Потребность в
женском божестве, в поклонении матери, защитнице и помощнице сильна была в
любых культурах и религиях. В Древней Греции почитали Деметру, в Малой Азии —
Кибелу, в Древнем Египте — Исиду. Но в христианской Деве Марии впервые
воплотилось реальное человеческое начало — женское и материнское, понимаемое,
как божественное. Предназначение женщины впервые было осознано обществом как
служение высшим целям, как соединение ее с Абсолютом. Приход нового человека в
мир признавался таинством, у истоков которого стояла Мать. Непорочное зачатие
было исполнено глубокого смысла — материнская миссия женщины осуществляется при
непосредственном участии Всевышнего, без вмешательства грубых материальных
сил. Господь, как известно, разыскивал
Мать Иисуса, словно обычный земной мужчина выбирал Мать, которая продолжит его
род. В канонических евангелиях образ Девы не слишком занимает воображение
авторов, но в апокрифе «История Иакова о рождении Марии» главная героиня с
самого начала выступает избранницей Божией. Для Отца оказались важными не
только святость самой Марии, но и достоинства ее семейного клана и даже ее
национальное происхождение. Поначалу Господь отметил своей печатью «израилев
народ», потом в нем выделил ветвь Давида и долго ждал, пока это дерево не
принесет райский плод — достойную женщину для Его божественного Сына. Евангелие от Иакова начинается с описания
того, как будущие родители Марии, престарелые Иоаким и Анна, скорбят о своей
бездетности. Иоаким удаляется в пустыню пасти стада, а жена его молит Бога
послать ей ребенка. Наконец появляется ангел, возвещающий, что у Анны родится
дочь. Родители дают обет посвятить ее Богу. Когда Марии минуло три года, Иоаким
во исполнение обета отвел дочь в Иерусалимский храм. В храме Мария оставалась
до двенадцати лет. Как и положено святой Деве, она питалась не обычной пищей, а
небесной, которую приносили ей ангелы — словом, принимала «витамины»,
положенные женщине, чтобы родить божественного младенца. Когда Мария вступила в
пору отрочества, жрецы храма по велению все того же гонца Всевышнего — ангела —
созвали вдовцов, чтобы выбрать среди них хранителя и защитника Девы. На этом
необычном собрании из посоха плотника Иосифа вылетела голубка и села ему на
голову, что сочли небесным знаком, и препоручили Марию этому почтенному
старцу. Дальнейшая судьба святой Девы
известна по Новому Завету. Вездесущий ангел Гавриил, посланный в город Назарет,
возвестил Марии, что она обрела благодать у Бога и вскоре родит Ему сына, и
наречет его Иисусом. Мария поинтересовалась, каким же образом это случится,
если она девственница. И ангел ответил, что Дух Святой снизойдет на нее и сила
Всевышнего ее осенит. Кротость и покорность, с какими Мария приняла свою
судьбу, стали основным лейтмотивом иконных образов Богородицы, а женственность
и материнство в западной культуре ассоциируются с терпеливостью и смирением
святой Девы. Апофеозом ее жизни стало Рождество Христово.
В Вифлееме, куда
Мария направилась вместе с Иосифом, чтобы принять участие в переписи, появился
на свет божественный Сын. Собственно, вся последующая жизнь святой Девы — лишь
служение Иисусу, причем на этом крестном пути Мария соединила в себе все
непорочные женские ипостаси — матери, сестры, спутницы. Недаром в
апокрифическом Евангелии от Филиппа подчеркивается, что мать Иисуса, его сестра
и Мария Магдалина носили одно и то же имя
Однако святую Деву нельзя воспринимать как нечто похожее на сосуд, в
котором перенесли на землю богочеловека. С появлением ребенка для Марии началось
осознание окружающего мира. Если ее сын
не нуждался в духовной эволюции — он пришел к людям уже гармоничным и
самодостаточным, — то для матери этот подъем к вершинам божественного бытия
стал подвигом обретения личности. Чего стоят только эти бесчисленные
пророчества о будущем Иисуса? Что должна была понимать мать, глядя на
беспомощного младенца, когда благочестивый старец Симеон, взяв из ее рук
ребенка, провозгласил, обращаясь к Марии: «Вот Он лежит на падение и на
восстание многих во Израиле и в знамение пререкаемое, Тебе же самой душу
пройдет меч»? Какие чувства испытала бедная женщина, увидев волхвов в
собственном доме, которые пали ниц перед ее крохотным дитятей? Конечно, Мария являлась существом
богоизбранным, но избранность ее вовсе не подразумевала легкости земного пути
или дара от Всевышнего в виде абсолютной мудрости.
Чтобы многое понять, Мария
принуждена была страдать, а особая божественная печать означала лишь особую
остроту этих страданий. Вот, Иосиф и его жена обнаружили на обратном пути из
Иерусалима, что Иисус потерялся в большом городе. Они бросились его разыскивать
и нашли на одной из галерей, окружавших храм, где обычно проводили время в
богословских беседах и толкованиях Закона раввины и книжники. Иисус сидел с
мудрецами, слушал их и задавал вопросы.
«Дитя Мое, — воскликнула Мария, — почему Ты с нами так поступил? Вот
отец Твой и Я с болью Тебя ищем». «Что
же вы искали Меня? — ответил Иисус. — Не знали вы, что Мне надлежит быть во
владениях Отца Моего?» Ребенок
становился загадочным, его великая миссия все настойчивее проявлялась во
внешнем мире, а вместе с взрослением росла и трагическая напряженность вокруг
Иисуса, приближался день Голгофы. Марии было открыто, что ее сын — Помазанник
Господень. Но невозможно себе представить, сколько духовных сил необходимо
матери, чтобы сохранить веру в высокое предназначение рожденного тобой ребенка.
Будничная назаретская жизнь мало давала поводов для ожидания чуда. Франсуа
Мориак, тонкий знаток человеческой души, писал: «Ребенок становился юношей,
взрослым человеком. Он не был велик, Его не называли Сыном Всевышнего; у Него
не было престола, но лишь табуретка у огня в бедной хижине. Мать могла бы
усомниться, но вот свидетельство Луки: «Мария сохраняла все в сердце Своем»...
Она хранила пророчества в сердце и не говорила о них никому, быть может, даже
Своему Сыну». Евангелист Лука говорит,
что односельчане любили Иисуса, но для них Он был всего лишь сельским юношей,
одним из многих, может быть, только чуть-чуть
странным, погруженным в свои, никому не ведомые думы. Когда же он начал проповедовать,
это вызвало искреннее удивление у земляков. Многочисленная родня Марии и ее
Сына, мирок которых ограничивался улицей, работой, домом, тоже не восприняла
Иисуса посланцем Божиим. Узнав о проповеди в Капернауме, Его братья сочли Сына
Марии безумным. Душевное одиночество
Иисуса отражают и не записанные в Евангелии Его слова: «Те, кто рядом со Мной,
Меня не поняли». Единственным близким существом оставалась Мать. Обожествление Марии далеко не сразу было
принято христианской церковью. В трех Евангелиях мать Иисуса даже не названа
среди присутствовавших при распятии. Только в Евангелии от Иоанна Мария
оказывается у креста и Сын поручает ее своему любимому ученику.
В Деяниях
апостолов святая Дева упомянута пребывающей в молитве после казни Христа вместе
с учениками и братьями его. Еще в IV веке между отдельными группами верующих
шла борьба по вопросу о том, как относиться к культу Марии. Епископ кипрский
Епифаний, живший в середине IV века, осуждал тех почитателей Девы, которые
«стараются ставить ее вместо Бога и говорят о ней, увлеченные каким-то безумием
и умоповреждением». В доказательство того, что Мария не является основным лицом
в христианском культе, Епифаний ссылался на отсутствие каких-либо сведений в
священном писании.
Только в конце IV века
появилось сочинение анонимного автора «Об успении Марии». В нем рассказывается
о последних годах жизни Матери Иисуса, ее смерти и вознесении на небо. Согласно
этим данным, Мария после казни Сына некоторое время жила в Иерусалиме вместе с
Иоанном. Затем она переселилась в малоазийский город Эфес, где активно
проповедовала идеи Сына. Перед смертью она вернулась в Иерусалим. Кончина ее
сопровождалась различными чудесами: сам Иисус в окружении множества ангелов
спустился на сверкающем облаке и принял ее душу. К моменту успения Марии в
Иерусалим прибыли все апостолы, кроме Фомы. Они и похоронили ее. На третий день
после смерти святой Девы пришел Фома и захотел посмотреть тело умершей.
Апостолы по его просьбе открыли фоб, но он оказался пустым. Вечером, когда ученики
Иисуса, собравшись вместе, обсуждали это событие, «отверзлись небеса» и
показалась Мария. Как и ее Сын, она воскресла в своем человеческом облике.
В IV—V веках установился культ Марии. Ее
начали называть «Богородицей» и «Богоматерю», в честь нее учреждаются
праздники, ее образ становится для страждущих единственной отрадой среди
непонимания и жестокости этого мира. |