Надежда
Ивановна Забела‑Врубель родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного
украинского рода. Ее отец, Иван Петрович, государственный служащий,
интересовался живописью, музыкой и способствовал разностороннему воспитанию
своих дочерей — Екатерины и Надежды. С десяти лет Надежда училась в Киевском
институте благородных девиц, который окончила в 1883 году с большой серебряной
медалью.
С
1885 по 1891 год Надежда учится в Петербургской консерватории, в классе
профессора Н.А. Ирецкой. «Для искусства нужна голова», — говорила Наталия
Александровна. Для решения вопроса о приеме она обязательно прослушивала
кандидаток у себя дома, подробнее знакомилась с ними.
Вот
что пишет Л.Г. Барсова: «Вся палитра красок строилась на безукоризненном
вокале: чистый тон как бы бесконечно и беспрерывно течет и развивается.
Формирование тона не сковывало артикуляцию рта: „Согласные поют, не запирают, а
поют!" — подсказывала Ирецкая. Самым большим недостатком она считала фальшивую
интонацию, а форсированное пение рассматривалось как величайшее бедствие —
следствие неблагополучного дыхания. Вполне современными были следующие
требования Ирецкой: „Надо уметь держать дыхание, пока вы поете фразу, —
легко вдохните, подержите диафрагму, пока поете фразу, чувствуйте состояние пения".
Уроки Ирецкой Забела усвоила идеально…»
Уже
участие в студенческом спектакле «Фиделио» Бетховена 9 февраля 1891 года
обратило внимание специалистов на молодую певицу, исполнившую партию Леоноры.
Рецензенты отметили «хорошую школу и музыкальное понимание», «сильный и хорошо
поставленный голос», при этом указывали на недостаток «в умении держаться на
сцене».
После
окончания консерватории Надежда по приглашению А.Г. Рубинштейна совершает
концертную поездку по Германии. Затем она отправляется в Париж — совершенствоваться
у М. Маркези.
Сценическая
карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И.Я. Сетова. В
Киеве она исполняет партии Недды («Паяцы» Леонкавалло), Елизаветы («Тангейзер»
Вагнера), Микаэлы («Кармен» Бизе), Миньон («Миньон» Тома), Татьяны («Евгений
Онегин» Чайковского), Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки), Кризы («Нерон»
Рубинштейна).
Особо
надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и
показательных в оперной классике. Постоянно работая над образом Маргариты,
Забела все более утонченно трактует его. Вот один из киевских отзывов: «Г‑жа
Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой
поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в
вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с
первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно,
вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она
всецело завладела вниманием и расположением публики».
После
Киева Забела выступает в Тифлисе, где в ее репертуаре появляются партии Джильды
(«Риголетто» Верди), Виолетты («Травиата» Верди), Джульетты («Ромео и
Джульетта» Гуно), Инеи («Африканка» Мейербера), Тамары («Демон» Рубинштейна),
Марии («Мазепа» Чайковского), Лизы («Пиковая дама» Чайковского).
В
1896 году Забела выступала в Петербурге, в Панаевском театре. На одной из
репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» произошла встреча Надежды
Ивановны с будущим мужем. Вот как об этом рассказала она сама: «Я была поражена
и даже несколько шокирована тем, что какой‑то господин подбежал ко мне и, целуя
мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!" Стоявшая здесь Т.С. Любатович
поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель" — и в
сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный"».
После
премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она
тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя как‑то особенно моложава и интересна,
и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот
Врубель». Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы
себя жизни».
28
июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая
новобрачная писала сестре: «В Мих[аиле Александровиче] я каждый день нахожу
новые достоинства; во‑первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто
трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я
безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень
полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».
Как
наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Впервые пела
ее в Киеве, в Тифлисе выбрала эту партию для своего бенефиса, а в Харькове —
для дебюта. Об этом первом ее появлении на сцене Харьковского оперного театра
18 сентября 1896 года рассказала в своих воспоминаниях М. Дулова, тогда молодая
певица: «Надежда Ивановна произвела на всех приятное впечатление: внешностью,
костюмом, манерой держаться… Уже репетиции „Онегина" сказали об удельном весе
Татьяны — Забелы. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Спектакль
„Онегин" прошел прекрасно». Талант ее расцвел в Мамонтовском театре, куда она
была приглашена Саввой Ивановичем осенью 1897 года вместе с мужем. Вскоре
произошла ее встреча с музыкой Римского‑Корсакова.
Впервые
певицу Римский‑Корсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в
«Садко». «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при авторе в
такой трудной партии, — рассказывала Забела. — Однако опасения
оказались преувеличенными. После второй картины я познакомилась с Николаем
Андреевичем и получила от него полное одобрение».
Образ
Волховы отвечал индивидуальности артистки. Оссовский писал: «Когда она поет,
чудится — перед вашими глазами колыхаются и проносятся бесплотные видения,
кроткие и… почти неуловимые… Когда приходится им испытывать горе, это не горе,
а глубокий вздох, без ропота и надежд».
Сам
Римский‑Корсаков после «Садко» пишет артистке: «Конечно, вы тем самым сочинили
Морскую Царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами
навсегда и останется в моем воображении…»
Вскоре
Забелу‑Врубель стали называть «корсаковской певицей». Она стала главным
действующим лицом в постановке таких шедевров Римского‑Корсакова, как
«Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская
невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».
Римский‑Корсаков
не скрывал своего отношения к певице. По поводу «Псковитянки» он говорил: «Я
вообще считаю Ольгу лучшей ролью у вас, хотя бы даже и не был подкуплен
присутствием на сцене самого Шаляпина». За партию Снегурочки Забела‑Врубель
тоже удостоилась высочайшей оценки автора: «Так спетой Снегурочки, как Надежда
Ивановна, я раньше не слыхивал».
Некоторые
свои романсы и оперные партии Римский‑Корсаков сразу писал в расчете на
артистические возможности Забелы‑Врубель. Здесь надо назвать и Веру («Боярыня
Вера Шелога»), и Царевну‑Лебедь («Сказка о царе Салтане»), и царевну
Ненаглядную Красу («Кощей Бессмертный»), и, конечно, Марфу, в «Царской
невесте».
22
октября 1899 года состоялась премьера «Царской невесты». В этой партии
проявились лучшие черты дарования Забелы‑Врубель. Недаром современники называли
ее певицей женской души, женской тихой грезы, любви и грусти. И при этом кристальная
чистота звуковедения, хрустальная прозрачность тембра, особая нежность
кантилены.
Критик
И. Липаев писал: «Г‑жа Забела оказалась прекрасной Марфой, полной кротких
движений, голубиного смирения, а в ее голосе, теплом, выразительном, не
стесняющемся высотой партии, все пленяло музыкальностью и красотой… Забела
бесподобна в сценах с Дуняшей, с Лыковым, где все у нее любовь и надежда на
розовое будущее, и еще более хороша в последнем акте, когда уже зелье отравило
бедняжку и весть о казни Лыкова сводит ее с ума. И вообще Марфа в лице Забелы
нашла редкую артистку».
Отзыв
другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию[Марфы]. Этот
номер требует довольно исключительных голосовых средств, и едва ли у многих
певиц найдется в самом высоком регистре такое прелестное мецца воче, каким
щеголяет Забела. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Сцена и ария
сумасшедшей Марфы была исполнена Забелой необыкновенно трогательно и поэтично,
с большим чувством меры». Столь же высокую оценку пению и игре Забелы дал и
Энгель: «Очень хороша была Марфа[Забела], сколько теплоты и трогательности было
в ее голосе и в сценическом исполнении! Вообще, новая роль почти целиком
удалась артистке; чуть ли не всю партию она проводит в каком‑то мецца воче,
даже на высоких нотах, что придает Марфе тот ореол кротости, смирения и
покорности судьбе, который, думается, рисовался в воображении поэта».
Большое
впечатление Забела‑Врубель в роли Марфы произвела на О.Л. Книппер, которая
писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз „Царскую невесту".
Какая дивная, тонкая, изящная музыка! И как прекрасно и просто поет и играет
Марфу Забела. Я так хорошо плакала в последнем акте — растрогала она меня. Она
удивительно просто ведет сцену сумасшествия, голос у нее чистый, высокий,
мягкий, ни одной крикливой ноты, так и баюкает. Весь образ Марфы полон такой
нежности, лиризма, чистоты — просто из головы у меня не выходит».
Разумеется,
оперный репертуар Забелы не ограничивался музыкой автора «Царской невесты». Она
была отличной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в
одноименной опере Чайковского, ей удавался даже образ Мими в «Богеме» Пуччини.
И все же наибольший отклик вызывали в ее душе русские женщины Римского‑Корсакова.
Характерно, что и его романсы составляли основу камерного репертуара Забелы‑Врубель.
В
самой горестной судьбе певицы было что‑то от героинь Римского‑Корсакова. Летом
1901 года у Надежды Ивановны родился сын — Саввочка. Но уже через два года он
заболел и умер. К тому добавилась и душевная болезнь мужа. Врубель умер в
апреле 1910 года. Да и сама ее творческая карьера, во всяком случае
театральная, была несправедливо короткой. После пяти лет блистательных
выступлений на сцене Московской частной оперы, с 1904 по 1911 год Забела‑Врубель
служит в Мариинском театре.
Мариинский
театр имел более высокий профессиональный уровень, но в нем отсутствовала
атмосфера праздника, влюбленности, которая царила в театре Мамонтова. М.Ф.
Гнесин писал с огорчением: «Когда я однажды попал в театр на „Садко" с ее
участием, я не мог не огорчиться какой‑то ее незаметностью в спектакле. Внешний
облик ее, да и пение были для меня обаятельны по‑прежнему, и все же это была по
сравнению с прежним как бы нежная и несколько тусклая акварель, лишь только
напоминающая картину, написанную масляными красками. Вдобавок окружение ее на
сцене было лишено поэзии. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах,
чувствовалась во всем».
На
императорской сцене ей так и не довелось исполнить партию Февронии в опере
Римского‑Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». А современники
утверждают, что на концертной эстраде эта партия звучала у нее великолепно.
Но
камерные вечера Забелы‑Врубель продолжали привлекать внимание истинных
ценителей. Последний ее концерт состоялся в июне 1913 года, а 4 июля 1913 года
Надежды Ивановны не стало.