Имя
певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за
рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и
сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная
самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной
сцене, и на концертной эстраде.
Зураб
Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное,
следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и
пели, — говорит Соткилава. — Помню, они садились на улице возле дома,
исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой
карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у
которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая
абсолютным слухом, была категорически против».
И
все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у
него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16
лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника,
много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11, 1 секунды!
В
1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два
года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы
стала игра с московским «Динамо».
"Я
горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, — вспоминает
Соткилава. — Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был
певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в
больницу после операции… На примере великого вратаря я лишний раз убедился в
том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы
проиграли со счетом 1:3.
Это,
кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что
певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня
покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было
полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из
состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в
моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную
травму, и через какое‑то время меня отчислили…
…В
58‑м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми.
Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда
восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда
никакого значения ее словам не придавал, но все‑таки согласился прийти к какому‑то
заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого
впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую
роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая
и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для
профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми.
В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И
вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у
меня есть оперное будущее!
Но
и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении
только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и
сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И
через год, в июле 60‑го, я сначала защитил диплом на горном факультете
Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в
консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Нодаром
Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были
такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч
зрителей был битком!"
В
Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я.
Андгуладзе исправил ошибку, конечно, у нового студента великолепный лирико‑драматический
тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией
Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском
государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант
перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году
Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».
Там
он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь
могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал
тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о
временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.
В
Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале
молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным:
Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года — новый
успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов —
имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.
После
нового триумфа, в 1970 году, — Первая премия и «Гран‑при» на Международном
конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне — Давид Андгуладзе сказал:
«Зураб Соткилава — одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно
красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и
ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел
композитора. И самая замечательная черта его характера — это трудолюбие,
желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти
такое же „расписание уроков", как и в студенческие годы».
30
декабря 1973 года Соткилава дебютировал на сцене Большого театра в партии Хозе.
«На
первый взгляд, — вспоминает он, — может показаться, что я быстро
привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не
так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время
были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера
Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.
Премьера
«Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении
Соткилавы — откровением.
«Работа
над партией Отелло, — рассказывал Соткилава, — открыла мне новые
горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие
критерии. Роль Отелло — это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и
трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе
нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В
чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о
следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для
этого нужны большие задачи, которые интересно решать…»
Другим
выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести»
Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава
добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу,
певец подчеркивает: «"Сельская честь" — веристская опера, опера
высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении,
которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по
книжечке с нотным текстом. Главное — позаботиться об обретении внутренней
свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной
эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные
повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об
опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти
подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные
смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и
неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в „Сельской чести" должен
быть чистым, искренним».
Сила
искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту
чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и
зарубежные гастроли певца.
«Один
из самых сверкающе‑прекрасных голосов, которые существуют где‑либо сегодня». Так
отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре
Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного
советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы —
блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской
прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и
красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из
сердца».
Гастроли
1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба — последовали
многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в
грамзаписях…
В
1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой — званием
народного артиста СССР.
"Зураб
Соткилава — обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с
блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, — пишет С.
Саванко. — Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные
природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец
прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают
признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной
деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико‑драматические
партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал‑маскарад»),
Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте»
Чайковского, а также в грузинских операх — Абесалома в спектакле Тбилисского
оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны»
О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в
критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая
искусству певца.
"Соткилава
— классический герой‑любовник итальянской оперы, — считает Э.
Дорожкин. — Все Дж. — заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини.
Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа
ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем
послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты
голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же
любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь
окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако,
и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая
внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и
Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, —
делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных
достоинствах.
Последним
этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского.
Самозванца — самого русского из всех русских персонажей русской оперы —
Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за
происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка —
а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.
Соткилава
— человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих
своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те
мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые
предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами
Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.
Соткилава
выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар
составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится
сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике,
сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что
довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность,
выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с
особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким
масштабным голосом".
С
1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной
консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит
слушателям много приятных минут.