Русский
поэт Н. Плещеев написал в 1846 году стихотворение «Певице», посвященное Виардо
Гарсии. Вот его фрагмент:
Она являлась мне… и пела
гимн священный, —
А взор ее горел
божественным огнем…
То бледный образ в ней я
видел Дездемоны,
Когда она, склонясь над
арфой золотой,
Об иве пела песнь и
прерывали стоны
Унылый перелив старинной
песни той.
Как глубоко она постигла,
изучила
Того, кто знал людей и
тайны их сердец;
И если бы восстал великий
из могилы,
Он на чело ее надел бы
свой венец.
Порой являлась мне Розина
молодая
И страстная, как ночь
страны ее родной…
И, голосу ее волшебному
внимая,
В тот благодатный край
стремился я душой,
Где все чарует слух, все
восхищает взоры,
Где вечной синевой
блистает неба свод,
Где свищут соловьи на
ветвях сикоморы,
И кипариса тень дрожит на
глади вод!
Мишель‑Фердинанда‑Полина
Гарсиа родилась в Париже 18 июля 1821 года. Отец Полины, тенор Мануэль Гарсиа
находился тогда в зените славы. Мать Хоакина Сичес тоже ранее была артисткой и
одно время «служила украшением мадридской сцены». Ее крестной матерью была
княгиня Прасковья Андреевна Голицына, в честь которой и назвали девочку.
Первым
учителем для Полины стал отец. Для Полины он сочинил несколько экзерсисов, канонов
и ариетт. От него Полина унаследовала любовь к музыке И.‑С. Баха. Мануэль
Гарсиа говорил: «Настоящим певцом может стать только настоящий музыкант». За
умение усердно и терпеливо заниматься музыкой Полина получила в семье прозвище
Муравей.
В
восемь лет Полина стала изучать гармонию и теорию композиции под руководством
А. Рейхи. Затем начала брать уроки игры на фортепиано у Мейзенберг, а затем у
Ференца Листа. До 15 лет Полина готовилась стать пианисткой и даже дала
собственные вечера в брюссельском «Артистическом кружке».
Жила
она в то время у сестры — великолепной певицы Марии Малибран. Еще в 1831 году
Мария говорила Э. Легуве про свою сестру: «Это дитя… затмит нас всех». К
сожалению, Малибран очень рано трагически погибла. Мария не только помогала сестре
материально и советами, но и, не подозревая того сама, сыграла большую роль в
ее судьбе.
Мужем
Полины станет Луи Виардо, друг и советчик Малибран. А муж Марии, Шарль Берио,
помог молодой певице преодолеть самые трудные первые шаги на артистическом пути.
Имя Берио открывало перед ней двери концертных залов. С Берио она и впервые
публично выступила с сольными номерами — в зале брюссельской ратуши, в так
называемом концерте для бедных.
Летом
1838 года Полина и Берио отправились в концертную поездку по Германии. После
концерта в Дрездене Полина получила свой первый ценный подарок — изумрудный
фермуар. Успешно прошли выступления и в Берлине, в Лейпциге и во Франкфурте‑на‑Майне.
Далее артистка пела в Италии.
Первое
публичное выступление Полины в Париже состоялось 15 декабря 1838 года, в зале
театра «Ренессанс». Публика тепло приняла исполнение молодой певицей несколько
технически трудных пьес, требовавших подлинной виртуозности. Первого января
1839 года А. де Мюссе поместил в «Ревю де демонд» статью, в которой говорил о
«голосе и душе Малибран», о том, что «Полина поет как дышит», закончив все
стихами, посвященными дебютам Полины Гарсиа и Элизы Рашель.
Весной
1839 года Гарсиа дебютировала на сцене лондонского Королевского театра в партии
Дездемоны в «Отелло» Россини. Русская газета «Северная пчела» писала, что она
«возбудила живейшее участие в любителях музыки», «была принята с
рукоплесканиями и вызвала в продолжение вечера два раза… Сначала она, казалось,
робела, и голос ее при высоких нотах дрожал; но вскоре узнали ее необыкновенные
музыкальные дарования, которые делают ее достойным членом семьи Гарсиа,
известной в истории музыки с XVI столетия. Правда, ее голос не мог наполнить
огромной залы, но надобно знать, что певица еще очень молода: ей только
семнадцать лет. В игре драматической она показала себя сестрой Малибран: она
обнаружила силу, которую может иметь только истинный гений!»
7
октября 1839 года прошел дебют Гарсиа в Итальянской опере в роли Дездемоны
(«Отелло» Россини). Писатель Т. Готье приветствовал в ней «звезду первой
величины, звезду о семи лучах», представительницу славной артистической
династии Гарсиа. Он отметил ее вкус в одежде, столь отличной от костюмов,
обычных для итальянских артистов, «одевающихся, по‑видимому, в гардеробе для
ученых собак». Голос артистки Готье назвал «одним из самых великолепных
инструментов, какие только можно услышать».
С
октября 1839 по март 1840 года Полина — главная звезда Итальянской оперы, она
«в зените моды», о чем сообщала Листу М. Д'Агу. Об этом говорит тот факт, что
стоило ей заболеть, как дирекция театра предлагала вернуть публике деньги, хотя
в спектакле оставались Рубини, Тамбурини и Лаблаш.
В
этом сезоне она пела в «Отелло», «Золушке», «Севильском цирюльнике», «Танкреде»
Россини и «Дон Жуане» Моцарта. Кроме того, в концертах Полина исполняла
сочинения Палестрины, Марчелло, Глюка, Шуберта.
Как
ни странно, именно успех стал для певицы источником последующих неприятностей и
огорчений. Их причина в том, что именитые певицы Гризи и Персиани «не допускали
П. Гарсиа до исполнения значительных партий». И хотя громадный, холодный зал
Итальянской оперы большую часть вечеров пустовал, Гризи так и не пустила
молодую конкурентку. Полине ничего не оставалось, как гастролировать за
границей. В середине апреля она отправилась в Испанию. А 14 октября 1843 года
супруги Полина и Луи Виардо прибыли в русскую столицу.
Итальянская
опера начинала свой сезон в Петербурге. Для дебюта Виардо выбрала партию Розины
в «Севильском цирюльнике». Успех был полным. Особенный восторг у петербургских
меломанов вызывала сцена урока пения, куда артистка неожиданно включила
алябьевского «Соловья». Показательно, что спустя много лет Глинка в своих
«Записках» отметил: «Виардо была превосходна».
За
Розиной последовали партии Дездемоны в «Отелло» Россини, Амины в «Сомнамбуле»
Беллини, Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Церлины в «Дон Жуане» Моцарта
и, наконец, Ромео в «Монтекки и Капулетти» Беллини. Виардо вскоре завязала
тесное знакомство с лучшими представителями русской художественной интеллигенции:
часто бывала в доме Виельгорских, — на долгие годы одним из ее лучших
друзей стал граф Матвей Юрьевич Виельгорский. На одном из спектаклей побывал и
Иван Сергеевич Тургенев, вскоре представленный приезжей знаменитости. Как писал
А.Ф. Кони, «в душу Тургенева восторг вошел до самой ее глубины и остался там
навсегда, повлияв на всю личную жизнь этого однолюба».
Через
год русские столицы вновь встречали Виардо. Она блистала и в знакомом
репертуаре и завоевала новые триумфы в «Золушке» Россини, «Доне Паскуале»
Доницетти и «Норме» Беллини. В одном из писем к Жорж Санд Виардо писала.
«Видите, с какой превосходной публикой я соприкасаюсь. Именно она и заставляет
меня делать огромные успехи».
Уже
в то время певица проявляла интерес к русской музыке. К алябьевскому «Соловью»
прибавился фрагмент из «Ивана Сусанина», который Виардо исполняла совместно с
Петровым и Рубини.
«Расцвет
ее вокальных средств приходился на сезоны 1843—1845 годов, — пишет А.С.
Розанов. — В этот период партии лирико‑драматические и лирико‑комические
занимали доминирующее положение в репертуаре артистки. Из него выделялась
партия Нормы, трагичностью исполнения намечавшая новый период в оперном
творчестве певицы. „Злополучный коклюш" оставил неизгладимый след на ее голосе,
вызвав преждевременное его увядание. Тем не менее кульминационными пунктами в
оперной деятельности Виардо прежде всего надо считать ее выступления в роли
Фидес в „Пророке", где ей, уже зрелой певице, удалось достичь замечательной
гармонии между совершенством вокального исполнения и мудростью драматического
воплощения сценического образа, „второй кульминацией" явилась партия Орфея,
сыгранная Виардо с гениальной убедительностью, но менее совершенно в вокальном
отношении. Менее крупными вехами, но тоже большими художественными удачами были
для Виардо партии Валентины, Сафо и Альцесты. Именно подобные, полные
трагического психологизма роли, при всей многообразности ее театрального
дарования, более всего соответствовали эмоциональному складу Виардо и характеру
ее ярко темпераментного таланта. Именно благодаря им Виардо — певица‑актриса —
заняла совершенно особое положение в оперном искусстве и артистическом мире XIX
века».
В
мае 1845 года супруги Виардо покинули Россию, направляясь в Париж. На сей раз к
ним присоединился Тургенев. А осенью вновь начался для певицы петербургский
сезон. К ее излюбленным партиям добавились новые роли — в операх Доницетти и
Николаи. И в этот приезд Виардо оставалась любимицей русской публики. К
сожалению, северный климат подорвал здоровье артистки, и с той поры она
вынуждена была отказаться от регулярных гастролей в России. Но это не могло
прервать ее связей со «вторым отечеством». В одном из ее писем к Матвею
Виельгорскому есть такие строки: «Каждый раз, когда я сажусь в карету и еду в
Итальянский театр, я воображаю себя на дороге в Большой театр. И если на улицах
немного туманно — иллюзия бывает полной. Но едва лишь карета останавливается,
как она исчезает, и я глубоко вздыхаю».
В
1853 году Виардо — Розина еще раз покоряет петербургскую публику. И.И. Панаев сообщает
Тургеневу, сосланному тогда в свое имение Спасское‑Лутовиново, что Виардо
«производит фурор в Петербурге, когда она поет — нет мест». В «Пророке»
Мейербера она исполняет одну из лучших своих ролей — Фидес. Один за другим
следуют ее концерты, в которых она часто поет романсы Даргомыжского и Мих.
Виельгорского Это было последнее выступление певицы в России.
«С
большой художественной убедительностью певица дважды воплотила образы
библейских женщин, — пишет А.С. Розанов. — В середине 1850‑х годов
она выступила в партии Мэхалы, матери Самсона, в опере „Самсон" Ж. Дюпре (на
сцене небольшого театра в помещении „Школы пения" знаменитого тенора) и, по
словам автора, была „грандиозна и восхитительна". В 1874 году она стала первой
исполнительницей партии Далилы в опере „Самсон и Далила" Сен‑Санса. Исполнение
партии леди Макбет в одноименной опере Дж. Верди относится к числу творческих
достижений П. Виардо».
Казалось,
годы не властны над певицей. Е.И. Апрелева‑Бларамберг вспоминает: «В один из
музыкальных „четвергов" в доме Виардо в 1879 году певица, которой было тогда
уже под 60 лет, „сдалась" на просьбы петь и выбрала сцену лунатизма из
„Макбета" Верди. Сен‑Санс сел за рояль. Г‑жа Виардо выступила на середину залы.
Первые звуки ее голоса поражали странным гортанным тоном; звуки эти точно с
трудом исторгались из какого‑то заржавленного инструмента; но уже после
нескольких тактов голос согрелся и все больше и больше овладевал слушателями…
Все прониклись ни с чем не сравнимым исполнением, в котором гениальная певица
так всецело сливалась с гениальной трагической актрисой. Ни один оттенок
страшным злодеянием взволнованной женской души не пропал бесследно, а когда,
понижая голос до нежного ласкательного пианиссимо, в котором слышались жалоба,
и страх, и муки, певица пропела, потирая белые прекрасные руки, свою знаменитую
фразу. „Никакие ароматы Аравии не сотрут запаха крови с этих маленьких ручек…"
— дрожь восторга пробежала по всем слушателям. При этом — ни одного
театрального жеста; мера во всем; изумительная дикция: каждое слово
выговаривалось ясно; вдохновенное, пламенное исполнение в связи с творческой
концепцией исполняемого довершали совершенство пения».
Уже
оставив театральную сцену, Виардо проявляет себя как великолепная камерная
певица. Человек на редкость многогранного дарования, Виардо оказалась и
талантливым композитором. Ее внимание как автора вокальной лирики прежде всего
привлекают образцы русской поэзии — стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова,
Тургенева, Тютчева, Фета. Сборники ее романсов выходили в Петербурге и
пользовались широкой известностью. На либретто Тургенева она написала также
несколько оперетт — «Слишком мною жен», «Последний колдун», «Людоед»,
«Зеркало». Любопытно, что в 1869 году представлением «Последнего колдуна» на
вилле Виардо в Баден‑Бадене дирижировал Брамс.
Значительную
часть своей жизни она посвятила педагогике. Среди учениц и учеников Полины
Виардо знаменитая Дезирэ Арто‑Падилья, Байлодз, Хассельман, Хольмсен, Шлиман,
Шмейсер, Бильбо‑Башлэ, Мейер, Роллант и другие. У нее прошли отличную вокальную
школу многие русские певицы, в том числе Ф. Литвин, Е. Лавровская‑Цертелева, Н.
Ирецкая, Н. Штемберг.
Полина
Виардо скончалась ночью с 17 на 18 мая 1910 года.