В августе 2002 года итальянская прокуратура приняла решение прекратить судебное разбирательство по делу о гибели бразильского автогонщика Айртона Сенны. Обломки гоночного автомобиля и шлем спортсмена, который был на нем в момент катастрофы, уже настолько изучены криминалистами и экспертами Международной автомобильной федерации, что извлечь какую-нибудь новую информацию о той катастрофе не представляется возможным. Тем не менее причины трагедии до сих пор остаются тайной за семью печатями...
Айртон Сенна Имола, 29 апреля 1994 года, пятница Свободные заезды. И первая катастрофа: гонщик команды "Джордан-Харт" бразилец Рубенс Баррикелло не справился с управлением и на скорости 290 км/час врезался в отбойник. В бессознательном состоянии его извлекли из автомобиля и доставили в госпиталь, где вскоре он пришел в себя. По счастливой случайности Рубиньо отделался сотрясением мозга средней тяжести, временной потерей памяти и переломом носа. Врачи прописали ему постельный режим, но в день соревнований темпераментный спортсмен появился в паддоке и провел гонку, сидя перед монитором компьютера...
"Ни дня без аварии!" - таким можно было сделать рекламный слоган Имолы. 30 апреля 1994 года, суббота. Квалификационные заезды. Во время официальной квалификации - розыгрыше мест на старте - гонщик команды "Симтек-Форд" австриец Роланд Ратцен-бергер на выходе из поворота не справился с управлением своего болида и на скорости 310 км/час врезался в отбойник Серьезно пострадавшего спортмена доставили в реанимационное отделение центральной больницы города Болоньи. Но все усития врачей на сей раз пропали даром - Ратценбергер умер, так и не придя в сознание.
1 мая 1994 года, воскресенье Третий этап чемпионата мира по гонкам "Формулы-1". Сразу после старта гонщик команды "Лотус-Муген-Хонда" португалец Педро Лами врезался в "Беннетон-Форд" финна Юрки-Ярви Лехто Удар был настолько силен, что обломки автомобилей перелетели через высокое проволочное ограждение и ранили девять человек По решению спортивных комиссаров гонка была остановлена, дан повторный старт - последний старт в жизни Айртона Сенны Ровно через один круг его "Вильяме ФВ-16Б" срывается с трассы на повороте "Тамбурелло" и на скорости 320 км/час врезается в бетонную стену. Окровавленного Сенну в бессознательном состоянии извлекают из обломков и на вертолете отправляют в больницу. Во время перелета у него останавливается сердце, но врачи реанимационного отделения заставляют его биться снова. Тем временем гонка продолжается. И вновь авария.
На 56-м круге гонщик команды "Минарди-Форд" Микеле Альборетто на выезде из боксов не справился с управлением и сбил несколько человек из обслуживающего персонала, при этом были тяжело ранены четверо механиков. Гонка закончилась победой Михаэля Шумахера, вторым был Микеле Альборетто, а на третью ступень пьедестала поднялся Мика Хак-кинен. А в это время в тридцати километрах от трассы умирал Айр-тон Сенна. На послефинишной конференции все ждали новостей из больницы, надеялись на чудо и верили, что Айртон будет жить. Но чуда не случилось - через четыре часа после аварии врачи констатировали смерть одного из лучших гонщиков XX века.
В первые дни после гибели "бразильского волшебника" итальянскими следственными органами было выдвинуто пять версий причины аварии. Версия первая - ошибка пилота. Недовольный результатами первых двух гонок, Сенна, поглощенный борьбой с преследующим его Шумахером, увлекся, вошел в поворот на слишком большой скорости и не удержал свой "Вильяме" на траектории. В это трудно поверить - ведь на трассе в Имоле Сенна побеждал чаще всего. Версия вторая - подвела трасса.
Весной 1994 года покрытие автодрома полностью сменили. Дорогу еще не успели обкатать, она была скользкой, поэтому многие гонщики жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Но тогда катастрофа произошла бы сразу после ухода с трассы "пэйс-кара", который водил за собой пелетон все шесть кругов.
Версия третья - подвели шины. Ведь после столкновения Лами с Лехто конец стартовой прямой и вход в поворот "Тамбурелло" усеяли мелкие и острые осколки разбитых автомобилей, которые могли повредить покрышки "Вильямса" Сенны. Но после детального исследования шин машины комиссия пришла к выводу, что на них нет других повреждений, кроме как от удара о бетонную стену. Версия четвертая - слабое здоровье гонщика. Ни для кого не секрет, что при управлении болидом "Формулы-1" возникают огромные перегрузки, особенно при разгонах и поворотах. Иногда даже случается кратковременная потеря сознания. Проверить это теперь невозможно. Не помогли и результаты вскрытия тела. Однако представляется невероятным, что такой тренированный спортсмен как Айртон Сенна упал в обморок на первом же повороте. Версия пятая - поломка рулевого управления.
После соревнований в Бразилии и Японии Сенна пожаловался на тесноту в кокпите "Вильямса" Дпя улучшения посадки гонщика было решено немного приподнять руль Рулевую колонку разрезали и вставили внутрь трубку меньшего диаметра. Как потом установила экспертиза, она была тонкостенной и старой. В результате из-за сильной вибрации корпуса машины трубка могла треснуть в месте сварки. Если это случилось на самом деле, то Сенна крутил руль, не имея ни малейшей возможности изменить траекторию движения. Кроме того, на всех фотографиях места аварии четко виден рядом с разбитым корпусом кусок рулевой колонки. Эта версия самая правдоподобная. Да и камера, установленная на "Беннетоне" Михаэля Шумахера, ясно показывала, что машина Сенны не вписалась в траекторию, а пошла прямо на стену. Несколько экспертных комиссий так и не пришли к определенным выводам. Высказывавшиеся мнения зачастую были диаметрально противоположными.
Свои расследования проводили и родственники погибшего гонщика, и компания "Ллойд", которой пришлось выплатить страховку в размере 33 миллиона долларов. Но и они не смогли установить истинную причину аварии "Вильямса". Причина же смерти спортсмена установлена, хотя и не названа официально - стальной рычаг подвески вонзился ему в шею между шлемом и защитным щитком. Специалисты установили, что рулевая колонка "Вильямса" была сломана. Причем сломана именно в том месте, где она подвергалась модификации по личной просьбе Сенны. Но ответить на вопрос, была ли ее поломка причиной аварии или только следствием, эксперты не смогли.
Дело закрыто, и вещественные доказательства по решению итальянской прокуратуры возвращены их номинальным владельцам. То, что осталось от машины, судебные власти передали команде Фрэнка Вильямса, а шлем вручили родным Айртона и представителю компании-изготовителя "Белл Рейсинг". В тот же день в Болонье он был уничтожен. По поводу обломков автомобиля ходили разные слухи. Говорили, что печальная реликвия займет место в музее Высказывалось даже кощунственное предположение, что команда продаст ее с аукциона. Однако обломки "Вильямса ФВ- 16Б" ждала та же судьба, что и шлем. Владелец команды Фрэнк Вильяме заявил, что "машина уничтожена - и эта история окончательно завершена ..." |