как будто не существует трудностей тесситуры. Когда слушаешь Дель Монако,
кажется, что ресурсы его вокальной техники бесконечны.
Но
в том‑то и дело, что техническое мастерство певца полностью подчинено в его
исполнении художественным задачам.
Марио
Дель Монако — настоящий и большой артист: его блестящий сценический темперамент
отшлифован вкусом и мастерством; мельчайшие детали его вокального и
сценического исполнения тщательно продуманы. И что особенно хочется подчеркнуть
— он замечательный музыкант. Каждая его фраза отличается строгостью музыкальной
формы. Артист никогда не приносит музыку в жертву внешним эффектам,
эмоциональным преувеличениям, чем грешат иной раз и весьма известные певцы…
Искусство Марио Дель Монако, академичное в лучшем смысле слова, дает нам
подлинное представление о классических основах итальянской вокальной
школы".
Оперная
карьера Дель Монако блистательно продолжалась. Но в 1963 году он должен был
прервать свои выступления, после того как попал в автомобильную катастрофу.
Мужественно справившись с недугом, певец уже через год вновь радует публику.
В
1966 году певец осуществил свою давнюю мечту, в Штутгартском оперном театре
Дель Монако исполнил на немецком языке партию Зигмунда в «Валькирии» Р.
Вагнера. То был очередной его триумф. Сын композитора Виланд Вагнер пригласил
Дель Монако принять участие в спектаклях Байрейтского фестиваля.
В
марте 1975 года певец оставляет сцену. На прощание он дает несколько
выступлений в Палермо и Неаполе. 16 октября 1982 года Марио Дель Монако не
стало.
Говорит
Ирина Архипова, не раз выступавшая вместе с великим итальянцем:
"Летом
1983 года Большой театр гастролировал в Югославии. Город Нови‑Сад, оправдывая
свое название, баловал нас теплом, цветами… Я и теперь не помню, кто именно в
мгновенье разрушил эту атмосферу успеха, радости, солнца, кто принес известие:
«Умер Марио Дель Монако». Так горько стало на душе, так невозможно было
поверить в то, что там, в Италии, нет больше Дель Монако. И ведь знали, что он
тяжело, долго болеет, последний раз привет от него привезла музыкальный
комментатор нашего телевидения Ольга Доброхотова. Добавила: "Знаете, он
очень грустно шутит: «На земле я уже стою на одной ноге, да и та скользит по
банановой корке». И вот — все…
Гастроли
продолжались, а из Италии, как траурный контрапункт к здешнему празднику,
приходили подробности о прощании с Марио Дель Монако. Это был последний акт
оперы его жизни: он завещал похоронить себя в костюме любимого героя — Отелло,
неподалеку от Виллы Ланчениго. Гроб до самого кладбища несли знаменитые певцы,
соотечественники Дель Монако. Но вот иссякли и эти печальные вести… И память
сразу же, словно опасаясь наступления новых событий, переживаний, стала одну за
другой возвращать мне картины, связанные с Марио Дель Монако".