Искусство
этого певца сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного
театра, в формировании того типа певца‑актера, который стал примечательной
фигурой русской оперной школы.
Когда‑то
Собинов, обращаясь к Фигнеру, писал: «Под чарами твоего таланта трепетали даже
холодные, зачерствелые сердца. Эти минуты высокого подъема и красоты не
забудет, кто хоть раз слышал тебя».
А
вот мнение замечательного музыканта А. Пазовского: «Обладая отнюдь не
замечательным по красоте тембра характерным тенором, Фигнер тем не менее умел
волновать, порою даже потрясать своим пением самую разнообразную аудиторию, в
том числе наиболее взыскательную в вопросах вокально‑сценического искусства».
Николай
Николаевич Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии 21 февраля 1857
года. Сначала он учился в казанской гимназии. Но, не дав ему закончить там
курса, родители отдали его в петербургский Морской кадетский корпус, куда он
поступил 11 сентября 1874 года. Оттуда через четыре года Николай был выпущен
гардемарином.
Зачисленный
во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на
котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 году Николая произвели в
мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили по болезни со службы с чином
лейтенанта.
Его
морская карьера неожиданно прервалась при обстоятельствах не совсем обычных.
Николай влюбился в бонну‑итальянку, служившую в семье его знакомых. Вопреки
правилам военного ведомства Фигнер решил незамедлительно жениться без
разрешения начальства. Николай тайно увез Луизу и обвенчался с ней.
Начался
новый, решительно не подготовленный предыдущей жизнью этап в биографии Фигнера.
Он решает стать певцом. Отправляется в Петербургскую консерваторию. На
консерваторской пробе известный баритон и преподаватель пения И.П. Прянишников
берет Фигнера к себе в класс.
Однако
сначала Прянишников, затем знаменитый педагог К. Эверарди дали ему понять, что
у него нет вокальных данных, и посоветовали отказаться от этой затеи. Фигнер,
очевидно, был другого мнения о своем даровании.
За
короткие недели учебы Фигнер приходит, однако, к определенному заключению. «Мне
нужны время, воля и работа!» — говорит он себе. Воспользовавшись предложенной
ему материальной поддержкой, он вместе с Луизой, которая уже ждала ребенка,
уезжает в Италию. В Милане Фигнер надеялся найти признание у прославленных
вокальных педагогов.
"Добравшись
до Христофоровой галереи в Милане — этой певческой биржи, — Фигнер
попадает в лапы какого‑то шарлатана из «профессоров пения», и тот быстро
оставляет его не только без денег, но и без голоса, — пишет Левик. —
О его горестном положении узнает какой‑то заштатный хормейстер — грек Дерокзас
— и протягивает ему руку помощи. Он берет его на полное иждивение и в шесть
месяцев приготовляет к сцене. В 1882 году Н.Н. Фигнер дебютирует в Неаполе.
Начиная
карьеру на Западе, Н.Н. Фигнер, как прозорливый и умный человек, ко всему
внимательно приглядывается. Он еще молод, но уже достаточно зрел для того,
чтобы понять, что на пути одного сладкоголосого пения у него даже в Италии
может оказаться гораздо больше шипов, чем роз. Логика творческого мышления,
реализм исполнения — вот те вехи, на которые он ориентируется. Он прежде всего
начинает вырабатывать в себе чувство художественной меры и определять границы
того, что называется хорошим вкусом.
Фигнер
отмечает, что итальянские оперные певцы в массе своей почти не владеют
речитативом, а если владеют, то не придают ему должного значения. Они ждут арии
или фразы с высокой нотой, с концовкой, удобной для филирования или всяческих
звуковых замираний, с эффектной вокальной позицией или каскадом соблазнительных
по тесситуре звуков, но они явно выключаются из действия, когда поют их
партнеры. Они равнодушны к ансамблям, то есть к местам, по существу, выражающим
кульминацию той или иной сцены, и поют их почти всегда полным голосом, главным
образом для того, чтобы их было слышно.
Фигнер
вовремя понял, что эти особенности отнюдь еще не свидетельствуют о достоинствах
певца, что они нередко вредны для общего художественного впечатления и часто
идут вразрез с намерениями композитора. Перед его глазами стоят и лучшие
русские певцы его времени, и созданные ими прекрасные образы Сусанина, Руслана,
Олоферна.
И
первое, что отличает Фигнера с начальных его шагов, — это необычная для
того времени на итальянской сцене подача речитативов. Ни одного слова без
максимального внимания к музыкальной линии, ни одной ноты вне связи со словом…
Вторая
особенность фигнеровского пения — верный расчет света и тени, сочного тона и
приглушенного полутона, ярчайших контрастов.
Как
бы предвосхищая гениальную звуковую «экономику» Шаляпина, Фигнер умел держать
слушателей под обаянием чеканно произнесенного слова. Минимум общей звучности,
минимум каждого звука в отдельности — ровно столько, сколько необходимо, чтобы
певец был одинаково хорошо слышен во всех уголках зала и чтобы до слушателя
доходили тембровые краски".
Не
прошло и полугода, как Фигнер с успехом дебютировал в Неаполе в опере Гуно
«Филемон и Бавкида», а через несколько дней — в «Фаусте». Его сразу заметили.
Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии. Вот только
один из восторженных откликов итальянской прессы. Газета «Ривиста» (Феррара) в
1883 году писала: «Тенор Фигнер, хотя и не обладает голосом большого диапазона,
привлекает богатством фразировки, безупречной интонацией, изяществом исполнения
и больше всего красотой высоких нот, которые звучат у него чисто и энергично,
без малейшего усилия. В арии „Привет тебе, приют священный", в отрывке, в
котором он превосходен, артист дает грудное „до" такое чистое и звонкое, что вызывает
самые бурные аплодисменты. В трио вызова, в любовном дуэте и в трио финальном
также были удачные моменты. Однако, поскольку средства его хотя и не
безграничны, но все же предоставляют ему эту возможность, — желательно,
чтобы таким же чувством и таким же подъемом были насыщены и другие моменты, в
частности пролог, который требовал интерпретации более горячей и убедительной.
Певец еще молод. Но благодаря уму и прекрасным качествам, которыми щедро
одарен, он сможет — при условии тщательно подобранного репертуара — далеко
продвинуться на своем пути».
После
гастролей по Италии Фигнер выступает в Испании, совершает турне по Южной
Америке. Его имя очень быстро стало широко известным. После Южной Америки
следуют выступления в Англии. Так Фигнер в течение пяти лет (1882—1887)
становится одной из заметных величин в европейском оперном театре того времени.
В
1887 году его уже приглашают в Мариинский театр, и на невиданно выгодных
условиях. Тогда высший оклад артиста Мариинского театра составлял 12 тыс.
рублей в год. Контракт, заключенный с четою Фигнер с самого начала,
предусматривал оплату 500 рублей за спектакль при минимальной норме 80
выступлений за сезон, то есть составлял сумму 40 тыс. рублей в год!
К
тому времени Луиза была покинута Фигнером в Италии, там же осталась и его дочь.
В гастрольных скитаниях он встретился с молодой итальянской певицей Медеей Мей.
С ней Фигнер и вернулся в Петербург. Вскоре Медея стала его женой. Супружеская
пара образовала поистине идеальный вокальный дуэт, долгие годы украшавший
столичную оперную сцену.
В
апреле 1887 года он впервые вышел на сцену Мариинского театра в партии Радамеса
и с этого момента до 1904 года оставался ведущим солистом труппы, ее опорой и
гордостью.
Вероятно,
чтобы увековечить имя этого певца, хватило бы и того, что именно он был первым
исполнителем партий Германа в «Пиковой даме». Так известный юрист А.Ф. Кони
писал: "Н.Н. Фигнер в роли Германа сделал удивительные вещи. Он понял и
представил Германа как целую клиническую картину душевного расстройства… Когда
я увидел Н.Н. Фигнера, я был поражен. Я поразился, до какой степени он верно и
глубоко изобразил безумие… и как оно у него развивалось. Если бы я был
профессиональным психиатром, я сказал бы слушателям: «Идите, посмотрите Н.Н.
Фигнера. Он вам покажет картину развития безумия, которой вы никогда не
встретите и не найдете!.. Как Н.Н. Фигнер все это играл! Когда мы смотрели
налицо Николая Николаевича, на устремленный в одну точку взгляд и на полное
безразличие к окружающим, за него становилось страшно… Кто видел Н.Н. Фигнера в
роли Германа, тот мог по этапам проследить на его игре безумие. Тут сказалось
его великое творчество. Я не был знаком в то время с Николаем Николаевичем, но
потом имел честь с ним встречаться. Я спросил его: „Скажите, Николай Николаевич,
где вы изучали сумасшествие? Читали книги или видели?" — „Нет, не читал и не
изучал, просто мне кажется, что это должно быть так". Вот это интуиция…»
Конечно,
не только в роли Германа проявилось его замечательное актерское дарование.
Столь же захватывающе правдивым был и его Канио в «Паяцах». И в этой роли певец
умело передавал целую гамму чувств, достигая на коротком отрезке одного акта
огромного драматического нарастания, завершавшегося трагической развязкой.
Сильнейшее впечатление оставлял артист в роли Хозе («Кармен»), где все в его
игре было продуманно, внутренне оправданно и вместе с тем озарено страстью.
Музыкальный
критик В. Коломийцев писал в конце 1907 года, когда Фигнер уже завершил свои
выступления:
"За
свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге он спел очень много партий. Успех
не изменял ему нигде, но особенно подходил к его артистической индивидуальности
тот именно репертуар «плаща и шпаги», о котором я говорил выше. Это был герой
сильных и эффектных, хотя и оперно‑условных страстей. Типично русские и
немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Вообще, если быть
справедливым и беспристрастным, то следует сказать, что разнообразных
сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создает их, например,
Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же
изящным, нервным и страстным первым тенором. Даже грим его почти не менялся —
менялись только костюмы, соответственно сгущались или ослаблялись краски,
оттенялись те или другие подробности. Но, повторяю, личные, весьма яркие
качества этого артиста очень шли к лучшим партиям его репертуара; к тому же не
следует забывать, что сами эти специфически теноровые партии, по существу,
своему, весьма однородны.
В
операх Глинки Фигнер, если не ошибаюсь, не появлялся ни разу. Не пел он и
Вагнера, если не считать малоудачной попытки изобразить Лоэнгрина. В русских
операх бесспорно великолепен он был в образе Дубровского в опере Направника и
особенно Германа в «Пиковой даме» Чайковского. А затем это был несравненный
Альфред, Фауст (в «Мефистофеле»), Радамес, Хозе, Фра‑Дьяволо.
Но
в чем Фигнер оставлял поистине неизгладимое впечатление, так это в партиях
Рауля в «Гугенотах» Мейербера и Отелло в опере Верди. В этих двух операх он
много раз доставлял нам громадное, редкое наслаждение".
Фигнер
покинул сцену в расцвете своего таланта. Большинство слушателей считали, что
причиной этого стал развод с женой в 1904 году. Причем виновата в разрыве была
Медея. Фигнеру оказалось невозможно выступать вместе с ней на одной сцене…
В
1907 году состоялся прощальный бенефис Фигнера, покидавшего оперную сцену.
«Русская музыкальная газета» в этой связи писала: «Его звезда взошла как‑то
внезапно и сразу же ослепила и публику, и дирекцию, и, еще более того, высшее
общество, благоволение коего подняло артистический престиж Фигнера на высоту,
до тех пор неизведанную русскими оперными певцами… Фигнер ошеломил. Он пришел к
нам если не с выдающимся голосом, то с удивительной манерой приспособить партию
к своим вокальным средствам и еще более удивительной вокальной и драматической
игрой».
Но
и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал организатором
и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел
активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в общедоступных
концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений.
Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту
руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились и
незаурядные режиссерские способности Фигнера.
Николай
Николаевич Фигнер ушел из жизни 13 декабря 1918 года.