13 августа 1937 года в Арктике исчез самолет "СССР Н-209" под командованием Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского вместе с пятью членами экипажа. После благополучных перелетов в США В. Чкалова и М. Громова Сигизмунд Леваневский - незаурядный и честолюбивый летчик, прославившийся в челюскинской эпопее, - решил направиться в США по иному маршруту, но уже не только для установления рекорда, а и с коммерческой целью - с грузом товаров на борту. В экипаж, возглавляемый Леваневским, вошли: второй пилот, опытный заводской летчик-испытатель Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, авиамеханики Николай Годовиков и Григорий Побежимов, радист Николай Галковский.
12 августа 1937 года состоялись торжественные проводы самолета на Чкаловском аэродроме Москвы. Леваневский внешне выглядел совершенно спокойным. В настроении же членов экипажа чувствовалась какая-то подавленность. В 18 часов 15 минут тяжело груженный самолет с трудом оторвался от бетонной полосы и вскоре исчез в вечернем московском небе. В эту минуту вряд ли кто-нибудь из провожавших не думал, что его больше не увидит ни один человек на Земле. Непоправимой ошибкой был старт самолета именно в те дни, когда над просторами Арктики бушевал мощный циклон. Следствием этого была многокилометровая облачность и сильнейший встречный ветер. При средней скорости самолета порядка двухсот с небольшим километров в час воздушный поток мог уменьшить ее почти вдвое.
И все же, несмотря на крайне сложные условия, через 19 часов 25 минут полета (в 13 часов 40 минут 13 августа) самолет "СССР Н-209" достиг Северного полюса, о чем штаб перелета был извещен радиограммой № 18. А следующая радиограмма - № 19, полученная в 14 часов 32 минуты, - несла крайне тревожную весть: "Отказал крайний правый мотор из-за неисправности маслосистемы. Идем на трех моторах в сплошной облачности. Высота 4600 метров. Очень тяжело". Эта радиограмма стала последней ясно и четко принятой информацией с борта самолета. Все последующие сообщения радиостанции Леваневского были отрывочны и невнятны. В 15 часов 58 минут в Якутске приняли: "Все в порядке. Слышимость очень плохая". В 17 часов 53 минуты на мысе Шмидта: "Как меня слышите? Ждите..."
Все радиостанции Советского Союза, а также американского и канадского корпусов связи, многочисленные станции радиолюбителей вели непрерывное прослушивание эфира на волнах радиостанции "Н-209". Эфир молчал. Связь с экипажем прервалась. Первыми на поиски вылетели три американских самолета. Стартовав 14 августа с Аляски, они направились в северном, северо-восточном и северо-западном направлениях. Безрезультатно. Когда исландские рыбаки нашли у берегов Гренландии доски с надписью "Август-1937", к поискам подключился известный американский полярный исследователь и летчик Губерт Уилкинс. С Аляски же совершили несколько вылетов два советских пилота - Алексей Грацианский и Василий Задков. Никаких следов "Н-209"...
Между тем выяснилось, что несколько радиостанций в СССР и в городе Анкоридже (Аляска) сумели поймать новые фрагменты лк передач радиостанции Леваневского. Так, 14 августа в 17 часов ] 44 минуты московского времени радиостанция в Анкоридже перехватила: "Не имеем ориентировки. Затруднения с передатчиком". 16 августа радиостанции в Иркутске и Архангельске прослушивали неразборчивые обрывки работы радиопередатчика на аварийной частоте РЛ. Однако лишь месяц спустя - 14 сентября - поисковая экспедиция под командованием начальника полярной авиации Марка Шевелева прибыла на остров. Но уже наступала полярная ночь, к тому же бушевала метель. Только 7 октября Михаил Водопьянов совершил, по сути, один-единственный серьезный поисковый полет. Он продолжался 10 часов - это был первый в мире ночной полет за Северный полюс. К сожалению, экипаж Водопьянова ничего не обнаружил. Многомесячные поиски в Северном Ледовитом океане, на побережьях Таймыра, Чукотки и Аляски не дали никаких результатов, хотя неподтвердившихся сведений об обнаружении остатков самолета, его груза или следов передвижения экипажа было немало.
В мае 1938 года вышло постановление советского правительства о прекращении поисков. Об этой трагедии написаны Десятки статей с самыми разнообразными версиями происшедшего, вплоть до совершенно абсурдных типа "тайного бегства экипажа на Запад в поисках защиты от репрессивного советского монстра" или "захвата экипажа гигантским инопланетным кораблем". Между прочим, когда в Великую Отечественную войну был сбит фашистский ас, внешне напоминавший Леваневского, это привело в замешательство военных летчиков, пока не разобрались, что это не он... Тайна арктической катастрофы 13 августа не разгадана до сих пор. |