Шведская писательница. Автор повестей для детей «Пеппи —
Длинный чулок» (1945—1952), «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
(1955—1968), «Расмус-бродяга» (1956), «Братья Львиное Сердце» (1979), «Роня,
дочь разбойника» (1981) и др.
Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который
живёт на крыше? «В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице, в самом
обыкновенном доме живёт обыкновенная шведская семья…» Наверное, вы думаете, что
дом этот выдуман, что знаменитая крыша, где поселился сказочный шалун, всего
лишь плод воображения… А вот и нет! Все те, кто живёт немножечко в
фантастическом мире: взрослые и особенно дети — с восторгом замирают у дома №
46 по улице Далагатан, где ко входной двери прибита табличка «Карлсон, который
живёт на крыше». Здесь с 1941 года на втором этаже разместилась квартира
лучшего сказочника мира Астрид Линдгрен. А сказочник, по всем нашим детским
представлениям, и должен быть старым, несуетливым, никуда не торопящимся
человеком. Смерть потому, наверное, и щадит «маму Карлсона», что жить в мире,
где существуют ещё настоящие сказочники, теплее и уютнее.
Может быть, судьба Астрид и не всегда оборачивалась к
писательнице чудесной стороной, но Линдгрен всегда считала, что «детство не
возраст, а состояние души». Человек формируется всю жизнь: меняет взгляды,
привычки, принципы, и лишь детство остаётся неизменной константой на весь наш
путь, и всякий несёт в себе собственную судьбу как крест или как яркий, весёлый
фонарик.
Она могла бы стать добропорядочной шведской крестьянкой, ибо
детство её прошло в краю, который до сих пор называют «мрачным». Её отец
Самуэль Август Эрикссон не был состоятельным человеком, он арендовал кусок
земли у местного священника и работал на ней до седьмого пота. Пожалуй, семья
Астрид сегодня вызывает умиление у людей, живших простыми патриархальными
ценностями. Они работали в поле, ухаживали за скотом, а в свободное от тяжёлого
труда время гуляли по живописным, хотя и суровым хвойным лесам Смоланда (так
называлась местность, где провела детство Линдгрен), сидели подолгу на покрытых
сизым мхом валунах, а когда уж совсем было зябко и вьюга заносила двери хуторских
жилищ, рассказывали друг другу сказочные истории. Во всяком случае, сегодня
воспоминания Линдгрен рисуют именно такую лубочную картинку. Мать и отец любили
друг друга с девяти лет и столь нежно относились друг к другу всю долгую жизнь.
О такой любви в сегодняшнем вовсе не сказочном мире и говорить не приходится:
она растаяла вместе со свечами в тихие зимние далёкие вечера.
Во всяком случае, одно кажется нам, прагматикам, несомненной
правдой — в семье Эрикссонов царил уют, взаимопонимание и доброе отношение к
домочадцам. Астрид росла, вероятно, бойкой девчушкой, не чета своим
увальням-братьям. В их крестьянскую усадьбу частенько захаживали бродяги и
просились переночевать на скотном дворе или сеновале. В их необычном,
беспорядочном облике девочке мерещилось нечто сказочное, и Астрид не слишком
сдерживала себя, фантазируя напропалую — благо у будущей писательницы маленьких
слушателей всегда было предостаточно, — братья и сёстры Эрикссоны
благодарно внимали рассказчице.
Да и в школе Астрид поражала учителей своими яркими
сочинениями. Она много и беспорядочно читала, а потому пугалась, когда ей
пророчили славу известной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. С одной
стороны, было бы неплохо померяться славой со знаменитостью, с другой — очень
хотелось вкусить многие радости жизни, а оставаться книжным червём,
писательницей, Астрид представлялось весьма скучной перспективой.
Начало взрослой жизни ознаменовалось для Астрид большим
скандалом. Она забеременела, да ещё и отказалась выйти замуж за отца будущего
ребёнка. И если первое событие лишь слегка шокировало спокойных шведских
провинциалов, то своеволие согрешившей потрясло их до глубины души. Таких
нравов Смоланд — родина знаменитой шведской спички — ещё не видывал. В силе
духа Астрид, конечно, не откажешь, но неизвестно, как бы повернулась её судьба
— не помоги своей любимице родители. Они отправили Астрид в Стокгольм, подальше
от пересудов, и, надо сказать, дочка не подвела. Вначале она устроилась
работать секретаршей в контору, потом уехала в Копенгаген, где и родился сын
Ларс. Жизнь в большом мире оказалась непростой. Молодая мать вынуждена была
отдать младенца няньке, а сама поселилась в пансионе. Сердце разрывалось на
части от разлуки с сыном, но Астрид выстояла, а вскоре и весьма удачно вышла
замуж за своего шефа Стуре Линдгрена, преуспевающего бизнесмена. Муж, если
можно так выразиться, представлял собой обычный тип «нового шведа». Он много
работал: шутка ли, дослужился до директора Всешведского торгового
автомобильного объединения; обеспечивал семью, лихо «закладывал за воротник» и
предоставлял жене «счастливую возможность» просиживать вечера в одиночестве,
проявляя себя в качестве примерной жены и заботливой матери. В одном из
интервью Астрид сказала, что после смерти Стуре в 1952 году у неё никогда не возникало
желания второй раз вступить в брак.
Существование Астрид напоминало жизнь многих и многих женщин
всего мира, небедных, обременённых детьми и не обременённых мужниной верностью.
Но Астрид не была бы Астрид, если бы однажды не посетила её великолепная идея.
О начале своей писательской деятельности она любит рассказывать — ещё
бы! — в этой истории есть где размахнуться её ироническому таланту. Когда
дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели
несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей
рассказать. «Однажды, когда я не знала, о чём повествовать, она сделала заказ —
о Пеппи — Длинный чулок. Я не спросила, кто это, и начала рассказывать
невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки».
Конечно, Астрид и не помышляла, что эти «лекарственные» истории превратятся в
книгу. Но… в сказке ведь всегда случается что-то чудесное, если даже сначала
оно, чудесное, и кажется грустным. «Как-то вечером в марте 1944 года мне надо
было навестить одного моего друга. Шёл снег, на улицах было скользко, я упала и
сломала ногу. Некоторое время мне пришлось полежать в постели. Заняться было
больше нечем, и я начала стенографировать свои истории о Пеппи, решив
преподнести рукопись в подарок дочке, когда ей исполнится в мае десять лет…»
Любимая шутка Линдгрен заключает этот нехитрый рассказ «я
имею обыкновение говорить, что как писатель я „продукт каприза природы"».
Как и почему Астрид всё-таки решила отправить работу в
издательство — об этом история умалчивает. Известно лишь, что короткое
сопроводительное письмо она закончила словами. «Надеюсь, вы не поднимете
тревогу в ведомстве по охране детей…» Рукопись книжники вернули без ответа с
молниеносной быстротой. Но Астрид не так просто было свернуть с намеченного
пути. Издательство «Рабен ок шегрен» первым напечатало историю Пеппи. Мало
того, рукопись Линдгрен признали лучшей на проводившемся в ту пору конкурсе
детских произведений. И вот уже больше пятидесяти лет героиня Линдгрен
проживает в 20 странах мира, восхищая малышей своей несообразностью, силой и
добротой.
Популярность своих сказок Астрид объясняет умением
вслушиваться в себя. Она утверждает, что никогда не сочиняет, рассчитывая на
детей. «Если хотите знать, я вообще не думаю о них, когда пишу. Я думаю только
о себе и моих героях. Я пишу такие книги, которые бы понравились детям, как
если бы я сама сейчас была ребёнком».
Умение быть чуткой к окружающему миру отличает характер
Астрид. Ну кому в голову придёт поселить персонаж на крышу, кто заставит
обычную девчонку поднять лошадь? Но подобное не есть лишь плод её буйной
фантазии, поражает в Астрид её умение слушать и слышать детей.
Идею «Карлсона, который живёт на крыше» тоже подсказала
дочь. Но кому дети не «бросали» гениальные идеи? И только Астрид обратила
внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остаётся одна, к
ней в комнату через окно влетает маленький весёлый человечек, который прячется
за картину, если входят взрослые. «Так появился Карлсон — красивый, умный и в
меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но тогда его звали Лильем
Кварстен. В небольшом рассказе для шведского радио его уже звали Карлсоном, и
он был очень положительным человечком, добрым настоящим другом Малыша. Он был
великолепным мужчиной. Но когда я начала писать о нём книгу, он почему-то не
захотел оставаться примерным и превратился в маленькое толстенькое ужасное
существо, правда, с пропеллером».
Однако не следует думать, что сочинение сказок сплошное
удовольствие, навроде душистого малинового чая при простуде. Астрид работает
над своими произведениями долго и тщательно, отделывая каждую строчку. «Со
времён моего секретарства я отлично умею стенографировать, и это оказало мне
неизмеримую помощь в моём писательском труде. Поэтому пишу я быстро, но затем снова
и снова перерабатываю каждое предложение, пока оно не становится таким, каким
мне хочется его видеть. Всю эту переработку я осуществляю ещё в стенограмме.
Причём каждую главу я обсуждаю сама с собой, пока не почувствую, что она
совершенно готова. Тогда лишь я сажусь за пишущую машинку и с неимоверной
быстротой перепечатываю все начисто, ничего не изменяя».
Линдгрен создала принципиально новый тип сказки. Её истории
ничего общего не имеют с мистикой, они происходят среди нас с вами, в самой
обычной жизни, прямо посреди бела дня, в нескольких шагах от привычной
городской жизни, но только рассказаны все эти истории с такой добротой,
занимательностью, юмором, что их хочется перечитывать даже взрослым.
Сегодня Линдгрен одна из самых знаменитых женщин Швеции. Её
книги переведены почти на 30 языков и никогда не залёживаются на прилавках. Она
лауреат многих премий. А ещё она по-прежнему любит детей и считает, что самое
прекрасное в её так быстро пролетевшей жизни — дети. К сожалению, её первенец,
Ларс, уже умер. Но зато есть дочка, семь внуков и правнуки. До самого
последнего времени Астрид собирала своё многочисленное семейство и выезжала с
ним за границу, ещё совсем недавно она играла с детьми и вместе они сочиняли
истории, но «старость — отвратительная вещь», — сказала она как-то.
Линдгрен по-прежнему старается вести деятельный образ жизни: отвечает
многочисленным корреспондентам, встречается с журналистами и даже пишет статьи
на гуманитарные темы, но сказки больше не рождаются, книги — её самые близкие
друзья — она теперь читать не может: почти совершенно потеряла зрение. И из
Стокгольма она больше не выезжает.
И всё же рассказ о Линдгрен хотелось бы закончить на
оптимистической ноте, потому что эта женщина прожила счастливую жизнь, смогла
утвердиться как личность, родила и воспитала детей и подарила мировой культуре
новую детскую книгу, которая благодаря Астрид стала «взрослой», так как ею
зачитываются люди любого возраста.
P.S. Астрид Линдгрен ушла из жизни 28 января 2002 года.