Хосе
Пласидо Доминго Эмбиль родился 21 января 1941 года в Мадриде в семье певцов.
Его мать (Пепита Эмбиль) и отец (Пласидо Доминго Ферер) были известными
исполнителями в жанре сарсуэлы — так называется в Испании комедия с пением,
танцами и разговорными диалогами.
Хотя
мальчик с раннего детства вошел в мир музыки, его увлечения были
разнообразными. В восемь лет он уже выступал перед публикой как пианист,
позднее увлекся пением. Вместе с тем Пласидо страстно любил футбол и играл в
спортивной команде. В 1950 году родители перебрались в Мексику. Здесь они с
успехом продолжали свою артистическую деятельность, организовав собственную
труппу в Мехико.
«Когда
мне исполнилось четырнадцать лет… перед родителями встал вопрос, стоит ли
готовить меня к профессиональной карьере музыканта, — пишет
Доминго. — Наконец они решили отправить меня в Национальную консерваторию,
где студенты изучали и музыкальные, и общеобразовательные предметы. Поначалу
мне было там трудно. Я любил Барахаса, привык к нему и очень долго
приспосабливался к своему новому учителю. Но я верю в la fona del destino, в
провидение, все, что ни происходило в моей жизни, обычно оборачивалось к
лучшему. Действительно, если бы мой учитель был жив, я мог и не попасть в
консерваторию и в моей судьбе не случился бы тот переворот, который произошел в
скором времени на этом новом жизненном пути. Оставаясь у Барахаса, я, вероятнее
всего, стремился бы стать концертирующим пианистом. И хотя игра на фортепиано
давалась легко — я хорошо читал с листа, обладал природной музыкальностью, —
сомневаюсь, что из меня получился бы большой пианист. Наконец, если бы не было
новых обстоятельств, я никогда не начал бы петь так рано, как это случилось».
В
шестнадцатилетнем возрасте Пласидо впервые выступил в труппе своих родителей
как певец. В театре сарсуэлы он провел несколько спектаклей и в качестве
дирижера.
"В
консерватории вместе со мной учился Мануэль Агилар, сын видного мексиканского
дипломата, работавшего в США, — пишет Доминго. — Он всегда говорил,
что я зря трачу время на музыкальную комедию. В 1959 году он устроил мне
прослушивание в Национальной опере. Я выбрал тогда две арии из баритонального
репертуара: пролог из «Паяцев» и арию из «Андре Шенье». Члены слушавшей меня
комиссии сказали, что мой голос им нравится, но, по их мнению, я тенор, а не
баритон; меня спросили, не могу ли я спеть теноровую арию. Я вообще не знал
этого репертуара, но слышал некоторые арии и предложил им спеть что‑нибудь с
листа. Мне принесли ноты арии Лориса «Любви нет запрета» из «Федоры» Джордано,
и, несмотря на фальшиво спетое верхнее «ля», мне предложили заключить контракт.
Члены комиссии уверились в том, что я действительно тенор.
Я
был поражен и взволнован, тем более что контракт давал приличную сумму денег, а
мне исполнилось всего восемнадцать лет. В Национальной опере существовало два
вида сезонов: национальные, в которых выступали местные артисты, и
интернациональные — для них приглашали петь ведущие партии известных вокалистов
со всего мира, а певцы театра использовались в этих спектаклях на вторых ролях.
Меня, собственно, и пригласили главным образом для исполнения именно таких
партий во время интернациональных сезонов. В мои функции входило также
разучивание партий с другими певцами. Мне довелось быть концертмейстером во
время работы над многими операми. Среди них оказались «Фауст» и глюковский
«Орфей», при подготовке которых я сопровождал репетиции хореографа Анны
Соколовой.
Моей
первой оперной ролью стал Борса в «Риголетто». В этой постановке в заглавной
партии выступал Корнелл Макнейл, Флавиано Лабо пел Герцога, а Эрнестина Гарфиас
— Джильду. Это был волнующий день. Мои родители, как владельцы собственного
театрального дела, снабдили меня великолепным нарядом. Лабо удивлялся, как это
начинающему тенору удалось раздобыть такой красивый костюм. Несколько месяцев
спустя я выступил в более значительной партии — пел капеллана в мексиканской
премьере оперы Пуленка «Диалоги кармелиток».
В
сезоне 1960/61 года я впервые получил возможность выступать рядом с выдающимися
певцами Джузеппе Ди Стефано и Мануэлем Аусенси. В числе моих ролей были
Ремендадо в «Кармен», Сполетта в «Тоске», Щеголь и Аббат в «Андре Шенье», Горо
в «Мадам Баттерфляй», Гастон в «Травиате» и Император в «Турандот». Император
почти не поет, но наряд у него роскошный. Марта, с которой я как раз в то время
познакомился ближе, даже теперь не упускает случая напомнить о том, как я
гордился великолепным одеянием, хотя сама роль была пустяковая. Когда мне
предложили сыграть Императора, я совсем не знал «Турандот». Никогда не забуду
своего первого появления в репетиционном зале, где в тот момент хор и оркестр
разучивали номер «О луна, что ты медлишь?». Возможно, если бы я стал свидетелем
их работы сегодня, то отметил бы, что оркестр играет плоско, да и хор поет не
так уж хорошо, но в те минуты музыка совершенно захватила меня. Это было одно
из самых ярких впечатлений в моей жизни — такой прекрасной вещи мне еще не
доводилось слышать".
Вскоре
после дебюта Доминго уже пел в Далласском оперном театре, затем на протяжении
трех сезонов был солистом оперы в Тель‑Авиве, где сумел приобрести необходимый
опыт и расширить репертуар.
Во
второй половине 60‑х к певцу приходит широкая известность. Осенью 1966 года он
становится солистом Нью‑Йоркского городского оперного театра и в течение
нескольких сезонов исполняет на его сцене такие ведущие партии, как Рудольф и
Пинкертон («Богема» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Канио в «Паяцах» Р.
Леонкавалло, Хозе в «Кармен» Ж. Бизе, Гофман в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха.
В
1967 году Доминго поразил многих своей разносторонностью, блестяще выступив в
«Лоэнгрине» на гамбургской сцене. А в самом конце 1968 года благодаря
случайности дебютировал и в «Метрополитен‑опера»: за полчаса до спектакля
почувствовал недомогание знаменитый Франко Корелли, и Доминго стал партнером
Ренаты Тебальди в «Адриенне Лекуврер». Отзывы критиков были единодушно
восторженными.
В
том же году испанский певец был удостоен чести петь на открытии сезона в «Ла
Скала», в «Эрнани», и с тех пор остается неизменным украшением этого театра.
Наконец,
в 1970 году Доминго покорил окончательно и своих соотечественников, выступив
сначала в «Джоконде» Понкьелли и в национальной опере «Поэт» Ф. Торробы, а
затем и в концертах. В октябре того же года Доминго впервые выступил в «Бале‑маскараде»
Верди — в ансамбле с прославленной испанской певицей Монтсеррат Кабалье. В
дальнейшем они составили один из самых широко известных дуэтов.
С
тех пор за стремительной карьерой Пласидо Доминго уже невозможно уследить перу
летописца, его триумфы трудно даже перечислить. Число оперных партий, вошедших
в его постоянный репертуар, превысило восемь десятков, но, помимо этого, он
охотно пел и в сарсуэлах — излюбленном жанре испанского народного музыкального
спектакля. Сотрудничал со всеми крупнейшими дирижерами современности и с
многими кинорежиссерами, экранизировавшими оперы с его участием, — Франко
Дзеффирелли, Франческо Рози, Джозефом Шлезинджером. Добавим, что с 1972 года
Доминго систематически выступает и как дирижер.
На
протяжении 70—80‑х годов Доминго регулярно поет в спектаклях ведущих театров
мира: лондонского «Ковент‑Гарден», миланского «Ла Скала», парижского «Гранд‑опера»,
гамбургской и венской оперы. Прочные связи установились у певца с фестивалем
«Веронская арена». Видный английский музыковед, историк оперного театра Г.
Розенталь писал: «Доминго явился настоящим откровением фестивальных спектаклей.
После Бьёрлинга мне еще не приходилось слышать тенора, в исполнении которого
было бы столько завораживающего лиризма, настоящей культуры и тонкого вкуса».
В
1974 году Доминго — в Москве. Проникновенное исполнение певцом партии
Каварадосси надолго осталось в памяти многих любителей музыки.
«Мой
русский дебют состоялся 8 июня 1974 года, — пишет Доминго. — Прием,
который оказала Москва труппе „Ла Скала", поистине неправдоподобен. После
спектакля нам аплодировали, выражали одобрение всеми существующими способами в
течение сорока пяти минут. Повторные спектакли „Тоски" 10 и 15 июня прошли с
таким же успехом. Мои родители были вместе со мной в Советском Союзе, и мы
поехали ночным поездом, который скорее можно назвать „поездом белой ночи",
поскольку по‑настоящему темно так и не стало, в Ленинград. Этот город оказался
одним из самых красивых, которые я видел в своей жизни».
Доминго
отличает поразительная работоспособность и самоотдача. А о широте и
разносторонней одаренности художественной натуры певца свидетельствуют записи
на пластинки, работа на радио и телевидении, выступления в амплуа дирижера и
писателя.
"Великолепный
певец с мягким, сочным, полетным голосом, Пласидо Доминго покоряет слушателей
непосредственностью и искренностью, — пишет И. Рябова. — Исполнение
его очень музыкально, в нем нет аффектации чувств, игры на публику.
Артистическую манеру Доминго отличает высокая вокальная культура, богатство
тембровой нюансировки, отточенность фразировки, необыкновенное сценическое
обаяние.
Разносторонний
и тонкий художник, он с равным успехом поет лирические и драматические
теноровые партии, репертуар его огромен — около ста ролей. Многие партии
записаны им на пластинки. Обширнейшая дискография певца включает и популярные
песни — итальянские, испанские, американские. Несомненной удачей было
исполнение Доминго ведущих ролей в самых значительных оперных экранизациях
последнего времени — «Травиате» и «Отелло» Ф. Дзеффирелли, «Кармен» Ф.
Рози".
Алексей
Парин пишет: «Американцы любят регистрировать рекорды. К осени 1987 года
Доминго восемь раз открывал сезон „Метрополитен‑опера". Его превзошел только
Карузо. Доминго срывал самые долгие овации в мире оперы, ему принадлежит самое
большое число поклонов после представления. „Он разве что не выступал еще в
главном кратере Этны, не участвовал в прямой трансляции из космического корабля
и не пел в благотворительном концерте перед пингвинами Антарктиды", —
пишет близкий друг Доминго, дирижер и критик Харви Сакс. Человеческая энергия и
художественные возможности Доминго грандиозны — в настоящее время, безусловно,
нет ни одного тенора с таким обширным и тесситурно разнообразным репертуаром,
как у Доминго. Поставит ли его будущее в тот же ряд, что Карузо и Каллас, решит
время. Однако уже сейчас несомненно одно: в лице Доминго мы имеем дело с
крупнейшим представителем итальянской оперной традиции второй половины XX века,
и его собственные свидетельства о своей богатой событиями артистической карьере
представляют огромный интерес».
Доминго
находится в расцвете творческих сил. Музыканты и любители музыки видят в нем
продолжателя замечательных традиций выдающихся теноров прошлого, артиста,
творчески обогащающего наследие своих предшественников, яркого представителя
вокальной культуры нашего времени.
Вот
фрагмент из рецензии, названной «В „Ла Скала" — снова „Отелло"» (журнал
«Музыкальная жизнь» за апрель 2002 года): «Было трудно, почти невозможно
предположить, что испанский тенор окажется в состоянии исполнить роль мавра с
теми же порывом и энергией, какие были свойственны певцу в самые лучшие годы.
И, однако, чудо произошло: Доминго, хоть и испытывал трудности в верхнем
регистре, предложил интерпретацию более зрелую, более горькую, плод долгих
размышлений великого артиста, легендарного Отелло второй половины только что
закончившегося двадцатого века».
"Опера
— бессмертное искусство, она существовала всегда, — говорит
Доминго. — И будет жить, пока людей волнуют искренние чувства, романтика…
Музыка
способна возвысить нас почти до совершенства, способна излечить нас. Одна из
самых больших радостей моей жизни — получать письма от людей, которым мое
искусство помогло восстановить здоровье. С каждым прожитым днем все больше
убеждаюсь, что музыка облагораживает, помогает в общении людей. Музыка учит нас
гармонии, несет мир. Верю, что это и есть ее главное призвание".