Французская писательница. Жена Ж.П. Сартра. Автор романов
«Гостья» (1943) «Мандарины» (1954), книги «Второй пол» (1949), повести
«Прелестные картинки» (1966), автобиографической трилогии (1958—1963) и других
произведений. Внесла весомый вклад в развитие философской мысли и феминистского
движения XX века.
Имя Симоны де Бовуар мало известно российскому читателю, а
если кому-либо оно и знакомо, то, вероятно, в связи с творчеством французского
писателя-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра. Между тем Симона де Бовуар одна из
наиболее выдающихся представителей литературного мира своего поколения.
Настоящий фурор в кругах интеллигенции Европы и Америки произвела её книга
«Второй пол», представляющая собой весьма спорную и хлёсткую полемику по поводу
положения женщины в современном мире. Эта книга, впервые опубликованная в 1949
году и частично переведённая на английский язык в 1953-м, считается одной из
важнейших работ XX столетия по феминизму. Она стала настоящим символом
сексуальной революции 1960-х годов.
Симона де Бовуар родилась в Париже. Она была первым ребёнком
в многодетной семье Франсуазы и Джорджа де Бовуар. С раннего возраста девочка
проявила свободолюбивый и непокорный характер, протестуя против католических
ограничений, которых придерживалось добропорядочное семейство де Бовуар. В 19
лет Симона объявила своим родственникам: «Я не хочу, чтобы моя жизнь
подчинялась чьему бы то ни было желанию, кроме моего собственного».
Джордж де Бовуар не в состоянии был обеспечить ни одну из
своих дочерей приданым. Симону это побудило к усиленной учёбе. Вскоре
замечательная студентка Сорбонны получила степень магистра и сделала успешную
карьеру.
В середине 1920-х, на одной из вечеринок, Симона
познакомилась с Жан-Полем Сартром, которого впоследствии описала в своей первой
автобиографии «Воспоминания прилежной дочери». «Товарищ по душе, —
определила она отношение с будущим знаменитым писателем, — в котором я
нашла всю свою страсть. С ним я могу поделиться чем угодно». Эта пара
действительно «делила» свои жизни в течение 51 года, до самой смерти Сартра в
1980 году. За исключением небольшого периода, во время Второй мировой воины и
ежегодных шестимесячных каникул в Риме, Бовуар и Сартр жили в разных квартирах,
встречаясь по вечерам для того, чтобы обсудить свои идеи, а также читать и
обсуждать работы друг друга. Их союз, который оба считали идеальным союзом
мужчины и женщины, нарушал традиционные понятия о браке и детях и включал в
себя по обоюдной договорённости договор «условных любовников». Однажды Бовуар
сказала: «Мы открыли особенный тип взаимоотношений со всей его свободой,
близостью и открытостью». Вместе Бовуар и Сартр сформировали центр
послевоенного Французского левого движения интеллектуалов и экзистенциалистов,
провозгласили «ангажированность» литераторов своего времени.
До 1943 года Бовуар преподавала философию в нескольких
колледжах Франции, а затем она полностью посвятила себя писательской
деятельности. Её первый опубликованный роман «Она пришла, чтобы остаться»
(1943) описывает любовный треугольник между левым интеллигентом, его давнишней
любовью и молодым любовником невесты — эмоционально болезненная ситуация,
пережитая Бовуар в первые годы её взаимоотношений с Сартром. Другие известные
работы Бовуар: «Все люди смертны» и «Кровь других» — так или иначе посвящены
интерпретации экзистенциальной дилеммы. В своих произведениях писательница
часто обращалась к собственным биографическим событиям. Так, в основу повести
«Мандарины» положен её роман с американским новеллистом Нельсоном Альгреном. В
повести есть тонко выписанные портреты Сартра, Альберта Камю и других
французских экзистенциалистов. За повесть «Мандарины» Симона была удостоена
престижной награды Прикс Конкорт в 1954 году. Другая работа Бовуар, «Женщина
разрушенная», объединяет три коротких рассказа о трех женщинах, которые
полностью подчинены судьбе.
Среди нехудожественных произведений Бовуар широко известны
четыре автобиографии, а также «Этика и двусмысленность» — чисто
экзистенциальная работа, демонстрирующая приверженность идее свободы выбора и
созвучная великому произведению Сартра «Бытие и небытие», «Долгий Март» —
исследование, посвящённое событиям в Китае, «Взросление» — монументальное
произведение об отношении общества к престарелым в различных культурах.
Но мировое признание Бовуар получила благодаря философской
работе «Второй пол». В ней Симона писала: «Человек не рождается, а скорее
становится женщиной. Ни биологическая, ни физиологическая, ни экономическая
судьба не определяют роли, которую играет женщина в обществе, эту роль
определяет цивилизация в целом, которая создаёт это существо — нечто среднее
между мужчиной и евнухом, — которое и называют женщиной».
После публикации эта работа, как единственная в своём роде и
весьма революционная, получила громадную известность, но и была разгромлена
суровой критикой. Резкие высказывания Бовуар по поводу отношения полов
спровоцировали нападки традиционалистов. Последние утверждали, что «Второй пол»
— наиболее напыщенное и претенциозное произведение писательницы, что оно
догматично и пессимистично. Некоторые критики считали, что взгляды Бовуар
унижают женщину, как якобы содержащие в себе предположения о врождённом
превосходстве мужчин. Однако в лице многих феминисток писательница нашла
горячих поклонниц, которые впервые в произведениях Бовуар увидели своего
подлинного глашатая, талантливого выразителя идей женского равноправия. До
настоящего времени проблемы, затронутые Симоной де Бовуар, имеют самое
актуальное значение.
Вместе с Сартром Бовуар выпустила несколько публикаций,
участвовала в маршах протеста, демонстрациях и в других антиправительственных
мероприятиях. Она писала манифесты, речи, лекции и статьи, отстаивая идеи
независимости, безопасности фабричных рабочих, разрешения абортов. В 1981 году
она опубликовала воспоминания о последних десяти годах жизни своего великого
спутника «Прощание с Сартром». Однако тень знаменитого писателя нисколько не
заслоняет собственного вклада Симоны в развитие философской мысли и
феминистского движения XX века.