«Это
лучший голос XX века!» — сказал однажды Артуро Тосканини, услышав Ланца в роли
Герцога в «Риголетто» Верди на сцене «Метрополитен‑опера». Действительно, певец
обладал удивительным драматическим тенором бархатного тембра.
Марио
Ланца (настоящее имя — Альфредо Арнольд Кокоцца) родился 31 января 1921 года в
Филадельфии, в итальянской семье. Фредди рано стал увлекаться оперной музыкой.
С удовольствием слушал и запоминал записи в исполнении итальянских мастеров
вокала из богатой коллекции отца. Однако больше мальчик тогда любил игры со
сверстниками. Но, видимо, что‑то было у него заложено в генах. Эль де Пальма,
владелец магазинчика на Вайн‑стрит в Филадельфии, вспоминает: "Помню один
из вечеров. Если мне не изменяет память, было это в тридцать девятом году. В
Филадельфии разыгрался настоящий буран. Город завалило снегом. Все белым‑бело.
Я скучаю за стойкой. На посетителей не надеюсь… А тут дверь отворяется; гляжу и
глазам своим не верю: мой юный друг Альфредо Кокоцца собственной персоной. Весь
в снегу, из‑под которого едва проглядывает синяя морская шляпа и синий свитер.
В руках у Фредди сверток. Ни слова не говоря, прошел он вглубь ресторанчика,
устроился в самом теплом его уголке и стал крутить пластинки с Карузо и Руффо…
То, что я увидел, меня удивило: Фредди плакал, слушая музыку… Так он сидел
долго. Примерно около двенадцати ночи я осторожно окликнул Фредди: дескать,
время закрывать магазин. Фредди не слышал меня, и я пошел спать. Вернулся
утром, Фредди на том же месте. Оказывается, всю ночь он слушал пластинки…
Позднее я спросил у Фредди о той ночи. Он смущенно улыбнулся и сказал: «Синьор
де Пальма, мне было очень грустно. А у вас так уютно…»
Я
никогда не забуду этого случая. Мне все это показалось тогда таким странным.
Ведь всегдашний Фредди Кокоцца, насколько мне помнится, был совсем другим:
шутливым, затейливым. Вечно он совершал «подвиги». Мы звали его за это Джесси
Джеймс. В магазинчик он врывался, будто сквозняк. Если ему что‑то было нужно,
он не говорил, а пропевал просьбу… Как‑то он пришел… Мне показалось, что Фредди
чем‑то сильно встревожен. Как всегда, пропел свою просьбу. Я бросил ему
стаканчик с мороженым. Фредди подхватил его на лету и на шутливый манер пропел:
«Если ты — Король хогиз, то я собираюсь стать Королем певцов!»
Первым
учителем Фредди стал некто Джованни Ди Сабато. Ему было за восемьдесят. Он
взялся обучать Фредди музыкальной грамоте и сольфеджио. Затем были занятия с А.
Уильямс и Г. Гарнеллом.
Как
и в жизни многих великих певцов, и у Фредди был свой счастливый случай.
Рассказывает сам Ланца:
"Однажды
я должен был помочь доставить по заказу, поступившему в транспортную контору,
рояль. Инструмент нужно было привезти в Музыкальную академию Филадельфии. В
этой академии с 1857 года выступали величайшие музыканты Америки. Да и не
только Америки. Бывали здесь и произносили свои знаменитые речи почти все
американские президенты, начиная с Авраама Линкольна. И каждый раз, проходя
мимо этого великого здания, я невольно снимал головной убор.
Установив
рояль, я было собрался с друзьями уходить, как вдруг увидел директора
Филадельфийского форума мистера Уильяма К. Хаффа, который как‑то слушал меня у
моей наставницы Айрин Уильямс. Он бросился ко мне навстречу, но, увидев «мое
сиюминутное занятие», опешил. На мне был комбинезон, на шее повязан красный
платок, подбородок обсыпан табаком — этой модной в то время жвачкой.
— Что
вы здесь делаете, мой юный друг?
— Не
видите? Передвигаю рояли.
Хафф
укоризненно покачал головой:
— И
не стыдно, молодой человек? С таким‑то голосом! Надо учиться петь, а не
пытаться передвигать рояли.
Я
хмыкнул.
— Позвольте
спросить, а на какие деньги? В моей семье миллионеров не предвидится…
Тем
временем знаменитый дирижер Сергей Кусевицкий только что закончил репетицию с
Бостонским симфоническим оркестром в большом зале и, весь взмокший, с
полотенцем на плечах, вошел в свою артистическую уборную. Мистер Хафф схватил
меня за плечо и втолкнул в соседнюю с артистической Кусевицкого комнату.
«Теперь пойте! — крикнул он. — Пойте, как не пели никогда!» — «А что
петь?» — «Что угодно, только, пожалуйста, побыстрей!» Я выплюнул жвачку и
запел…
Прошло
немного времени, и в нашу комнату ворвался маэстро Кусевицкий.
— Где
этот голос? Этот чудесный голос? — воскликнул он и сердечно приветствовал
меня. Он с размаху сел за рояль, проверил мой диапазон. И, по‑восточному
расцеловав меня в обе щеки, маэстро, ни на секунду не задумываясь, предложил
мне участвовать в Беркширском музыкальном фестивале, который проходил ежегодно
в Танглвуде, штат Массачусетс. Мою подготовку к этому фестивалю он препоручил
таким превосходным молодым музыкантам, как Леонард Бернстайн, Лукас Фосс и
Борис Голдовский…"
7
августа 1942 года молодой певец дебютировал в фестивале в Танглвуде в небольшой
партии Фентона в комической опере Николаи «Виндзорские проказницы». К тому
времени он выступает уже под именем Марио Ланца, взяв в качестве псевдонима
фамилию матери.
На
следующий день даже газета «Нью‑Йорк таймс» восторженно писала: «Молодой
двадцатилетний певец Марио Ланца необычайно талантлив, хотя его голосу не
хватает зрелости и техники. Его несравненный тенор вряд ли имеет себе подобных
среди всех современных певцов». Другие газеты также захлебывались в похвалах:
«Со времени Карузо не было такого голоса…», «Открыто новое вокальное чудо…»,
«Ланца — второй Карузо…», «Родилась новая звезда на оперном небосклоне!»
В
Филадельфию Ланца вернулся полный впечатлений и надежд. Однако его ждал
сюрприз: повестка на военную службу в ВВС Соединенных Штатов. Так свои первые
концерты Ланца провел во время службы, среди летчиков. Последние не скупились
на оценку его таланта: «Карузо воздухоплавания», «Второй Карузо»!
После
демобилизации в 1945 году Ланца продолжил обучение у известного итальянского
педагога Э. Розати. Теперь он по‑настоящему увлекся пением и стал серьезно
готовиться к карьере оперного певца.
С
8 июля 1947 года Ланца начинает активно гастролировать по городам США и Канады
с «Трио бельканто». Двадцать первого июля 1947 года газета «Чикаго трибюн»
писала: «Юный Марио Ланца произвел сенсацию. Широкоплечий молодой человек,
недавно снявший военную форму, поет с неоспоримым правом, так как он рожден
петь. Его талант явится украшением любого оперного театра мира».
На
следующий день «Гранд‑парк» заполнили 76 тыс. жаждущих собственными глазами и
ушами убедиться в существовании сказочного тенора. Их не отпугнула даже
непогода. На другой день в сильнейший дождь здесь собралось уже свыше 125 тыс.
слушателей. Музыкальный обозреватель газеты «Чикаго трибюн» Клаудия Кэссиди
писала:
«Марио
Ланца, плотно сбитый, темноглазый юноша, одарен великолепием природного голоса,
которым он пользуется почти инстинктивно. Тем не менее он владеет такими
нюансами, которым научиться невозможно. Он знает секрет проникать в сердца
слушателей. Труднейшая ария Радамеса исполнена первоклассно. Публика ревела от
восторга. Ланца счастливо улыбался. Казалось, он сам был удивлен и восхищен
более, чем кто‑либо другой».
В
том же году певец получает приглашение выступать в оперном театре Нью‑Орлеана.
Дебютной ролью стала партия Пинкертона в «Чио‑Чио‑Сан» Дж. Пуччини. Затем
последовала работа лад «Травиатой» Дж. Верди и «Андре Шенье» У. Джордано.
Слава
певца росла и распространялась. Лучшие свои концерты, считает концертмейстер
певца Константино Каллиникос, Ланца дал в 1951 году:
"Если
бы вы видели и слышали, что происходило в 22 городах США в течение февраля,
марта и апреля 1951 года, вы бы поняли тогда, как может воздействовать артист
на публику. Я был там! Я видел это! Я слышал это! Я был потрясен этим! Был
часто обижен, иногда терпел унижения, но, разумеется, мое имя не было Марио
Ланца.
Ланца
в эти месяцы превзошел себя. Общее впечатление от гастролей выразил солидный
журнал «Тайм»: «Даже Карузо не был так обожаем и не внушал такого поклонения,
какое вызвал Марио Ланца во время гастрольного турне».
Когда
я вспоминаю это турне «Великого Карузо», я вижу толпы народа, в каждом городе —
усиленные наряды полиции, охраняющие Марио Ланца, иначе он был бы раздавлен
беснующимися поклонниками; беспрерывные визиты официальных лиц и приветственные
церемонии, нескончаемые пресс‑конференции, к которым Ланца всегда питал
отвращение; бесконечный ажиотаж вокруг него, подглядывание в замочную скважину,
непрошеные вторжения в его артистическую комнату, необходимость терять время
после каждого концерта, ожидая, пока толпы рассеются; возвращение в отель за
полночь; обрывание пуговиц и похищение носовых платков… Ланца превзошел все мои
ожидания!"
К
тому времени Ланца уже получил предложение, изменившее его творческую судьбу.
Вместо карьеры оперного певца его ждала слава киноартиста. Крупнейшая кинофирма
страны «Метро‑Голдвин‑Мейер» подписала с Марио договор на несколько фильмов.
Хотя не все было поначалу гладко. В дебютном фильме Ланцу подвела актерская
неподготовленность. Одноплановость и невыразительность его игры вынудили
создателей фильма заменить актера, сохранив голос Ланцы за кадром. Но Марио не
сдался. Следующая картина, «Любимец Нью‑Орлеана» (1951), приносит ему успех.
Известный
певец М. Магомаев пишет в своей книге о Ланце:
"Сюжет
новой ленты, получившей окончательное название «Любимец Нового Орлеана», имел
общий лейтмотив с «Полночным поцелуем». В первом фильме Ланца играл роль
грузчика, ставшего «принцем оперной сцены». И во втором он, рыбак, также
превращается в премьера оперы.
Но
дело в конечном счете не в сюжете. Ланца раскрылся как своеобразный актер.
Конечно, учтен предыдущий опыт. Марио увлек и сценарий, который незатейливую
жизненную линию героя сумел расцветить сочными подробностями. Фильм наполнили
эмоциональные контрасты, где было место и трогательной лирике, и сдержанной
драме, и искрометному юмору.
«Любимец
Нового Орлеана» подарил миру удивительные музыкальные номера: фрагменты из
опер, романсы и песни, созданные на стихи Сэмми Кана композитором Николасом
Бродским, который, как мы уже говорили, был творчески близок Ланца: их диалог
происходил на одной сердечной струне. Темперамент, нежная лирика, неистовая
экспрессия… Это их соединяло, и прежде всего именно эти качества отразились в
главной песне фильма «Be my love!», ставшей, осмелюсь сказать, шлягером всех
времен".
В
дальнейшем кинофильмы с участием Марио следуют один за другим: «Великий Карузо»
(1952), «Потому что ты моя» (1956), «Серенада» (1958), «Семь холмов Рима»
(1959). Главное, что привлекало в этих кинолентах многие тысячи зрителей, —
«волшебное пение» Ланца.
В
своих последних фильмах певец все чаще исполняет родные итальянские песни. Они
же становятся основой его концертных программ и грамзаписей.
Постепенно
у артиста зреет желание полностью посвятить себя сцене, искусству вокала. Такую
попытку Ланца предпринял в начале 1959 года. Певец покидает США и поселяется в
Риме. Увы, мечте Ланца не суждено было сбыться. Он умер в больнице 7 октября
1959 года при до конца не выясненных обстоятельствах.