Вся
биография певца складывалась на редкость благополучно. На популярности Анки
мало сказались бурные смены музыкальных течений и стилей. Стихия Пола Анки —
простая лирическая песня, с ясной и красивой мелодией, которая привлекает
миллионы людей.
О
характере творчества Анки хорошо говорят уже сами названия его песен: «Я люблю
тебя», «Бэби», «Ты моя судьба», «Мое сердце поет», «Одинокий парень», «Положи
голову на мое плечо», «Родной город», «Только ты», «Она — леди»… Все песни о
любви, о силе чувства, которое всегда воспевалось и никогда не выходило из
моды.
Пол
Анка родился 30 июля 1941 года в Оттаве, в семье выходцев из Ливана. Его семья
владела в столице Канады небольшим рестораном восточной кухни. В 1954 году он
увлекся музыкой. Его настольной книгой стал… самоучитель игры на фортепиано.
На
летние каникулы в 1955 году родители отпустили Пола в Лос‑Анджелес. Здесь он
работал на автостоянке, паркуя машины и торгуя леденцами. Здесь же между делом
Анка сочинил свою первую песню — «Blau Wildebeeste Fontaine». Песня понравилась
главному редактору фирмы «Modern» Эрни Фримену, который записал ее и еще одну
песню Анки «I Confess» в сопровождении известного вокального квартета «Cadet»,
но пластинка не имела успеха.
Пол
вернулся в Оттаву, где поет в хоре православной церкви Святого Ильи, родители
его — прихожане этой церкви. В хоре юноша познакомился с Дайаной Аюб, девушкой,
вдохновившей его на песню, записанную первоначально на обложке тетрадки по
географии. Именно этому опусу и суждено определить судьбу автора.
В
апреле 1957 года Пол уговорил отца отпустить его в столицу шоу‑бизнеса Нью‑Йорк,
чтобы попытаться заявить о себе с помощью грамзаписи.
Из
четырех его песен в офисе «ABC‑Paramount» всех поразила своей мелодией и
свежестью исполнения «Дайана». Фирма согласилась заключить с автором‑исполнителем
контракт на четыре песни. Контракт подписал за несовершеннолетнего Пола отец.
Пластинка с этими четырьмя песенками, последняя — «Дайана», разошлась только за
первые четыре месяца в количестве миллиона экземпляров.
В
«Дайане» с пронзительной грустью говорится о чувстве неразделенной любви,
которую испытывает мальчик‑подросток к женщине гораздо старше его. Благодаря
лирическому звучанию и запоминающемуся ритму песня сразу запала в память
слушателей и на семь недель заняла первое место в британском и американском хит‑парадах.
Так
талантливый поэт и музыкант стал кумиром подростков 50‑х годов. Имея приятный
голос, Пол начинает выступать перед публикой как певец. Дебютировал он в
небольших канадских кабаре в составе вокального квартета «Бобби Соксерс»;
однако в качестве певца добился признания не сразу.
Переломной
стала встреча с известным эстрадным певцом Френки Лейном. Этот мастер помог ему
выработать собственный стиль, найти подходящий репертуар. «Молодежь хочет
слушать песни, написанные для нее, песни о себе, и к тому же в исполнении
молодых, — сказал Лейн и добавил: — У тебя есть шанс, и ты не должен его
упустить».
И
Анка создает целую серию хитов, которые имеют успех не только в США, но и в
Великобритании. Вслед за «Дайаной» появляются «Ты моя судьба», «Одинокий
парень», «Положи мне голову на плечо», «Кукольная любовь». Неясные тревоги и
волнения в ожидании любви, которые сопровождают каждого подростка в период
взросления, желание доказать снисходительным родителям свою независимость — вот
основные темы песен Пола Анки, которые приносят ему грандиозный успех.
В
1959 году Пол сыграл небольшую роль в фильме «Girls Town» (о малолетних
преступниках). Летом 1960 года Анка стал самым молодым артистом, приглашенным
выступать в престижном нью‑йоркском ночном клубе «Copacabana», а в декабре 1961
года, сумев выкупить у «ABC‑Paramount» права на все свои ранние работы,
подписал очень выгодный контракт с «RCA Victor».
В
1962 году Пол снялся в фильме Дэрила Занука «Самый длинный день» — о высадке
союзных войск во Франции в июне 1944 года. Для того же фильма Анка сочинил
главную музыкальную тему.
Это
был самый конец «благополучной» эры пятидесятых. Наступала новая эпоха — песен
протеста, «Битлз» и «Роллинг стоунз» и других возмутителей спокойствия. Но Анка
к тому времени уже успел стать миллионером: владельцем двух музыкальных
издательств, двух домов, двух лимузинов и даже телеканала, по которому
обращался к тысячам своих почитателей.
В
60‑е годы певец в зените популярности. Однако 1968 год стал во многом
переломным для Анки. Объехав многократно весь мир, он практически прекращает
артистическую деятельность. Зато продолжает писать песни, такие же мелодичные и
простые, как и раньше, сочиняет музыку к кинофильмам.
Практически
нет артиста эстрады, который не поет его песен, зачастую сочиненных по заказу и
в расчете на того или иного определенного артиста. Как композитор Анка сыграл
колоссальную роль в карьере многих исполнителей — Бадди Холли (одна из песен
Анки стала последней его студийной записью), Фрэнка Синатры, Тома Джонса и
других талантливых певцов.
В
1970 году Анка расстался с RCA и следующие два года работал на «Buddah» как
певец и отчасти как продюсер. Продюсировал группу Эдвина Хокинса и молодую соул‑певицу
Оуди Коутс. Вместе с последней певец позже записал несколько песен. В 1974 году
Анка, перейдя к «United Artists», решил возобновить свою карьеру исполнителя.
В
том же году вышла запись его песни «You're Having My Baby», которая имела
большой успех. Забегая вперед, надо сказать, что в 1989 году эта песня на три
недели взметнула Анку на вершину американских чартов. В середине 70‑х годов
имели успех другие песни — «I Don't Like to Sleep Alone» и «Times of Your
Life».
Когда
в конце 70‑х годов эпоха молодых бунтовщиков сменилась эпохой рейганизма, в
этих условиях искусство Анки вышло на новый виток популярности. В цикле из
десяти концертов певец не только вспомнил свои старые хиты, но и познакомил
слушателей с новыми, написанными, впрочем, в том же духе: темы их все те же,
мелодии — столь же бархатные и сентиментальные, да и быстрота, с которой они
взлетают по шкале «хит‑парадов», та же, что и прежде.
«Человек
должен быть реалистом и уметь дождаться своего момента», — говорит Анка.
Он всегда был неплохим бизнесменом, чувствовал конъюнктуру.
На
протяжении 80‑х и 90‑х годов Анка продолжал напряженно работать. В 1983 году
его имя снова вернулось в хит‑парады — вместе с композицией «Владей мной, пока
не настало утро». В то же время музыкант продолжает заниматься прибыльной
работой в ночных клубах и ресторанах. Получая значительные суммы в виде
авторских гонораров, он скупает недвижимость. Анка собирает уникальную
коллекцию произведений искусства.
В
1992 году, впервые за двадцать пять лет, певец посещает Великобританию. В том
же году, спев дуэтом с Офрой Хазой песню «Freedom for the World», Анка
подтвердил, что его талант не подвержен губительному воздействию времени.