Немецкие рейдеры называли "странными судами". Появляясь из "ниоткуда", они уничтожали корабли противника и бесследно исчезали... Военный план немецкого командования предусматривал переоборудование двадцати шести торговых судов в крейсеры. Первые из них вышли в море еще в 1939 году, остальные - в первой половине 1940-го. Гитлер заранее договорился с Японией об использовании ее якорных стоянок.
В нейтральных водах постоянно находились специальные суда снабжения, с которых производилась заправка рейдеров топливом, продовольствием, пресной водой и боеприпасами, передавались планы дальнейших боевых действий. Сбор данных о рейдерах был "головной болью" для многих разведок мира. Во-первых, потому, что рейдеры соблюдали строгое радиомолчание, прерывая его только на время "рандеву" с судами снабжения или при возвращении на свои базы. Во-вторых, потому, что они тщательно планировали свои перемещения в морском пространстве, обходя места, где ими могли заинтересоваться.
Успешной работе рейдеров в значительной мере способствовала прекрасная маскировка. Даже если рейдер был опознан или вызывал обоснованные подозрения, пользы от этого было мало. Экипажи быстро перекрашивали судно, устанавливали ложные надстройки, дымовые трубы, мачты, и уже через два-три дня информация не соответствовала действительности. Рейдеры использовали жесткую тактику, ни в коем случае не допуская того, чтобы настигнутая жертва передала в эфир сигнал бедствия или сообщение о нападении. Они либо открывали огонь без предупреждения, либо предупреждали настигнутое судно, что любая передача в эфир грозит ему гибелью. Часто пираты нападали ночью. На борту большинства морских разбойников находился небольшой гидросамолет типа "Арадо", который позволял и избегать встреч с военными кораблями, и обнаруживать в море очередные жертвы... Однако в немецкой системе рейдерства были и слабые стороны. Прежде всего - снабжение.
Поисковые операции, проведенные в 1942 году с помощью радиопеленгационных станций, успешно завершились "вычислением", а затем уничтожением судов снабжения. Это был сильный удар по рейдерству. Активное использование рейдеров нанесло весьма значительный экономический ущерб странам антигитлеровского блока. О его масштабах можно судить даже по отдельным эпизодам.
В марте 1940 года рейдер "Атлантис" потопил 22 торговых судна союзников. Апрель того же года - крейсер "Орион" потопил 10 английских судов, поставил минные заграждения у портов Новой Зеландии. Рейдер "Тор" уничтожил 12 судов. Самый результативный рейдер - "Пингвин". Им захвачено и потоплено судов общим тоннажем 180 000 тонн, включая 2 плавбазы и 12 китобойных. Рейдер "Михель" уничтожил судов общим тоннажем 60 000 тонн. О рейдере "Комет" необходимо рассказать более подробно. Германия вела успешные военные действия на Севере еще в кайзеровские времена: минные заграждения в горле Белого моря в 1915-1916 годах, "неограниченная" подводная война в Норвежском, Северном и Баренцевом морях...
Немецкие подводные лодки беспощадно топили военные корабли и торговые суда союзников, шедшие в Мурманск и Архангельск. Они отправили на дно британский крейсер "Гэмпшир" с лордом Китченером, военным министром Англии, который попытался в 1916 году нанести официальный визит в Россию. Интерес немцев к Северу не ослабевал и в последующие годы.
В 1931 году германский дирижабль "Граф Цеппелин", зафрахтованный советским правительством, облетел обширный район Арктики. Сделанные им во время этого полета фотокарты успешно применялись немецкой разведкой в военных действиях против СССР в 1941 году. С приходом к власти Гитлера интерес к Северу на предмет использования Арктики и Северного морского пути в своих целях достиг в Германии апогея, тем более что советское руководство не препятствовало в этом своему союзнику, а наоборот, гостеприимно распахивало перед ним все двери.
В 1940 году военно-морской атташе Германии в Москве капитан 2 ранга Норберт фон Баумбах по поручению командования Крите -марине запрашивает и получает "добро" от Кремля на проводку Северным морским путем одиночного военного судна. Эта операция получила кодовое название "Фалль Грюн". В Европе в это время уже вовсю полыхала Вторая мировая война. Разрешив проход германского военного судна Северным морским путем, Советский Союз тем самым нарушал свой нейтралитет и фактически вступал в войну на стороне фашистской Германии. Военным кораблем, отправившимся в поход через Северный Ледовитый океан, стало бывшее грузопассажирское судно "Энс", переоборудованное во вспомогательный крейсер "Комет". Его командиром был назначен опытный офицер - капитан 1 ранга Роберт Эй-ссен, хорошо знавший Арктику.
Корабль вмещал до 300 человек личного состава, в автономном плавании мог находиться в течение года, а по вооружению превосходил лидера эсминцев того времени. В июне 1940 года "Комет" пришел в Норвегию, где его секретную Торговые суда использовались фашистами в качестве военных рейдеров миссию пришлось приостановить - у пролива Скагеррак появились английские эсминцы. Проведя в Бергене дозаправку горючим и пресной водой, он двинулся дальше, замаскировавшись под советский ледокольный пароход "Дежнев".
В ожидании ледокольной проводки в Баренцевом море "Комет" ушел севернее, подальше от трассы арктического судоходства. Эйссен занимался отработкой боевой подготовки корабля и экипажа. Под видом германского грузового судна "Донау" "Комет" в середине августа, не дождавшись ледокола, с большой долей навигационного риска начал движение по проливу Маточкин Шар. В одной из глухих бухточек он подобрал двух советских лоцманов, специально оставленных ледоколом "Ленин" для проводки германского судна, и двинулся было дальше на восток. Но плавание без ледокола было очень опасно, и кораблю пришлось вернуться в Маточкин Шар и встать на якорь в ожидании сообщения с ледокола "Ленин", который уже двигался навстречу от острова Диксон.
В том же августе "Комет" попал в жестокий шторм в районе архипелага Норденшельда и встал на якорь вблизи острова Тыртова. Не имея на этот район навигационных карт, Роберт Эйссен полностью положился на проводку советских лоцманов. Однако у Тыртова рейдер был снова задержан - в это время ледокол "Сталин" проводил советскую подводную лодку Щ-423, совершавшую переход из Полярного во Владивосток. Отправив ледокол "Ленин" обратно на запад к району своей проводки, "Сталин" вернулся за немецким рейдером и, ведя за собой "Комет", продолжал двигаться на восток.
На 78° северной широты в условиях сплошного тумана оба судна попали в тяжелые льды, но выбравшись, поменяли обстановку проводки "Сталин" возвращается к очередному каравану, а "Комет" на полном ходу устремляется в Восточно-Сибирское море, где встречается с ледоколом "Каганович". И опять остановка - теперь уже аварийная: восточнее Медвежьих островов рейдер, уже под проводкой "Кагановича", попал в тяжелейший лед и получил повреждение рулевой машины. После аврального ремонта суда на минимальной скорости проходят еще 60 напряженных ледовых миль.
Первого сентября, войдя в чистую воду, ледокол "Каганович" в районе острова Айон передает на "Комет" приказ Москвы вернуться обратно на запад - откуда он и пришел. Р. Эйссен в полном недоумении отказывается от такого предложения и, сделав официальное заявление о личном решении продолжать самостоятельное движение на восток, высаживает советских лоцманов в Чаунской губе и следует дальше уже без проводки и обеспечения. Что же случилось? Разрешение на проводку немецкого корабля Севморпутем давал лично Сталин. Про это узнала английская разведка. В Кремле заметались: чтобы сохранить статус нейтрального государства, советское правительство попыталось и уйти от конфликта с Англией, и сохранить союзнические отношения с Германией, сделав в итоге вид, что "Комет" на свой страх и риск прошел Северным морским путем. "Комет" преодолел последний рубеж многолетних льдов у мыса Шелагскийи, пройдя ночью Берингов пролив, 6 сентября 1940 года, замаскировавшись под японское судно, вырвался на оперативный простор.
Расстояние от пролива Маточкин Шар до Берингова пролива в 3300 морских миль (включая 720 во льдах) было пройдено за 23 дня. Севморпуть выставил Германии счет за комплекс услуг по ледовой проводке в сумме 950 000 рейхсмарок, который был незамедлительно оплачен. Вспомогательный крейсер "Комет", любезно пропущенный Сталиным в Тихий океан, два года наносил удары по судам антигитлеровской коалиции. В ноябре 1942 года "Комет" попытался выйти во второй рейд по судоходным коммуникациям, но уже при прохождении пролива Ла-Манш был атакован и потоплен английским самолетом "Каталина".
Источник: Поисковые операции, рейдер "Атлантис", Рейдер "Михель", дирижабль, ледокольный пароход "Дежнев" |