Имя
итальянского певца Скипы неизменно называют среди имен самых знаменитых теноров
первой половины XX века. В.В. Тимохин пишет: «…Скипа особенно прославился как
художник‑лирик. Его фразировка отличалась богатством выразительных оттенков, он
покорял нежностью и мягкостью звука, редкой пластичностью и красотой
кантилены».
Тито
Скипа родился 2 января 1889 года на юге Италии, в городе Лечче. Пением мальчик
увлекался с детства. Уже в семилетнем возрасте Тито пел в церковном хоре.
«Часто
в Лечче приезжали оперные труппы, которые набирали малышков во временный хор
своего театра, — пишет И. Рябова. — Маленький Тито был непременным
участником всех выступлений. Однажды пение мальчика услышал епископ, и по его
приглашению Скипа стал посещать духовную семинарию, где любимыми занятиями были
уроки музыки и хор. В семинарии Тито Скипа начал заниматься пением с местной
знаменитостью — певцом‑любителем А. Джерундой, а вскоре стал студентом
консерватории в Лечче, где посещал классы фортепиано, теории музыки и
композиции».
Позднее
Скипа учился пению и в Милане у видного педагога‑вокалиста Э. Пикколи.
Последний помог своему ученику дебютировать в 1910 году на оперной сцене города
Верчелли в партии Альфреда в вердиевской опере «Травиата». Вскоре Тито
перебирается в столицу Италии. Выступления в театре «Костанци» приносят
молодому артисту большой успех, что открывает ему дорогу в крупнейшие
отечественные и зарубежные театры.
В
1913 году Скипа переплывает океан и выступает в Аргентине и Бразилии.
Возвратившись домой, он вновь поет в «Костанци», а затем в неаполитанском
театре «Сан‑Карло». В 1915 году певец дебютирует в «Ла Скала» в партии
Владимира Игоревича в «Князе Игоре»; позднее исполняет партию Де Грие в «Манон»
Массне. В 1917 году в Монте‑Карло Скипа спел партию Руджеро на премьере оперы
Пуччини «Ласточка». Неоднократно артист выступает в Мадриде и Лиссабоне, и с
большим успехом.
В
1919 году Тито перебирается в США, и становится одним из ведущих солистов
Чикагского оперного театра, где поет с 1920 по 1932 год. Но тогда же он часто
гастролирует в Европе и других городах Америки. С 1929 года Тито периодически
выступал в «Ла Скала». Во время этих поездок артист встречается с выдающимися
музыкантами, поет в спектаклях под управлением крупнейших дирижеров.
Приходилось Тито выступать на сцене и вместе с самыми известными вокалистами
того времени. Часто его партнером была известнейшая певица А. Галли‑Курчи.
Дважды Скипе посчастливилось петь вместе с Ф.И. Шаляпиным, в опере Россини
«Севильский цирюльник» в «Ла Скала» в 1928 году и в театре «Колон» (Буэнос‑Айрес)
в 1930 году.
Встречи
с Шаляпиным оставили неизгладимый след в памяти Тито Скипы. Впоследствии он
писал: «На своем веку я встречал немало выдающихся людей, великих и гениальных,
но Федор Шаляпин возвышается над ними, как Монблан. В нем сочетались редкие
качества большого, мудрого артиста — оперного и драматического. Не каждое столетие
дает миру такого человека».
В
30‑е годы Скипа находится в зените славы. Он получает приглашение в
«Метрополитен‑опера», где в 1932 году с огромным успехом дебютирует в «Любовном
напитке» Доницетти, став достойным продолжателем традиций прославленного
Беньямино Джильи, незадолго до этого ушедшего из театра. В Нью‑Йорке артист
выступает до 1935 года. Еще один сезон он пел в «Метрополитен‑опера» в 1940/41
году.
После
Второй мировой войны Скипа выступает в Италии и во многих городах мира. В 1955
году он оставляет оперную сцену, но остается в качестве концертного
исполнителя. Много времени уделяет общественно‑музыкальной деятельности,
передавая свой опыт и мастерство молодым певцам. В разных городах Европы Скипа
руководит вокальными классами.
В
1957 году певец гастролирует в СССР, выступив в Москве, Ленинграде и Риге.
Тогда же он председательствует в жюри конкурса вокалистов VI Всемирного
фестиваля молодежи и студентов в Москве.
В
1962 году певец совершил прощальное гастрольное турне по США. Скипа умер 16 декабря
1965 года в Нью‑Йорке.
Видный
итальянский музыковед Челетти, написавший предисловие к мемуарам Скипы,
опубликованным в 1961 году в Риме, утверждает, что этот певец сыграл заметную
роль в истории итальянского оперного театра, своим искусством оказав влияние на
вкусы публики, на творчество своих коллег исполнителей.
«Уже
в 20‑е годы он шел впереди запросов публики, — отмечает Челетти, —
отказавшись от банальных звуковых эффектов, славясь прекрасной простотой
вокальных средств, бережным отношением к слову. И если верить, что бельканто —
это пение органичное, то Скипа — идеальный его представитель».
«Репертуар
певца определялся характером его голоса, мягкого лирического тенора, —
пишет И. Рябова. — Интересы артиста в основном сосредоточивались на операх
Россини, Беллини, Доницетти, на некоторых партиях в операх Верди. Певец‑художник
огромного дарования, обладавший необыкновенной музыкальностью, великолепной
техникой, актерским темпераментом, Скипа создал целую галерею ярких музыкально‑сценических
образов. Среди них — Альмавива в „Севильском цирюльнике" Россини, Эдгар в
„Лючии ди Ламмермур" и Неморино в „Любовном напитке" Доницетти, Эльвино в
„Сомнамбуле" Беллини, Герцог в „Риголетто" и Альфред в „Травиате" Верди. Скипа
известен и как замечательный исполнитель партий в операх французских
композиторов. Среди его лучших созданий — роли Де Грие и Вертера в операх Ж.
Массне, Джеральда в „Лакме" Л. Делиба. Артист высокой музыкальной культуры,
Скипа сумел создать незабываемые вокальные портреты в операх В.‑А. Моцарта».
Как
концертный певец Скипа прежде всего исполнял народные испанские и итальянские
песни. Он один из лучших исполнителей неаполитанских песен. После его смерти
записи артиста постоянно включаются во все звучащие антологии неаполитанской
песни, выходящие за рубежом. Многократно записывался Скипа на
грампластинки, — так, с его участием полностью записана опера «Дон
Паскуале».
Высокое
мастерство продемонстрировал артист и снимаясь в многочисленных музыкальных
фильмах. Один из таких фильмов — «Любимые арии» — демонстрировался на экранах
нашей страны.
Скипа
получил известность и как композитор. Он автор хоровых и фортепианных
сочинений, песен. Среди его крупных сочинений — месса. В 1929 году он написал
оперетту «Принцесса Лиана», поставленную в Риме в 1935 году.