С
момента своего появления на земле люди пользовались естественным орудием —
голосовыми связками и легкими, для того чтобы общаться друг с другом не только
с помощью речи, но и посредством пения. Можно вообразить, что в первозданном
состоянии песня была — и, вероятно, никогда не переставала быть — лишь
продолжением слова. Человек пел, желая выразить невыразимое — свою радость,
горе, придать ритм своему труду или просто‑напросто продолжить молчание,
расцветить его внезапно возникшим чувством прекрасного.
Первые
документальные свидетельства появились лишь в тот момент, когда песня вошла в
церковь. Весьма возможно, что священники многое заимствовали из народного
репертуара; благодаря своей объединяющей власти церковь сильно влияла на
эволюцию песни, благоприятствуя постоянному скрещиванию в ней религиозного и
светского элементов.
Именно
в лоне церкви появились говорящие и поющие по‑латыни студенты, организовавшиеся
в банды голиаров, которые, несмотря на свое монашеское одеяние, часто подрывали
доверие к епископским ордонансам. Принадлежа к церковникам, они тем не менее
охотно распевали по латыни о земных удовольствиях. Голиары бродяжили от Сены к
Луаре, от Луары к Гаронне, воспевая на мотив «Dies irae» («День гнева») не
Божью славу, не жития святых, а земные удовольствия, вино и любовь.
Первыми
профессиональными певцами стали менестрели; бывшие жонглеры основали в 1331
году свою корпорацию под покровительством св. Жюльена.
"…В
жонглерских школах создавались «песни о деяниях» (chansons de geste) — песни о
Гийоме Оранском, о взбунтовавшихся баронах, — пишет Ги Эрисман. —
Таково происхождение трубадуров и труверов, которых принято по обыкновению
объединять наименованием труверов («искателей»).
Самым
первым из трубадуров был Гийом IX, граф Пуатье, герцог Аквитанский. У него была
репутация певца, способного вызывать слезы своим пением на литургические стихи
св. Марциала Лиможского, повествующие о тяжких испытаниях Второго Крестового
похода. Его творчество приходится на 27 первых лет XII века, и до нас дошли
только одиннадцать его песен. Им еще далеко до изысканной тонкости Бернара де
Вантадура. Гийом был циничным и грубым донжуаном, который, видя в женщине
главным образом объект для наслаждения, обращался к ней на самом пошлом
языке".
В
XVI веке приходит время оперы. Главными исполнителями тогда были певцы‑кастраты,
или сопранисты. «Для них композиторы нередко писали одну мелодию, а певцы сами
украшали ее по своему усмотрению трелями и пассажами, — отмечает
Волков. — Положение теноров в театре того времени было незавидным. Рядом с
сопранистами и примадоннами они были чем‑то вроде третьего лишнего. По условиям
оперной иерархии тенора ставились ниже буффо (комика), роль которого исполнял
комический бас (бас‑буффо). Самое большее, на что тенора могли рассчитывать, —
петь пастушков или служить пажами. Это было отражением общественных требований
к опере. Она должна была или услаждать, унося зрителя абонированных лож в
„заоблачный ангельский мир", или развлекать. Сопранист и бас‑буффо как нельзя
лучше подходили для этой цели. Но серьезные социальные изменения в тогдашнем
обществе создали условия для прихода в театр нового зрителя. Он уже не хотел
видеть на сцене полубогов и призраков, он хотел видеть и слушать нормальных
людей, людей из жизни. „Человеком из жизни" был тенор, лишенный тонкой
„возвышенности" сопранистов и откровенной наигранности буффо. Но сопранисты не
сразу уступили тенорам. Почти двадцать лет продолжалась между ними борьба за
первенство в театре. Возможно, она продолжалась бы дольше, если бы за теноров
не вступились Чимароза, Моцарт и особенно Россини».
Так
с окончанием XVIII столетия начался и закат певцов‑кастратов. Медленно, но
неуклонно уходит время изящной, услаждающей слух оперы и наступает период
господства бельканто — вокального стиля, отличающегося певучестью, легкостью,
красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом, виртуозностью
колоратуры.
В
30—40‑е годы XIX столетия одного, даже прекрасного пения оказалось уже
мало, — так представители чистого бельканто уступили место тенорам. Еще
через двадцать—тридцать лет главным действующим лицом становится баритон,
являвшийся до того фактически голосом‑статистом.
А
что такое вокальное искусство сегодня? В этом смысле характерно высказывание
нашего выдающегося соотечественника Сергея Яковлевича Лемешева: «Выйдет на
сцену человек, и думаешь: ах, какой чудный голос! Но вот он спел два‑три
романса, и становится скучно! Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего
света, сам человек неинтересен, неталантлив, а только Бог вложил ему голос. А
бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот он что‑то
такое произнес по‑особому, по‑своему, и знакомый романс вдруг засверкал,
заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием, потому
что ему есть что сказать. Это главное».
Исполнителям
оперной музыки в основном посвящена первая и большая часть книги. Во вторую
вошли вокалисты, выступающие в более молодых направлениях музыки — джазе, рок и
поп‑музыке, завоевавших популярность в прошедшем столетии.
И еще об одном хотелось сказать в заключение. В отечественной
музыкальной литературе не так много серьезных работ по истории вокального
искусства. Тем более следует особо отметить таких исследователей, как А.А.
Гозенпуд, В.В. Тимохин, Б.А. Савченко, Г.А. Скороходова, Г.М. Шнеерсон.