Русская писательница и теософ. Путешествовала по Тибету и
Индии. Под влиянием индийской философии основала в 1875 году в Нью-Йорке
Теософское общество.
Одна из самых закрытых для женщин областей деятельности —
философия, рефлексивная мыслительная работа. Может быть, по-житейски дамы
подчас и умнее сильного пола, однако в эмпиреи отвлечённого знания они
поднимаются с большим трудом, да и то на уровне школьной программы. Пожалуй,
единственной женщиной в мире, которая не побоялась проникнуть в дебри сложных
умозрительных конструкций, была Блаватская. Да и то, изыскания Елены Петровны с
большим трудом можно назвать чисто философскими, это, скорее, оккультизм,
связанный с религией.
Соотечественникам остаётся только гордиться, что из обычной
русской барышни выросла такая удивительно нестандартная личность. Среди предков
Елены Петровны было много исторических личностей России, Франции, Германии.
Девочка воспитывалась в основном в семье бабушки по матери, образованной, можно
сказать, исключительной женщины. Она переписывалась со многими знаменитыми
естествоиспытателями, один из которых даже назвал в честь неё найденную им
ископаемую раковину — Venus-Fadeeff. Бабушка завела в доме загадочный кабинет,
который воспламенял живое воображение маленькой Блаватской. Много диковинных
вещей видела девочка, проникая за таинственную дверь — чучела разных зверей и птиц,
яркие цветы на стене. Приходя в бабушкин кабинет, девочка садилась на чучело
чёрного моржа, и в сумерках ей казалось, что зверь начинал шевелиться.
Немудрёно, что именно здесь, как утверждала Блаватская, ей и являлся впервые её
учитель — индус в белой чалме, всегда один и тот же.
Её мать занималась литературным трудом — довольно редкая для
женщины профессия в середине прошлого века. Читающей публике она была известна
под псевдонимом Елизавета Р-ва. Её называли русской Жорж Санд. Когда Лене
исполнилось одиннадцать, её двадцативосьмилетняя мать умерла. С тех пор девочку
стали преследовать «голоса» и с ней начали случаться странные необъяснимые
происшествия.
Однажды когда она упала с лошади, то ясно почувствовала
чьи-то руки, которые поддерживали её, чтобы она не разбилась. Другой случай
произошёл с Блаватской, когда она была ещё совсем крошкой. Высоко на стене
висела картина, задёрнутая белой материей, которую девочка по детскому
любопытству непременно хотела посмотреть. Она соорудила пирамиду из двух столов
и влезла на неё, упираясь рукой в пыльную стену. В то мгновение, когда девочка
отдёрнула уголок занавески, она потеряла равновесие. И больше она уже ничего не
помнила. Очнулась она совершенно невредимая, на полу, столы стояли на своих
прежних местах, занавеска на картине была задёрнута, и только след маленькой
ручки на стене доказывал, что случившееся происходило наяву. Вот такие
удивительные истории происходили в детстве с Еленой Петровной.
В восемнадцать лет она вышла замуж за пожилого
непривлекательного господина Блаватского. Поговаривали, что она сама сделала
ему предложение, а следующие три месяца после свадьбы отбивалась от мужа,
который требовал от неё выполнения супружеских обязанностей.
Второй период жизни Блаватской известен мало. По официальной
версии, почерпнутой из её биографии, изданной в России в 1997 году, Блаватская
путешествовала: из Константинополя поехала в Египет, потом в Афины. Объездила
Малую Азию и Северную Африку, изучала языки, общалась с бедуинами и
африканскими колдунами. В 1851 году она встретила Махатму Мориа, главу
эзотерической философской школы «Белое братство», которая базировалась в
монастырях Тибета. Все последующие годы Махатма посылал Елене Петровне
таинственные послания — письма в маленьких конвертиках, которые падали буквально
с потолка, то есть материализовались прямо на глазах у изумлённых поклонников
Блаватской.
Но есть и другая, семейная версия, которую изложил её
двоюродный брат Сергей Витте (выдающийся русский политик). Елена, сбежав от
мужа, поступила в Константинополе в цирк, вышла замуж второй раз за оперного
певца Миштровича, занялась спиритизмом, давала фортепьянные концерты в Париже и
даже родила сына Юрия. По слухам, ребёнок умер в младенчестве. Конечно, Елена
Петровна решительно отрицала столь неприятные для неё факты и даже собиралась в
последние годы жизни подать в суд на газету «Сан», опубликовавшую эти сведения,
и представить доказательства того, что она девственница.
Последние 18 лет жизни Блаватская была на виду, и об этом
периоде осталось множество свидетельств. Кроме того, в это время она написала
все свои основные работы, в которых изложила сущность своей доктрины.
Блаватская исходила из того положения, что человечество, достигнув современной
цивилизации, утеряло Мудрость своего детства, оно осиротело, когда Великие
Посвящённые, дав возможность человеку самостоятельно развиваться, перестали
направлять его развитие. Однако всякому понятно, что разум земной мало преуспел
в разумном устройстве жизни и он по-прежнему нуждается в советчиках. Вот
поэтому время от времени Учителя и посылают в мир с определённой
просветительской миссией своих посредников.
Блаватская считала себя наделённой этими полномочиями,
миссионером, способным принести людям свет эзотерической истины, которая
откроет человечеству подлинные его возможности, прежде всего психологические.
Елена Петровна неоднократно подчёркивала, что пером её водит некая мудрая сила,
что жизнь и смерть её не зависят от её желания. Когда она заболевала, к ней
всегда приходило чудесное и скорое исцеление. Последнее третье выздоровление
было особенно необыкновенным. Два доктора нашли её положение безнадёжным и
только удивлялись, как она ещё до сих пор жива с такими тяжёлыми недугами.
Ночью у неё началась агония, но когда появились первые солнечные лучи, утомлённые
сиделки увидели, что на кровати сидела спокойная, бодрая Елена Петровна. На
вопрос, что же с ней случилось ночью, она ответила: «Учитель был здесь. Он
предложил мне на выбор или умереть и освободиться, если я того хочу, или жить
ещё и кончить „Тайную доктрину". Он сказал мне, как тяжелы будут мои страдания
и какое трудное время предстоит мне. Но когда я думала о тех людях, которым мне
разрешено передать мои знания… я решилась пожертвовать собой». Удивление
докторов было неописуемым.
А что касается отказа Елены Петровны от авторства своих
сочинений, то один из её сподвижников, Олькотт, вспоминал, что Блаватская имела
четыре совершенно разных почерка, в зависимости от освещаемого вопроса. И в
стиле просматривались разительные несовпадения: некоторые страницы написаны
были отличным английским языком, а другие требовали многих поправок.
В 1875 году Блаватская вместе со своими сторонниками
основала Теософское общество, задачей которого стало преодоление конфликтов
современной цивилизации: между материальностью и духовностью человека, между
религией и наукой. Противоречию этих полюсов в новой культуре была
противопоставлена гармония древних философов, умевших слить воедино эти,
казалось бы, несовместимые вещи. Была учреждена библиотека, основная задача
которой состояла в популяризации тех знаний, которые утрачены современным
человечеством. Резиденцией общества стали окрестности Мадраса, где на морском
берегу, в местечке Адьяр, был куплен уютный дом с садом.
Конечно, вокруг имени Блаватской кипели нешуточные страсти.
В 1884 году разразился скандал. Её верные слуги, супруги Куломб, опубликовали
письма Блаватской, в которых она подробно излагала, каким образом производить
«феномены». Это были инструкции, кому и как подложить записочку, когда
постучать по стене. Выяснилось, что являвшиеся на заседание Теософического
общества бестелесные образы гималайских мудрецов всего лишь — куклы, сшитые из
кисеи.
Елена Петровна заявила, что претензии Куломбов, которые
оказались хитрее самой хозяйки и хотели, по-видимому, выманить немного деньжат
— грубый шантаж.
Лондонское общество психических исследований командировало в
Индию своего эксперта Р. Горджонса провести специальное расследование. Он
пробыл в Индии три месяца и привёз в Европу неоспоримые доказательства
мошенничества Блаватской. Опубликованные письма Елены Петровны даже страстных
её поклонников поразили откровенным цинизмом.
«Постарайтесь, — наставляла она госпожу Куломб, —
если вы рассчитываете на успех, иметь других зрителей, кроме только наших
домашних дураков».
Во время этого скандала Елена Петровна познакомилась со
старшим братом русского философа Сергея Соловьёва, писателем Всеволодом
Соловьёвым. Она была с ним довольно откровенна, желая привлечь в свою организацию:
«Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать. Я уже давным-давно поняла этих
душек людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Чем
проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удаётся. Если бы вы знали, какие
львы и орлы во всех странах света под мою свистульку превращались в ослов и,
стоило мне засвистеть, послушно хлопали мне в такт огромными ушами!»
Соловьёв назвал Блаватскую «ловцом душ» и безжалостно
разоблачил её в своей книге. В результате его усилий парижский филиал Теософического
общества перестал существовать.
Тактика Блаватской по «поимке» душ была проста. Елена
Петровна делалась другом очередной жертвы. Потом у этого человека неожиданно
открывалась предрасположенность к теософии и прочим эзотерическим знаниям — ему
являлся махатма. Далее свежепосвященному теософу Блаватская поручала особо
важное дело: обычно уповалось на враждебный обществу заговор. Состояние обороны
сближало людей и делало их сообщниками.
Она, безусловно, обладала магнетическим обаянием, которому
трудно было противостоять. Сергей Витте писал: «В ней было что-то демоническое…
Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я ни у кого в жизни
не видел. И когда она говорила неправду, эти глаза страшно искрились, меня
поэтому не удивляет, что она имела громадное влияние на людей».
Специалисты Лондонского общества психических исследований
объявили Елену Петровну «одной из наиболее совершенных, остроумных и интересных
обманщиц эпохи». Наверное, её с полным правом можно назвать Калиостро в юбке. И
всё же многие продолжают почитать в Блаватской величайшего мыслителя, человека,
указавшего земному жителю истинный путь. После смерти Елены Петровны осталось
60 тысяч членов Теософического общества — движение существует и по сей день.
Блаватская открыла путь на Запад буддизму и медитации,
кришнаитам и йогам, учениям о карме и инкарнации. Теософические идеи повлияли
на творчество Г. Малера, Я. Сибелиуса, А. Скрябина, В. Кандинского, П. Гогена.
«Американцы должны быть благодарны Мадам Блаватской уже за то, — писал в
1970 году Курт Воннегут, — что она поделилась с ними мудростью Востока,
без которой они до сих пор не могут обойтись. Если она эту мудрость неправильно
поняла или приукрасила отсебятиной, то все равно вреда от её учения не больше,
чем от любого другого».
Повлияла деятельность Блаватской и на
национально-освободительное движение в Индии. Махатма Ганди благоговейно
говорил, что был бы счастлив коснуться края платья госпожи Блаватской.
Она скончалась, по легенде, за рабочим столом, как истинный
воин духа, на посту. Тело её было сожжено, а пепел разделён на три части: одна
часть хранится в Адьяре, другая — в Нью-Йорке, третья оставлена в Лондоне. А
день её поминовения поклонники Елены Петровны во всём мире называют Днём Белого
Лотоса.